Вернуться назад Распечатать

Средний танк Т-55 (СССР)

Танк Т-55 являлся модернизированным вариантом танка Т-54Б. Он был разработан в деятельном порядке коллективом завода № 183 в СКБ-183 (главный конструктор завода Л.Н. Карцев). При проектировании и изготовлении опытнейших образцов имел обозначение «Объект 137Г2М». Муниципальные тесты 2-ух танков были проведены в квартале 1957 г. и 1 квартале 1958 г. Танку был присвоен индекс «Объект 155» и после устранения недочетов и усовершенствования конструкции под маркой Т-55 он был принят на вооружение Русской Армии приказом министра обороны СССР от 24 мая 1958 г. Танк серийно выполнялся на заводе №183 в Нижнем Тагиле (1958-1962 гг.), на заводе №174 в Омске (1959-1974 гг.) и на заводе №75 в Харькове (1959-1963 гг.). Всего до 1966 г. было выпущено 8623 танка Т-55. Танк Т-55 обладал высочайшей надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Без роста боевой массы в таком же, как у танка Т-54Б, забронированном объеме конструкторам удалось дополнительно расположить девять артиллерийских выстрелов и на 150 л. прирастить емкость забронированных топливных баков, также установить более мощнейший дизель. Это стало вероятным с помощью баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой. Не считая того, на танке был исключен многокалиберный зенитный пулемет и несколько облегчены второстепенные броневые детали. Танк Т-55 был первым в мире серийным танком с автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ). Эта система защищала экипаж от поражения ударной волной с лишним давлением 294 кПа (3 кгс/см) и от инфецирования радиоактивной пылью. На коробке был установлен двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор, повсевременно подзаряжавший при работающем дизеле два пятилитровых воздушных баллона. Возможная энергия сжатого воздуха использовалась для запуска дизеля, для облегчения выключения головного фрикциона, для обдува внешних стекол смотровых устройств и др. Сборка танка была подобна сборке танка Т-54Б. Танк имел три отделения: управления, боевое и муторно-трансмиссионное. Рабочее место механика-водителя располагалось в отделении управления у левого борта корпуса. Лючок механика-водителя находился в фронтальной части подбашенного листа. В днище корпуса имелся лючок запасного выхода. Перед полумягким сидением механика-водителя на днище корпуса были установлены рычаги и педали управления агрегатами силовой установки и коробки. На рабочем месте механика-водителя были установлены два перископических устройства наблюдения. На танках выпуска после 1963 г. была введена гидропневмоочистка внешних стекол устройств наблюдения. Для вождения танка ночкой заместо левого смотрового устройства устанавливался устройство ночного видения ТВН-2. С 1960 г. для улучшения критерий работы механика-водителя было введено регулируемое по высоте сидение. В носовой части корпуса танка справа размещался фронтальный топливный бак. Сзади фронтального топливного бака были установлены два бака-стеллажа. Меж сидением механика-водителя и левым баком-стеллажом размещался стеллаж с 4-мя аккумуляторными батареями. В боевом отделении размещается комплекс вооружения танка, также находились рабочие места командира танка, наводчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки). Над сидением командира танка на крыше башни размещалась командирская башенка с входным лючком. В командирской башенке имелся дневной устройство наблюдения командира ТПКУБ (с 1959 г. - ТПКУ-2Б) и четыре призменных устройства наблюдения. При ведении боевых действий ночкой заместо устройства ТПКУБ устанавливался устройство ночного видения командира ТКН-1. Входной лючок заряжающего находился в крыше башни над его сидением. Перед лючком заряжающего в крыше башни был установлен смотровой устройство МК-4. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем размещались узлы и агрегаты силовой установки и коробки! танка. Базу комплекса вооружения танка составляла 100-мм стабилизированная в 2-ух плоскостях танковая пушка Д10-Т2С. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. 2-ой 7,б2-мм пулемет - курсовой, был установлен в отделении управления справа от сидения механика-водителя. С 1962 г. заместо пулеметов СГМТ устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ. Снутри ганка была предусмотрена укладка для автомата Калашникова АК-47, сигнального пистолета и 10 ручных гранат. Наводка пушки и спаренного пулемета на цель осуществлялась при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 (ТШ2Б-32П) либо ночного прицела ТПН1-22-11 с осветителем Л-2 (с 1963 г. устанавливался осветитель Л-2Г. Г - герметичный). При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла бронебойным снарядом - 1080 м, осколочно-фугасным - 1100 м.