Вернуться назад Распечатать

Основной боевой танк Challenger (Великобритания)

С конца 1982 года в Англии началось создание первых серийных образцов нового главного боевого танка Challenger. Танк Challenger сотворен на базе танка «Шир-2», который был разработан для Ирана, и представляет собой улучшенный вариант главного боевого танка «Chieftain», находящегося на вооружении сухопутных войск Англии (всего насчитывается около 900 машин). Серийно выполнялся с 1983 года. Основной боевой танк Challenger по главным боевым чертам существенно превосходящий танк «Чифтен», в особенности в плане защищенности и подвижности, имеет традиционную сборку. Корпус и башня выполнены из мультислойной брони «чобхэм».

Боевой вес около 60 т, экипаж четыре человека. На борта навешены железные экраны, снижающие воздействие кумулятивных боеприпасов. Для защиты экипажа от орудия массового поражения танк обустроен фильтровентиляционной установкой.

В фронтальной части корпуса находится отделение управления, в центре которого расположено место механика-водителя. С целью роста угла наклона верхнего броневого листа корпуса и соответственно понижения высоты танка механик-водитель в положении «по-боевому» занимает положение полулежа. Для наблюдения деньком он имеет широкоугольный смотровой устройство, заменяемый в черное время суток инфракрасным бесподсветочным устройством. Рядом с местом механика-водителя размещена часть боекомплекта.

В боевом отделении танка расположены главное вооружение, большая часть боекомплекта, элементы системы управления огнем, места командира и наводчика (справа от пушки), также заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса.

В башне танка Challenger установлена 120-мм нарезная пушка L11A5, представляющая собой улучшенный вариант орудия танка «Chieftain». Ствол пушки сделан из качественной стали, приобретенной методом электрошлакового переплава, что позволило повысить давление в канале до 6400 кг/см2. Создатели отмечают, что применение данного метода также значительно увеличивает предел усталостной прочности ствола. Трещинкы на нем, возникающие от воздействия больших рабочих нагрузок, растут в три раза медлительнее, чем на стволе, сделанном из обыкновенной стали, а это соответственно удлиняет срок его службы.

Ствол пушки несколько укорочен с целью наилучшего ее уравновешивания при стрельбе с ходу. На нем есть эжекционное устройство и теплоизоляционный кожух. Использована новенькая конструкция затвора для обеспечения более надежной обтюрации. Заряжание пушки раздельное. В боекомплект (52 выстрела) входят бронебойные подкалиберные (оперенные либо стабилизируемые вращением), кумулятивные, бронебойно-фугасные и дымовые снаряды, также снаряды с готовыми убойными элементами. Бронебойный подкапиберный оперенный снаряд имеет сердечник, сделанный из сплаза вольфрама. На него навинчен отделяемый поддон, который состоит из 3-х частей, скрепленных найлоновыми кольцами. Фронтальное кольцо служит для фиксации снаряда в стволе, а заднее играет роль обтюратора. На конец сердечника навинчено оперение. Исходная скорость данного снаряда 1500 м/с. Разработан 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд, у которого сердечник выполнен из сплава обедненного урана, что обеспечивает огромную пробивную способность.

Заряды к выстрелам хранятся в боеукладках-контейнерах, имеющих «рубашку» с жидкостью, уменьшающей возможность воспламенения и взрыва боеприпасов при пожаре снутри танка. Гильзы зарядов сгорающие.

На танке Challenger использована автоматическая система управления огнем, включающая лазерный прицел-дальномер на иттриево-алюминиевом гранате с применением неодима и электрический баллистический вычислитель. Наводчик имеет два прицела: дневной перископический с десятикратным повышением и вспомогательный телескопический. Для действий в черное время суток употребляется ночной канал оптического прицела, но в предстоящем он заменялся на тепловизионный прицел. На пульте управления наводчика размещены переключатель выбора орудия (пушка либо спаренный с ней 7,62-мм пулемет) и типа боеприпаса, двухпозиционный переключатель управления лазерным дальномером, переключатель ввода сигналов от баллистического вычислителя. В последний поступает информация о дальности до цели и ее угловой скорости, также о скорости ветра, атмосферном давлении, температуре воздуха, угле наклона оси цапф пушки.

Система стабилизации обеспечивает плавное наведение ствола со скоростью от 0,01 до 6 град/с в вертикальной плоскости и от 0,01 до 24 град/с в горизонтальной. В поле зрения прицела наводчика показываются все нужные для стрельбы данные. Выверка прицела (без выхода членов экипажа) осуществляется при помощи установленного на башне коллиматора и отражающего зеркала, закрепленного на конце ствола пушки у дульного среза.

Командир пользуется прицелом (со стабилизированным полем зрения), который связан с прицелом наводчика. В его башенке есть восемь перископических смотровых устройств, обеспечивающих радиальный обзор. На случай подсветки танка лазерным лучом предусмотрен соответственный индикатор, сигнализирующий о лазерном облучении. У командира имеется практически таковой же, как у наводчика, пульт управления. В определенных случаях он может брать управление орудием на себя и вести огнь по избранной цели.

Вспомогательное вооружение танка включает два 7,62-мм пулемета, один из которых спарен с пушкой, а 2-ой (зенитный) установлен над лючком командирской башенки. Боекомплект 4000 патронов. По обеим сторонам лобовой части башни расположены пятиствольные гранатометы для постановки дымовых завес.

Применяемый на танке Challenger 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный движок Condor 12V1200 с турбонаддувом (мощью 1200 л. с.) выполнен в одном блоке с коробкой. Это значительно упрощает полевой ремонт, так как для демонтажа силового блока требуется всего около 45 мин. Для его перевозки может служить бронированная ремонтно-эвакуационная машина ARKV Мк7, сделанная на базе танка Chieftain и оборудованная подъемным краном грузоподъемностью 6,5 т.

Слева от главного мотора установлен вспомогательный дизель Н30 (37 л. е.), связанный с генератором, который употребляется для подзарядки аккумуляторных батарей и подогрева их перед запуском главного мотора при низких температурах, также для питания электроприводов наведения пушки и потребителей системы управления огнем при неработающем главном движке.

Оба мотора имеют общую жидкостную систему остывания, которая включает два горизонтапьно расположенных радиатора, расширительный бачок и три вентилятора (два из них созданы для остывания главного мотора, а 3-ий — вспомогательного). Радиаторы могут просто переводиться в вертикальное положение для удобства осмотра и технического обслуживания. Охлаждающая система обеспечивает работу мотора в режиме наибольшей мощи при температуре окружающего воздуха до 52°С.

На танке Challenger использована коробка ТН-37 с гидротрансформатором и планетарной коробкой, обеспечивающей четыре передачи фронтального хода и три заднего. Гидротрансформатор врубается блокировочным фрикционом и служит для преобразования вращающего момента лишь на первых передачах. На других он работает как гидромуфта, сохраняя постоянность потока мощи при переключении передач. Отмечается, что гидрообъемная передача в приводе механизма поворота позволяет достаточно плавненько регулировать радиус поворота во всем спектре.

Коробка (систома управления механоэлектрогидравлическая) работает в режиме автоматического либо ручного управления. В первом режиме передачи врубаются при помощи электрических клапанов зависимо от дорожных критерий. Поворот осуществляется средством 2-ух рычагов. В коробки использованы остановочные тормоза с дисками, работающими в масле и имеющими металлокерамические накладки.

Хотя во время испытаний при движении по шоссе танк Challenger достигал скорости 70 км/ч, наибольшей для него считается 56 км/ч. Припас хода около 500 км.

Ходовка включает 6 опорных и четыре поддерживающих катка на каждую сторону, ведущие колесе и гусеницы с железным шарниром и резиновыми прокладками траков. Опорные катки сдвоенные, с резиновыми шинами, большими дюралевыми дисками и железными ступицами. Подвеска гидропневматическая. Она обеспечивает большой динамический ход катков (до 340 мм). Роль упругого элемента в ней играет газ, а жидкость (масло) уплотняет его: протекая через отверстия и клапаны, она делает амортизирующий эффект.

В забугорной печати сообщалось, что в процессе всесторонних эксплуатационных и войсковых испытаний опытнейших и первых серийных образцов танка Challenger была показана досточно высочайшая надежность его главных частей и узлов. По подвижности на пересеченной местности этот танк не уступал легкому разведывательному танку «Скорпион».

Длина с пушкой вперёд, мм 11500 Ширина корпуса, мм 3520 Высота, мм 2490 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони комбинированная «Чобхэм», противоснарядная Вооружение Калибр и марка пушки 120-мм L11A5 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 55 Боекомплект пушки 64 Прицелы перископический бинокулярный со интегрированным лазерным дальномером Barr & Stroud TLS № 10 Mk.1, ночной тепловизорный TOGS, телескопический монокулярный AFV № 80 Mk.1, перископический монокулярный AFV № 40 Mk.2 Пулемёты 1 ? 7,62-мм L8A2, 1 ? 7,62-мм L37A2 Подвижность Тип мотора V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного остывания Мощность мотора, л. с. 1200 Скорость по шоссе, км/ч 56 Припас хода по шоссе, км 400 Удельная мощность, л. с./т 19,4 Тип подвески персональная гидропневматическая Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стена, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м 1,1