
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (ГАЗ-41) являлась предстоящим развитием машины БРДМ. Она была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые тесты машины. В 1962-1965 гг. машина была вооружена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина была принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 13 апреля 1962 г. (приказ министра обороны СССР от 22 мая 1962 г.) и серийно выполнялась на Горьковском автозаводе с 1965 г. по 1989 г.
БРДМ-2 представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4. Она имела схему общей сборки с фронтальным расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сопоставлению со схемой сборки БРДМ дозволила сделать лучше обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные свойства машины, потому что установка мотора в задней части корпуса обеспечивала размеренный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились иод днищем корпуса, тем, нарушая его обтекаемую форму. Командир машины находился в отделении управления справа от водителя. Для подогрева экипажа имелся отопитель. Для наблюдения за местностью использовались перископический устройство командира ТПКУ-2Б и четыре призменных устройства. При вождении в ночных критериях у водителя устанавливался устройство ночного видения ТВН-2Б. Экипаж машины состоял из 4 человек.

На машине применялась спаренная установка 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ, унифицированная с установкой бронетранспортера БТР-60ПБ и смонтированная во вращающейся конической башне. Боекомплект пулеметов составлял соответственно 500 и 2000 патронов. Приводы наводки орудия были ручными. При стрельбе употреблялся перископический прицел ПП-61А. Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов шириной 6 и 10 мм. Лобовая броня обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойной пули со всех дистанций, а бортовая броня - с дальности выше 100 м. На машине устанавливался карбюраторный V-образный 8-цилиндовый движок ГАЗ-41 Заволжского моторного завода мощью 103 кВт (140 л.с.). Запуск мотора в прохладное время года осуществлялся при помощи термосифонного подогревателя. Емкость топливных баков составляла 290 л. Припас хода машины по шоссе достигал 750 км, на плаву - 180 км (либо 17-19 ч работы мотора).

Коробка включала однодисковое сцепление сухого трения, механическую четырехступную коробку и двухступенчатую раздаточную коробку к заднему и фронтальному ведущим мостам, также к приводам водомета, лебедки и доп ведущих колес, использовавшихся при преодолении окопов и траншей. Водомет и привод на главные ведущие колеса могли работать по мере надобности сразу. Затворка водомета и волноотражательный щиток приводились в действие при помощи гидравлического привода. Поворот на плаву осуществлялся при помощи водяных рулей, располагавшихся перед затворкой водомета. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов были схожими с подобными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Они передавали мощность на обе полуоси даже при одном буксующем колесе. Рулевое было оборудовано гидроусилителем, тормоза - колодочные с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
Ходовка принципно не отличалась от ходовой части БРДМ, кроме системы подрессоривания, в какой использовались рессорная подвеска и телескопические гидроамортизаторы заместо рычажно-поршневых. В фронтальной части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 39,2 кН (4000 кгс). Централизованная система регулирования давления в шинах позволяла водителю, не останавливая машину, снижать либо увеличивать давление в границах от 49 до 265 кПа (0,5 до 2,7 кгс/см) зависимо от состояния грунта. Наличие этой системы существенно облегчало преодоление сыпучих песков, заболоченных участков и снежного покрова и позволяла двигаться с очень вероятными скоростями по жесткому грунту.
Приборы электрического оборудования имели номинальное напряжение 24 В. На машине устанавливались две аккумуляторные батареи 6СТ-68-ЭМЗ, генератор переменного тока Г-261 со интегрированным выпрямителем и электростартер СТ-111. Разведывательное оборудование машины включало, артиллерийскую буссоль ПАБ-2А), войсковой устройство хим разведки ВПХР, устройство радиационной разведки ДП-3Б, инфракрасные приборы ночного видения. Машина комплектовалась навигационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ и радиостанцией Р-113. Экипаж имел спасательные жилеты СТЖ-58.
На базе БРДМ-2 во 2-м периоде после войны были разработаны и приняты на вооружение машина хим разведки БРДМ-2РХ, боевые машины 9П122, 9П124, 9П133 с ПТРК и боевая машина зенитного ракетного комплекса 9П31.
Технические свойства БРДМ-2
Боевая масса - 7 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: пулемет - 14,5 мм, пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора 103 кВт (140 л.с.);
наибольшая скорость: по шоссе - 95 км/ч, на плаву - 10 км/ч;
колесная формула - 4x4.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»