Вернуться назад Распечатать

Средний танк Т-55 (СССР)

Средний танк Т-55 - самый массовый русский танк периода после войны. Танк Т-55 являлся предстоящим развитием серии танков Т-54. Он сотворен на базе Т-54Б в КБ (отдел 520) завода №183 в Нижнем Тагиле под управлением головного конструктора Л,Н. Карцева в 1957 г. При разработке имел обозначение "Объект 155". Муниципальные тесты 2-ух опытнейших образцов машины прошли в IV квартале 1957 г, - I квартале 1958 г. После устранения выявленных недочетов и усовершенствования конструкции танк под маркой Т-55 постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 г. (приказ министра обороны СССР №34 от 24 мая 1958 г.) был принят на вооружение Русской Армии. Серийный выпуск машины осуществлялся на заводах №183 в Нижем Тагиле (с 1 июня 1958 г. по 1 июля 1962 г,), им. В.А. Малышева в Харькове (с I квартала 1959 г. по IV квартал 1963 г,) и №174 в Омске (с IV квартала 1959 г. по 1963 г.]. Всего за время серийного производства для Русской Армии было сделано 7962 танка Т-55.

В танке Т-55 гармонически сочетались огневая мощь, зашита и отличные маневренные свойства. Он обладал высочайшей надежностью и был прост в обслуживании и ремонте. В этот танк были внедрены последующие главные новаторства по сопоставлению с Т-54Б: установлен движок завышенной мощи; использованы баки-стеллажи (для роста припаса возимого горючего и боекомплекта); отменен зенитный пулемет; введены воздушный компрессор (для обеспечения зарядки воздушных баллонов сжатым воздухом), система ПАЗ (с 1 апреля 1959 г.), унифицированная автоматическая система ППО «Роса» (с 1 апреля 1959 г.), термодымовая аппаратура ТДА и двухрядные комбинированные бортовые редукторы. Малозначительным изменениям подверглась броневая защита машины за счет уменьшения толщины второстепенных броневых деталей.

Танк Т-55 имел фактически схожие с Т-54Б объемно-массовые характеристики. Внутренний забронированный объем танка составлял 11,08 м. 35% боевой массы приходилось на корпус, 22,5% - на вооружение и башню, 20% - на ходовку. Сборка машины повторяла сборку Т-54Б. Механик-водитель размешался в отделении управления у левого борта корпуса; его входной лючок находился в фронтальной части подбашенного листа. За сидением механика-водителя в днище корпуса имелся лючок запасного выхода. Впереди сидения механика-водителя на днище корпуса устанавливались рычаги управления ПМП, также педаль подачи горючего. На тяге привода управления рейкой топливного насоса мотора размешался механизм остановки мотора (МОД).

На верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем размещались: сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка; релейная коробка КРП-1 системы ПАЗ; крепления крепления педалей управления основным фрикционом и остановочными тормозами; курсоуказатель (гирополукомпас ГПК-48) с преобразователем (ПАГ-1); коробка управления вентилятором (КУВ-3) и автомат системы ППО. Справа располагались: кран выпуска воздуха из топливной системы мотора; розетка для подключения переносной лампы и подогрева смотрового стекла защитного колпака механика-водителя; плафон дежурного освещения и аппарат ТПУ №3. Слева и сзади лючка к крыше корпуса крепились блок питания ТВН-2, фильтр радиопомех и кран подключения шланга для отбора сжатого воздуха при проведении работ по обслуживанию танка.

На днище корпуса, справа от сидения механика-водителя, размещались магазины-коробки к курсовому пулемету, кран исключения топливных баков, ручной топливоподкачивающий насос, кулиса коробки, ящик с ТВН-2 и фара ФГ-100 для установки на башне. На стенах стеллажа аккумуляторных батарей крепились щиток механика-водителя, реле-регулятор Р-5, курсовой пулемет СГМТ, розетка наружного запуска, выключатель батарей и магазин-коробка к пулемету, спаренному с пушкой. Слева от сидения механика-водителя на борту корпуса крепились рычаг ручной подачи горючего, спидометр, ручка управления жалюзи, антенна радиостанции в чехле, два баллона со сжатым воздухом, аптечка и воздушный манометр. Впереди лючка механика-водителя устанавливались два перископических устройства наблюдения. Для вождения танка в ночных критериях у механика-водителя заместо левого смотрового устройства монтировался ночной устройство ТВН-2. В носовой части танка справа размещался фронтальный топливный бак. Сзади фронтального топливного бака устанавливались два бака-стеллажа, в каких кроме горючего размешалась часть боекомплекта к пушке. Меж сидением механика-водителя и левым баком-стеллажом находился стеллаж с аккумуляторными батареями,

В боевом отделении располагались комплекс вооружения танка с частью боекомплекта и рабочие места 3-х членов экипажа: слева от орудия - наводчика и командира танка; справа от него - заряжающего, Перед сидением наводчика в башне размещались часть агрегатов стабилизатора пушки, телескопический прицел, ночной прицел ТПН-1, механизм поворота башни, релейная коробка КРП-2 системы ПАЗ, аппарат ТПУ №1 и ЗИП к стабилизатору и устройствам ночного видения. Слева от сидения наводчика на борту корпуса крепились магазины-коробки к спаренному пулемету, один выстрел к пушке, также устанавливался радиометрический блок зашиты (РБЗ-1) системы ПАЗ. Над рабочим местом командира танка на крыше башни монтировалась командирская башенка с входным лючком. В командирской башенке располагались устройство наблюдения ТПКУБ (с апреля 1959 г. - устройство ТПКУ-2Б) и четыре смотровые призмы. При ведении боевых действий в ночных критериях заместо устройства ТПКУБ устанавливался устройство ночного видения командира ТКН-1, а на броневой защите устройства в особом кронштейне - инфракрасный прожектор ОУ-3. Слева от сидения командира в башне располагались аппараты ТПУ №1 и 2, блок опции антенны, штыревой стопор башни, радиостанция и сигнальный пистолет с патронами. Сзади сидения командира в нише башни находились блок питания ночного прицела, блок питания радиостанции, ручка механизма затяжки уплотнения опоры башни, выстрелы к пушке. Слева от сидения командира на борту корпуса танка крепились релейно-распределительная коробка ППО, головка ночного прицела и один выстрел к пушке.

Входной лючок заряжающего находился в крыше башни над его сидением. Перед лючком заряжающего устанавливался смотровой устройство МК-4. Справа от пушки в башне крепились силовой цилиндр стабилизатора пушки, пулемет, нагнетатель-сепаратор, коробка управления вентилятором, автомат АК-47, аппарат ТПУ №3, два выстрела к пушке, магазины к автомату. На правом борту корпуса монтировались: стеллаж для ручных гранат, четыре выстрела к пушке и средний топливный бак. На поводке ВКУ располагались четыре магазина-коробки к спаренному пулемету и преобразователь стабилизатора. На перегородке МТО крепились два магазина-коробки к спаренному пулемету, выстрелы к пушке, ручка механизма отключения эжекционной системы чистки воздухоочистителя, вытяжной вентилятор, ручной огнетушитель и устройство ночного видения командира танка ТКН-1. На днище корпуса устанавливался подогреватель. За моторной перегородкой в кормовой части корпуса размешалось МТО танка, в каком находились узлы и агрегаты силовой установки и коробки.

Состав орудия танка Т-55 отличался от состава орудия Т-54Б отсутствием зенитного пулемета. В башне танка монтировалась 100-мм стабилизированная в 2-ух плоскостях танковая пушка Д-10Т2С с компенсирующим механизмом и спаренным пулеметом СГМТ. Вылет ствола пушки составлял 2,8 м. Стабилизатор пушки СТП-2 «Циклон» и приборы ночного видения существенных конфигураций не перетерпели. Для наводки пушки и спаренного пулемета на цель применялись телескопический шарнирный прицел ТШ2А-22 и ночной прицел ТПН-1 с инфракрасным прожектором Л-2. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Наводка пушки в цель осуществлялась при помощи пульта управления стабилизатора СТП-2 либо рукояток подъемного механизма пушки и механизма поворота башни. Углы наводки спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -5-1 до +18, при включенном стабилизаторе эти углы уменьшались, соответственно, на 45' и 3'45'. Поворот башни обеспечивался как в стабилизированном, так и в автоматическом (нестабилизированном) режимах наведения. Скорость горизонтальной наводки пушки при работающем стабилизаторе составляла от 0,07 до 15 град./с, при управлении от командира танка - 15 град./с. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2м равнялась 1080 м (большая прицельная дальность - 6900 м), наибольшая дальность стрельбы (при помощи бокового уровня) - 14600 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, обеспечивавший закрепление пушки в 3-х разных положениях по углу возвышения. Стопорение башни в одном из 2-ух положений (пушкой вперед и пушкой вспять) производилось при помощи штыревого стопора,

Боекомплект к пушке прирастили с 34 до 43 унитарных выстрелов за счет отмены 2-ух средних баков (у танка Т-54), место которых заняла поперечная стеллажная боеукладка для 10 выстрелов (у перегородки МТО). В носовой части корпуса в 2-ух баках-стеллажах располагались 18 выстрелов заместо стеллажной укладки для 20 арт-выстрелов. Стеллажная укладка на 5 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки для 10 выстрелов размещались: две - на левом борту корпуса танка, четыре - на правом борту корпуса, по одной - на перегородке поперечной стеллажной боеукладки и на перегородке МТО, две - на правом борту башни. Патроны к пулеметам СГМТ, оснащенные в ленты по 250 шт., располагались в 14 магазинах-коробках, из которых 11 предназначались для спаренного пулемета. Они размещались последующим образом: одна - на кронштейне пулемета, четыре - в стеллаже на кронштейне сидения наводчика, по одной - в боевом отделении на левом борту корпуса и на крыше корпуса (сзади сидения механика-водителя), по две - на щитке аккумов и на перегородке МТО у среднего топливного бака и три (специальной конструкции с подавателем лент) - для курсового пулемета: одна - под пулеметом и две -справа впереди сидения механика-водителя. В башне с правой стороны укладывался автомат АК-47 и 180 патронов к нему в 6 секторных магазинах. 12 ручных гранат Ф-1 располагались в 4 брезентовых сумках в боевом отделении. Сигнальный пистолет в кобуре и патроны к нему (6 шт.) в сумке крепились к башне за сидением командира танка над радиостанцией.

Броневая защита танка - противоснарядная. По сопоставлению с броневой защитой Т-54Б она фактически не поменялась, кроме некого уменьшения толщины броневых листов крыши над МТО (с 20 до 15 мм) и кормы корпуса (верхнего листа с 45 до 30 мм и нижнего - с 30 до 20 мм). Для сохранения жесткости нижнего кормового листа использовали приварные ребра. Верхний и нижний лобовые листы корпуса стали свариваться встык (без шипового соединения «ласточкин хвост»). Башня танка - литая, с переменной шириной брони - от 48 до 200 мм. Конструкция корпуса и башни танка Т-55 была взята у Т-54Б, но имелись конфигурации, связанные с внедрением новых боеукладок, отменой установки зенитного пулемета (упразднили крутящуюся турель на основании лючка заряжающего и изменили его конструкцию) и проведением мероприятий по противоатомной защите и в связи с установкой термодымовой аппаратуры. К главным изменениям корпуса относились: внедрение съемного крепления аккумуляторных батарей и изменение координат расположения лючков под сливные и заливные пробки топливных баков в днище и крыше после введения баков-стеллажей в носовой части корпуса; изменение конфигурации лючка над воздухоочистителем (для улучшения доступа к центрифуге и облегчения заправки среднего топливного бака, также изменение конструкции моторной перегородки (из-за укладки артиллерийских выстрелов заместо топливных баков).

В конструкции башни главным изменениям подвергся лючок заряжающего (неврашающийся, его крышка размещалась конкретно на крыше башни и раскрывалась в сторону носа танка при положении башни пушкой вперед). С целью использования задела деталей и подготовки производства нового лючка на установочной партии и первых серийных танках устанавливался лючок конструкции промежного варианта (невращающийся, без шариков и сепаратора, верхний и нижний погоны которого соединялись меж собой сваркой, а места для зенитного пулемета были срезаны). Крепления для укладки зенитного пулемета по-походному на корме башни не устанавливались. Амбразура башни впереди запиралась подвижной броневой защитой, которая крепилась болтами к фронтальному бурту люльки пушки. Сверху броневая маска запиралась защитным чехлом (на танках выпуска до апреля 1959 г. на чехле дополнительно предусматривалось уплотнение кронштейна инфракрасного прожектора Л-2). Опора башни - шариковая, с контактом шариков с беговыми дорожками в 2-ух точках, не требующая захватов, с подвижным погоном, обхватывающим шарики снаружи.

Защита экипажа и внутреннего оборудования танка от ударной волны ядерного взрыва с лишним давлением 294 кПа, также от инфецирования радиоактивной пылью обеспечивалась броневой конструкцией корпуса и башни и оборудованием автоматической системы ПАЗ (введена приказом министра обороны СССР №32 от 1959 г.) за счет герметизации машины и поддержания снутри обитаемых отделений лишнего давления. Герметизация машины осуществлялась методом установки особых неизменных уплотнений и автоматом закрывавшихся устройств, срабатывавших до подхода ударной волны при взрыве ядерного боеприпаса по сигналу от гамма-датчика радиометрического блока защиты РБЗ-1. Лишнее давление снутри танка создавалось нагнетателем-сепаратором с инерционной чисткой воздуха, который устанавливался в фронтальной части башни справа от спаренного пулемета (для подводящего патрубка нагнетателя в донном листе башни с правой стороны имелся круглый вырез).

Сначало для тушения пожаров в танке устанавливалась система ППО двухкратного деяния, в какой использовались два баллона с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом баллоне ППО составляла 1,8-2,0 кг. Тушение малозначительных очагов пожара в танке производилось при помощи ручного огнетушителя ОУ-2, располагавшегося в боевом отделении. Унифицированная автоматическая система ППО «Роса» трехкратного деяния с установкой 3-х баллонов с пожаротушащим составом могла работать как в автоматическом, так и автоматическом режимах. Для постановки дымовой завесы в первый раз на серийном танке была использована тепловая дымовая аппаратура (ТДА), В ее состав входили: насосный агрегат (насос БНК-12В и электромотор), форсунки, встроенные в коллекторы выпуска мотора, фильтр, оборотный клапан и трубопроводы.

Примененный в силовой установке дизель В-55 развивал мощность 426 кВт (580 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин (мощность мотора повысили за счет роста цикловой подачи горючего). Он имел обогреваемые верхний и нижний картеры и комплектовался масляной центрифугой, двухступенчатым воздухоочистителем ВТИ-4 и гидромуфтой привода генератора. Внедрение более массивного дизеля позволило прирастить удельную мощность среднего танка с 11 до 12кВт с 14,4 до 16 л.с./т). В итоге средняя скорость Т-55 по сопоставлению с танком Т-54Б возросла приблизительно на 10%. Для обеспечения запуска мотора в критериях низких температур окружающего воздуха употреблялся танковый форсуночный подогреватель. Кроме подогревателя, в систему обогрева входили: водяные рубахи картера и блоков цилиндров мотора, водяная рубаха маслозакачивающего насоса МЗН-2, змеевик масляного бака, кран отключения подогревателя и трубопроводы.

В топливной системе мотора была предусмотрена поочередная выработка горючего из всех топливных баков (кроме фронтального бака) без переключения топливораспределительного крана. Это позволило исключить возможность остановки танка из-за несвоевременного переключения подачи горючего с одной группы баков на другую. Благодаря плотной сборке удалось прирастить суммарную емкость забронированных топливных баков до 680 л (заместо 532 л у танка Т-54), что составляло 50% общего возимого припаса горючего. Суммарная емкость всех топливных баков достигала 960 л. В итоге припас хода танка по шоссе на одной заправке возрос до 485-500 км. При установке 2-ух доп 200-литровых бочек с топливом припас хода по шоссе составлял 650-715 км.

Конструкция частей ходовой части значимых конфигураций по сопоставлению с ходовкой танка Т-54Б не перетерпела. В системе подрессоривания применялись персональная торсионная подвеска и рычажно-лопастные гидроамортизаторы обоестороннего деяния на последних ее узлах. В состав гусеничного движителя входили 10 опорных катков с внешней амортизацией, два направляющих колеса с двухчервячными механизмами натяжения гусениц, два ведущих колеса со съемными зуб«тыми венцами и две гусеницы из 90 траков с ОМШ в каждой. Электрическое оборудование машины по сопоставлению с электрическим оборудованием танка Т-54Б осталось без конфигураций, кроме установки генератора Г-5 мощью 5 кВт с реле-регулятором Р-5М. Для наружной связи использовалась радиостанция Р-113, а внутренняя связь осуществлялась через танковое переговорное устройство Р-120.

T-55 оснашался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-54Б (потом это оборудование из-за соответственных конфигураций в итоге модернизации машины получило наименование ОПВТ-155), которое обеспечивало ему преодоление аква препядствий шириной до 1000 м и глубиной до 5 м. Повысили крепкость чехлов над коробкой и броневой маски пушки с помощью обрезиненной с 2-ух сторон капроновой ткани, Выброс воды, просочившейся в танк при подводном вождении и откачиваемой водяной помпой, осуществлялся через отверстие в левой части подбашенного листа. Труба-лаз, монтировавшаяся на специально оборудованных в учебных целях танках, отличалась от трубы-лаза комплекта ОПВТ-54Б конструкцией крепления для монтажа на лючке заряжающего. При преодолении аква преграды ночкой в высшей части трубы-лаза на поручне крепился сигнальный фонарь.

Гарантийный срок службы танка прирастили в 2 раза, т.е. довели его до 2000 км, а мотора с обогреваемыми картерами и центрифугой - до 350 моточасов. Часть танков была адаптирована для работы с минным катковым тралом ПТ-55, колейно-ножевыми тралами КМТ-4 либо КМТ-5, также с бульдозерным оборудованием БТУ-55 и плавсредствами ПСТ-63.

Тактико-технические свойства Т-55 Боевая масса, т 36,0 Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 6200 Длина с пушкой вперёд, мм 9000 Ширина корпуса, мм 3270 Высота, мм 2350 База, мм 3840 Колея, мм 2640 Клиренс, мм 425 Бронирование: броня железная катаная и литая Вооружение: - 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С - пулемёты 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 х 7,62-мм СГМТ Боекомплект пушки 43 Прицелы ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11 Мотора - В-55 дизельный, макс. мощность 427 кВт (581 л.с.), при 2000 об/мин Расход горючего на трассе: 190—210 л/100 км Скорость по шоссе, км/ч 50 Скорость по пересечённой местности, км/ч 22-27 Припас хода по шоссе, км 485-500 Припас хода по пересечённой местности, км 290-320 Тип подвески персональная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см 0,81 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемая стена, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)