Вернуться назад Распечатать

Основной танк Type 74 (Япония)

В 1962 году компания «Мицубиси хэви индастриз» приступила к разработке главного боевого танка, который после принятия на вооружение в 1974 году получил обозначение «74». Перед создателями нового танка были выдвинуты последующие требования: прирастить его огневую мощь, повысить защищенность и подвижность. Танк «74» имеет традиционную сборку с кормовым расположением мотора и коробки. Его корпус сварен из броневых плит, башня литая. Баллистическая защита усовершенствована методом внедрения башни обтекаемой формы и огромных углов наклона верхних броневых плит корпуса. Наибольшая толщина брони лобовой части корпуса составляет 110 мм при угле наклона 65°.

Огромное внимание японские спецы уделили увеличению подвижности танка, беря во внимание, что в почти всех районах Стране восходящего солнца встречаются труднопроходимые участки (илистые рисовые поля, горы и т. п.). Проселочные дороги узенькие, мосты на них малой грузоподъемности. Все это ограничило боевую массу танка, которая составляет 38 т. Танк имеет относительно маленький силуэт. Его удалось выдержать благодаря использованию подвески гидропневматического типа, позволяющей изменять клиренс машины от 200 до 650 мм, также наклонять танк на правый либо левый борт как вполне, так и отчасти зависимо от рельефа местности. Наклон машины обеспечивается регулировкой 4 узлов гидропневматической подвески, размещенных на первом и 5-ом опорных катках каждого борта. Поддерживающих катков ходовка не имеет. Общий ход опорного катка составляет 450 мм. Натяжение гусениц может осуществляться механиком-водителем со собственного места с помощью гидропривода натяжного механизма. На танке используются два типа гусениц (ширина 550 мм) с резино-металлическим шарниром: учебные - с обрезиненными траками и боевые - цельнометаллические, с усиленными грунтозацепами.

Движок и коробка танка выполнены в одном блоке. В качестве силовой установки использован двухтактный V-образный десятицилиндровый многотопливный дизельный движок 10ZF воздушного остывания. Он оснащен 2-мя турбокомпрессорами, соединенными при помощи шестеренчатых передач с коленчатым валом. Привод компрессоров комбинированный (механический от мотора и с внедрением выхлопных газов). Это существенно улучшает приемистость двухтактного мотора. Меж блоками цилиндров горизонтально размещены два осевых вентилятора системы остывания. При наибольшей частоте вращения (2200 об/мин) на привод обоих вентиляторов расходуется 120 л. е., что понижает мощность мотора с 870 до 750 л. с. Масса сухого мотора 2200 кг. Не считая обыденного дизельного горючего, он может работать на бензине и авиационном керосине. Расход горючего составляет 140 л на 100 км. Гидромеханическая коробка МТ75А типа «Кросс-Драйв» компании «Мицубиси» обеспечивает 6 передач фронтального хода и одну заднего без выжимания педали сцепления, которой пользуются только при трогании с места и остановке танка.

Танк «74» обустроен системой защиты от орудия массового поражения. Водные преграды глубиной до 4 м он может преодолевать при помощи оборудования для подводного вождения.

Главным вооружением танка является 105-мм британская нарезная пушка L7A1, стабилизированная в 2-ух плоскостях наведения. Она делается по лицензии компанией «Ниппон Сэйкосё». Противооткатные устройства были модернизированы. Из нее можно вести огнь 105-мм боеприпасами, используемыми в армиях государств НАТО, в том числе новым американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Стране восходящего солнца по лицензии. Боекомплект 55 выстрелов, 14 из которых расположены в нише кормы башни. Заряжание ручное. Углы наведения пушки по вертикали от - 6 до + 9°. За счет гидропневматической подвески они могут быть увеличены и составлять от - 12 до + 15°.

Вспомогательное вооружение танка «74» включает расположенный слева от пушки 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов). На башне меж лючками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огнь из него может вести как заряжающий, так и командир. Углы наводки пулемета по вертикали находятся в границах от — 10 до +60. Боекомплект 660 патронов. По бортам кормовой части башни смонтировано по три гранатомета для постановки дымовых завес.

Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, основной и доп прицелы наводчика, стабилизатор вооружения, электрический баллистический вычислитель, пульты управления командира и наводчика, также приводы наведения.

Командир пользуется комбинированным (дневным и ночным) перископическим прицелом, в который встроен лазерный дальномер на рубине, измеряющий дальность в границах от 300 до 4000 м. Прицел имеет восьмикратное повышение. Для радиального обзора предвидено 5 перископических смотровых устройств, установленных по периметру командирского лючка.

Наводчик имеет основной комбинированный (дневной и ночной) перископический прицел с восьмикратным повышением и вспомогательный телескопический прицел. Приборы ночного видения активного типа. Подсветка делается ксеноновым прожектором.

Меж командиром и наводчиком установлен цифровой электрический баллистический вычислитель, при помощи которого посредством датчиков входной инфы (тип боеприпаса, температура порохового заряда, износ канала ствола, угол наклона оси цапф, скорость ветра) в прицелы командира и наводчика вводятся поправки на углы наводки пушки. Данные о дальности до цели от лазерного дальномера вводятся в вычислитель автоматом.

Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы. Наводка и ведение огня из пушки и спаренного пулемета могут осуществляться как наводчиком, так и командиром при помощи подобных пультов управления. Наводчик, не считая того, обустроен дублирующими ручными приводами наводки орудия по вертикали и поворота башни.

Заряжающий имеет крутящийся (на 360 °) перископический смотровой устройство, установленный перед его лючком. Механик-водитель располагается в отделении управления в левой фронтальной части корпуса. Он располагает 3-мя перископическими смотровыми устройствами.

Создание танков «74» планировалось окончить в конце 1988 года. К этому времени сухопутные войска будут иметь приблизительно 850 таких машин. На базе данного танка сделаны 155-мм самоходная гаубица «75» (снаружи припоминает южноамериканскую гаубицу М109) и бронированная ремонтно-эвакуационная машина «78», свойства которой соответствуют западногерманской БРЭМ «Стандарт». Боевая масса, т 38 Компоновочная схема традиционная Экипаж, чел. 4 Длина с пушкой вперёд, мм 9420 Ширина корпуса, мм 3180 Высота, мм 2248 Клиренс, мм 200 Тип брони железная гомогенная Лоб корпуса, мм/град. 110 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм Royal Ordnance L7 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 56 Боекомплект пушки 55 Прицелы J3, с устройствами ночного видения и лазерным дальномером Пулемёты 1 ? 12,7-мм M2HB, 1 ? 7,62-мм Тип 74 Тип мотора V-образный 10-цилиндровый двухтактный дизельный воздушного остывания с турбонаддувом Мощность мотора, л. с. 720 Скорость по шоссе, км/ч 53 Припас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 18,9 Тип подвески персональная гидропневматическая(англ.)русск. Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стена, м 1,0 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1