Вернуться назад Распечатать

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П «Объект 105» (СССР)

Самоходная установка СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Она была разработана на Уралмашзаводе коллективом конструкторского отдела №3 ОКБ-3 под управлением головного конструктора Л.И. Горлицкого (с июня 1953 г. - ГС. Ефимова). ОКР на ее разработку была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Уточненные ТТТ были оформлены Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Вследствие недостающего опыта творческих кадров и распыленности их сил на большой скоп задач, Уралмашзавод в период с 1947-1948 гг. имел отставание от графика в проектировании и изготовлении образцов для промышленных испытаний. На стадии ОКР машина имела обозначение «Объект 105». Осенью 1948 г. начались ходовые тесты опытнейшего эталона, которые завершились весной 1949 г. Со 2 по 17 июня 1949 г. были проведены фабричные тесты опытнейшей СУ «Объект 105». Конструкция ходовой части, в особенности в отношении увеличения надежности ее составных частей, была усовершенствована и во выполнение Постановления СМ СССР от 15 октября 1949 г. в IV квартале 1949 г. опытнейший эталон был предъявлен на муниципальные тесты. В период муниципальных испытаний с января по март 1950 г. самоходная установка прошла 3012 км. Установка испытаний не выдержала из-за изъянов ходовой части и коробки (извив балансиров, поломка одной оси балансира, сползание бандажей опорных катков и разрушение игловатых подшипников в коробке). После устранения выявленных недочетов опытнейший эталон прошел осенью-зимой 1950 г. фабричные тесты в объеме 3000 км. В марте-мае 1951 г. в районе г. Ломоносова Ленинградской области были проведены муниципальные контрольные тесты, которые подтвердили необходимость проведенных мероприятий по доработке опытнейшего эталона. СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал МТиТМ сделать на Уралмашзаводе 3 доделанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В итоге конструкторской работы по предстоящему совершенствованию САУ были вполне переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчета. Высота полосы огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превосходила 2410 мм. Боевой расчет был увеличен до 5 человек. Войсковые тесты самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины тесты выдержали, а одна машина испытаний не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни неизменного зацепления коробки. Осенью 1953 г. две установки, восстановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. Сначала 1954 г. 3-ий испытывавший эталон СУ был переоборудован и весной-летом такого же года удачно прошел контрольные фабричные ходовые тесты в объеме 3100 км. 10 машин установочной партии в IV квартале 1954 г. были ориентированы для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию. По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Русской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин. С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с завышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытнейший эталон машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был сделан в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил тесты на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены. На базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и ее агрегатов были разработаны бронированные машины зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель, также бывалые эталоны открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, вполне бронированной самоходной установки СУ-152 «Объект 120» и зенитной самоходной установки «Енисей» («Объект 119»), бронетранспортера «Объект 112» и самоходной прожекторной установки «Объект 117». Самоходная артиллерийская установка СУ-100П Боевая масса - 21,6 т; экипаж - 5 чел.; вооружение: пушка - 100 мм нарезная; броневая защита - противопульная; мощность мотора - 294 кВт (400 л.с.); наибольшая скорость - 65 км/ч . создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»