Вернуться назад Распечатать

Опытный средний танк «Объект 907» (СССР)

В согласовании с предъявленными требованиями КБ заводов №75, №183 и ВНИИ-100 в течение 1952 - начала 1953 гг. выполнили эскизные проработки нового среднего танка, в конструкции броневой защиты которого были учтены советы ЦНИИ-48, приобретенные при отработке схем броневой защиты эскизного проекта среднего танка Т-22ср и результатов обстрела корпуса и башни макета А-22. Рассмотрение проектов нового среднего танка состоялось в Министерстве транспортного машиностроения 8-10 марта 1953 г. Доклад по проекту среднего танка конструкции ВНИИ-100, получившего потом наименование «Объект 907» (управляющий проекта - К.И. Буганов), сделал директор института П.К. Ворошилов.

В данном проекте корпус танка был выполнен литым и обеспечивал больший забронированный объем, чем у среднего танка Т-54 и опытнейшего томного «Объект 730» (Т-10). На машине предполагалось установить продольно расположенный укороченный дизель В12-5 мощью 551 кВт (750 л.с.) с эжекционной охлаждающей системой и использовать узлы и агрегаты танков Т-54 и Т-10. В качестве главного орудия применялась 100-мм танковая пушка Д-10Т, но предусматривался и вариант установки 122-мм танковой пушки М-62. Броневая защита башни с большенными углами наклона была равноценна броневой защите танка Т-10. В целом броневая защита машины была увеличена на 30% по сопоставлению с броневой защитой танка Т-54. При всем этом механик-водитель размещался в корпусе под погоном башни. Коробка машины предлагалась в 2-ух вариантах - гидромеханическая и механическая (по типу танков Т-54 и Т-34). В ходовой части (применительно к одному борту) использовалась шестикатковая схема. Расчетная боевая масса танка составляла 35,7 т.

В связи с тем, что в представленных проектах новых танков (кроме ВНИИ-100 свои проекты выдвинули фабрики №№183 и 75) недостаточно много были проработаны тактико-технические требования ГБТУ, Министерство транспортного машиностроения решило о продолжении работ. Не считая того, в марте 1953 г. Министерство томного и транспортного машиностроения в согласовании с требованиями ГБТУ на новый средний танк выдало задание дизельным заводам на разработку для него мотора. На основании рассмотрения проектов подготовительных компоновок нового среднего танка ТТТ к нему в мае 1953 г. были уточнены и доработаны в НТК ГБТУ, согласованы с Министерством томного и транспортного машиностроения и в сентябре такого же года высланы заводам для представления предэскизных проектов к 1 января 1954 г.

Что касается предстоящего роли ВНИИ-100 в разработке нового среднего танка «Объект 907», то в течение 1954-1956 гг. он вместе с ЦНИИ-48 и своим столичным филиалом провел ряд экспериментальных исследовательских работ по разработке броневой защиты танка «Объект 907». Вместе с этим были сделаны бывалые эталоны корпуса (в массе корпуса танка Т-54) и башни. Проведенные в апреле 1955 г. на НИИБТ полигоне тесты обстрелом опытнейших броневых корпусов танка «Объект 907», выполненных как в цельнолитом, так и в сварном варианте — из больших литых узлов (высшая часть - прокат, нижняя лобовая и кормовая части - литые, при всем этом литая броня имела криволинейные формы переменного сечения с большенными конструктивными углами наклона деталей), проявили существенное увеличение противоснарядной стойкости по сопоставлению с корпусом танка Т-54, в особенности по защите от поражения кумулятивными снарядами калибра 76,2 и 85 мм, также гранатами ПГ-2 и ПГ-82 ручного противотанкового гранатомета РПГ-2 и станкового гранатомета СГ-82.

Совместная работа ЦБЛ-1 и ЦНИИ-48 по исследованию необходимости производства литых броневых корпусов для нового среднего танка началась в 1953 г. В течение 1954 г. были проведены изыскания хороших форм броневой защиты применительно к сборке среднего танка «Объект 907», выпущены рабочие чертежи башни и корпуса в 3-х вариантах: цельнолитом и 2-ух сварных. При этом, 1-ый вариант сварного корпуса собирался в большей степени из литых броневых деталей (кроме верхнего лобового листа, крыши и днища), а 2-ой имел борта из профильного проката переменной толщины. Сразу были разработаны технологические процессы сварки и сборки корпусов, проведены лабораторные исследования по технологии броневого проката листов переменной толщины, сделана модельная оснастка для цельнолитого корпуса. Но в конце 1954 г. были сделаны и поданы на НИИБТ полигон для проведения испытаний обстрелом только башня и корпус, сделанный по третьему варианту.

При равной массе бронекорпусов танка Т-54 и танка «Объект 907» последний показал на испытаниях преимущество и в защите от бронебойных снарядов при стрельбе по лобовой части и по бортам. Курсовой угол непробития бронебойным снарядом для бортов танка «Объект 907» составлял 40°, а для танка Т-54 - 20°. В совместных решениях ученого совета ЦНИИ-48 и ВНИИ-100 от 28 июля 1955 г., также в решении Министерства транспортного машиностроения от 16 июля 1956 г. указывалось на значительные достоинства нового типа бронирования и на необходимость его внедрения в танкостроение. Но, ввиду способности выполнения действовавших в то время ТТТ по защите танков от поражения обыкновенными бронебойными снарядами старенькыми конструктивными типами бронирования и отсутствия ТТТ по защите танков от кумулятивных боеприпасов, танковые КБ заводов воздерживались от широкого внедрения принципно новых конструктивных форм броневой защиты корпуса и башни танка, связанных с необходимостью внедрения большого литья сложного профиля.

«Объект 907» в серию не пошел: его подвела избыточная «продвинутость». В процессе рассмотрения на пленуме научно-технического комитета ГБТУ было обозначено, что проект «Объект 907» с гидромеханической коробкой, новыми корпусом и башней усовершенствованной формы соответствует тактико-техническим требованиям и превосходит по главным характеристикам танк Т-54, но в силу трудности и недоработанности конструкции ряда узлов и устройств принят быть не может. Пленум рекомендовал навести эскизный проект «Объект 907». «...на фабрики №№ 75 и 183 для использования при разработке технических проектов нового среднего танка». Единственное, что было предложено продолжить - испытание обстрелом бронебойными и кумулятивными снарядами броневого корпуса, так как это имело огромное значение для объектов 140 и 430. К лету 1954 г. ВНИИ-100, используя проект «Объект 907», уже разработал проект броневого корпуса применительно к сборке тагильского танка.

«Объект 907» планировалось делать в большей степени из броневого литья. Конкретными создателями конструкции и технологии были столичный филиал ВНИИ-100 (в недавнешнем прошедшем - Центральная броневая лаборатория) и ЦНИИ-48, состоящий в Министерстве судостроительной индустрии, но продолжающий сотрудничать с танкостроителями. В СССР совместная работа 2-ух институтов по исследованию способности и необходимости производства литых бронекорпусов либо их узлов для нового среднего танка началась в 1953 г. В 1954 г. исследования были продолжены в виде более широкой темы «Разработка броневой защиты многообещающего среднего танка». В течение года вместе были проведены изыскания хороших форм бронезащиты применительно к сборке среднего танка, выпущены рабочие чертежи башни и корпуса среднего танка «Объект 907» в 3-х вариантах: цельнолитом и 2-ух сварных, при этом если 1-ый собирался приемущественно из литых деталей (кроме верхнего лобового листа, крыши и днища), то 2-ой имел к тому же борт из профильного проката переменной толщины. Сразу разрабатывались технологические процессы сварки и сборки корпусов, проводились лабораторные исследования по технологии броневого проката с переменной шириной, изготовлялась модельная оснастка для цельнолитого корпуса. Но сделать и подать на Кубинский полигон для обстрела в 1954 г. удалось только корпус последнего третьего типа.

Сначала 1955 г. были проведены тесты корпуса, сваренного из литых деталей. В целом он удовлетворял требованиям к новым средним танкам и существенно затмил по противоснарядной стойкости танк Т-54. После чего был сделан и обстрелян укороченный цельнолитой корпус, представляющий из себя замкнутый контур из натурных частей носовой, бортовой и кормовой частей. Выяснилось, что разработанный технологический процесс обеспечивает получение высококачественной отливки с задуманной противоснарядной стойкостью. К концу года планировалась отливка полноразмерного корпуса с переменами по результатам первых испытаний; обстрел его намечался на начало 1956 г. Совместно с тем стало разумеется, что нынешние кумулятивные боеприпасы, к примеру, 85-мм невращающиеся снаряды, достаточно непоколебимо пробивают лобовую защиту «Объект 907» вовне зависимости от технологии производства. Башня, к примеру, поражалась при всех курсовых углах. Более либо наименее держали удар только лобовые детали корпуса, но исключительно в тех частях, что имели наибольший угол наклона к вертикали.

Тактико-технические свойства «Объект 907» Боевая масса, кг 35,7 Экипаж, чел. 4 Габаритные размеры, мм: - длина 6440 - ширина 3300 - высота 2495 - клиренс 425 Бронирование - литая противоснарядная - лоб корпуса (верх), мм/град. 50..162/55°..80° - лоб корпуса (середина), мм/град. 110..150/55°..65° - лоб корпуса (низ), мм/град. 30 - борт корпуса, мм/град. 60..124/40°..60° - корма корпуса, мм/град. 45/10° - днище, мм 16 - борт башни, мм/град. 144..288/30°..60° - корма башни, мм/град. 46..65/30°..60° - крыша башни, мм   20 Вооружение: - пушка 1х100 Д-10Т - пулеметы  2х7,62 СГТ, 1х14,5 КПВТ Боекомплект, шт: - снаряды 100 мм - 40 - патроны 14,5 мм - 500 - патроны 7,62 мм - 3000 Мотора - 12-цилиндровый дизельный В12-5 Наибольшая мощность при 2100 об/мин, кВт (л.с.) - 515 (700) Скорость, км/ч: - наибольшая по шоссе 50 - средняя по сухой грунтовой дороге 35 Припас хода по шоссе, км 350