
Работы над созданием бронированных машин на Кременчугском автозаводе начинались еще в русское время. Так, в 1988 году там проходил испытание автомобиль КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, тогда это был всего только макет броневика: на кабину была навешана имитация брони для того, чтоб найти, как будет вести себя машина с доп массой, и создать систему крепления истинной брони. Стоит вспомнить, что в это время СССР воевала в Афганистане и неизменные нападения иррегулярных формирований на авто конвои приводили к неоправданным потерям русских войск. Довести эти разработки до логического окончания русские инженеры и конструкторы не успели: русские войска были выведены из Афганистана, а скоро закончил существовать и сам Русский Альянс. Но ничто не проходит безо всяких следов, и уже в 1990-е годы в «горячих точках» стали появляться «шушпанцеры» - импровизированные броневики на базе Уралов, КрАЗов и даже КамАЗов, сделанные в кустарных критериях. Выбор шасси КрАЗа был неслучаен - машины вправду обладали высочайшей проходимостью, неплохой живучестью, грузоподъемностью и надежностью.
1-ый «промышленный» броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) сделала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution исключительно в 2012 году. Боевая машина с правым управляющим управлением получила заглавие КрАЗ-01-1-11/SLDSL. А позже началась штатская война на Донбассе. В срочном порядке встал вопрос с обеспечением украинской армии легкой бронетехникой. Сначала его попробовали решить за счет поставок привезенных из других стран бронеавтомобилей из-за рубежа. ЧАО «КрАЗ» вместе с компанией из ОАЭ Streit Group предложило для ВСУ броневики «Cougar» («Кугуар») на шасси японского джипа Тоета Land Cruiser 79 (только не следует путать эту машину с тяжёлой американской бронемашиной Cougar класса MRAP, разработанной и производимой компанией Force Protection) и «Spartan» («Спартанец») на шасси южноамериканского легкого грузовика Форд F550. Но техника забугорных, в особенности именитых изготовителей, была не под силу для бюджета украинского оборонного ведомства. Разработка своей легкой бронетехники, также налаживание ее серийного производства на Украине проходило не так стремительно, как хотелось.

Именовать бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» украинским можно с большой натяжкой. Машина с колесной формулой 4х4 разработана эмиратской компанией Streit Group на шасси японской автомашины Тоета Land Cruiser 79. 1-ый демо эталон бронемашины был представлен компанией на оружейной выставке International Armoured Vehicles (IFV) в феврале 2013 года. В июне 2014 г. на выставке Eurosatory-2014, когда пламя штатской войны на Востоке Украины полыхало во всю мощь, директор компании Streit Group сказал, что в последнее время компания планирует провести на Украине презентацию собственных бронемашин и рассчитывает на создание совместного производства бронемашин компании в этой стране на базе Кременчугского автозавода «АвтоКрАЗ». Не считая того, было заявлено, что компания планирует поставлять на Украину ремкомплекты для уже выпущенных машин.
Создание бронемашин KrAZ «Cougar» на Украине было начато в том же 2014 г., но степень локализации была низкой. Как сказал генеральный директор «АвтоКрАЗ» Роман Черняк, в бронеавтомобиле KrAZ «Cougar» толика украинской составляющей не превосходит 10-15%, все другое завезенные из других стран комплектующие. Из них 50% японские детали, некие детали сделаны в ОАЭ, а броня поставлялась из Швеции. Цена 1-го KrAZ «Cougar» для вооружённых сил Украины сначала 2015 года составляла 215 тыс. баксов США, что позволяло считать это броневик самым дешёвым в собственном классе. Естественно, поступившие на вооружение ВСУ бронеавтомобили KrAZ «Cougar» были высланы в зону вооруженного конфликта на Донбасс. Как позже сообщалось, опыт использования данных бронемашин в целом положительный, но есть и ряд недочетов.

По конструкции бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» имеет традиционную сборку с фронтальным расположением мотора, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины размещено десантное отделение. Экипаж машины состоит из 2-ух человек, предусмотрена возможность перевозки до 6 пехотинцев в десантном отделении. Корпус бронемашины однообъемный, 3-х дверный, сварной, сделан из листов броневой стали, расположенных под разными углами. Бронированный корпус обеспечивает защиту в согласовании с уровнем BR6 по европейскому эталону защиты CEN. Этот уровень приблизительно соответствует 5 классу по ГОСТ и обеспечивает радиальную защиту от обыденных не бронебойных пуль патронов 7,62х51 мм НАТО с расстояния 10 метров. Бронирование моторного отдела (а именно, защита радиатора и капот) на уровень слабее, чем бронирование обитаемого отделения.
Днище корпуса бронемашины KrAZ «Cougar» также бронировано и имеет V-образную форму для увеличения противоминной стойкости и обеспечивает защиту экипажа от взрыва под машиной 2-ух ручных гранат DM51 разработки и производства ФРГ. Суммарная мощность 2-ух гранат DM51 составляет 120 г в тротиловом эквиваленте. На крыше машины быть может оборудован вращающейся погон, на котором на турель-ной установке который быть может смонтирован 7,62-мм пулемёт ПКМС, либо 12,7-мм пулемёт НСВТ-12,7 «Утес» либо 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17. Другим вариантом вооружения бронеавтомобиля KrAZ «Cougar» быть может установка на крышу корпуса боевого модуля БПУ-12,7 с удаленно управляемым 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утес» с лазерным дальномером и боекомплектом 150 патронов. 1-ые прибывшие в зону вооруженного конфликта на Донбасс украинские KrAZ «Cougar» были вооружены 7,62-мм пулемётом ПКМС, установленным на крыше корпуса, при всем этом на лючке для пулемётчика по периметру были установлены броневые пластинки с встроенными в них пуленепробиваемыми стёклами.

В бортах в районе десантного отделения оборудованы закрывающиеся броневыми крышками амбразуры для ведения огня из табельного стрелкового орудия (по три с каждого борта). В корме корпуса размещена одностворчатая распашная дверь для посадки и посадки десанта. В створке двери также оборудована закрывающаяся броневой крышкой амбразура для ведения стрельбы из стрелкового орудия. Мало ниже и правее сплошного лобового пулестойкого стекла также оборудована амбразура для ведения огня из стрелкового орудия вперёд по ходу движения машины. Бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» может оснащаться дизельным, шестицилиндровым движком Тоета 4,5i, развивающим мощность 218 л. с. либо турбированным дизельным двигателем Тоета 4,0 TD, развивающим наивысшую мощность 240 л. с. Движок соединен с автоматической либо механической трансмиссией переключения передач. Подвеска бронемашины рессорная, с гидравлическими амортизаторами. На колесах инсталлируются шины с пулестойкими вставками Hutchinson runflat system, которые позволяют продолжать движение после прострела либо повреждения шины при нулевом давлении ещё 50 км со скоростью 40-50 км/ч. Машина оборудована 2-мя топливными баками ёмкостью по 90 л..
По просьбе заказчика дополнительна на бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» могут быть установлены:
- радиостанция;
- система видеонаблюдения;
- лебёдка для самовытаскивания застрявшей бронемашины, также для вытаскивания других застрявших машин аналогичной либо наименьшей массы;
- запасное колесо на двери десантного отделения в корме корпуса;
- устройство для отстрела дымовых гранат.
На базе бронеавтомобиля KrAZ «Cougar» была сотворена бронированная мед машина. В первый раз эта машина была представлена в феврале 2015 года, после этого она была передана на снабжение пограничной службе Украины. Сколько таких машин было изготовлено еще не сообщается. Может быть, она так и осталась в единственном экземпляре. В феврале 2015 г. был сотворен, так именуемый, демилитаризованный вариант броневика по заказу специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. На 10 бронеавтомобилях KrAZ «Cougar», которые были поставлены для миссии ОБСЕ, был произведен демонтаж башни с пулеметной турелью. Лючок на крыше был заварен броневым листом. В корпусе машины по заказу ОБСЕ были установлены крепления для крепления огнетушителей, рундуки для хранения ЗИП и медоборудования. В июне 2016 года на выставке вооружения Eurosatory-2016 в Париже компания Streit Group представила демо эталон новейшей модели броневика - Cougar-LAMV. Основным различием от предыдущих моделей стало то, что на этой машине был увеличен клиренс.
В общей сложность по последним данным в Украину из ОАЭ было поставлено 77 машин KrAZ «Cougar». Из них более 20 машин находятся на снабжении Государственной гвардии Украины, более 47 машин на снабжении Гос пограничной службы Украины и 10 броневиков KrAZ «Cougar» были переданы министерством обороны Украины во временное использование специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на местности Украины.
Технические свойства KrAZ «Cougar»
Колёсная формула 4х4
Боевая масса, т 4,22
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
Длина корпуса, мм 5352
Ширина, мм 2030
Высота, мм 2114
База, мм 3180
Колея, мм 1636
Клиренс, мм 300
Движок Тоета 4,5i
Мощность, л.с. 218
Коробка механическая, 5-скоростная
Наибольшая скорость, км/час 105
Припас хода по шоссе, км до 899,5
Шины 225/70R19,5 (RunFlat)
Уровень защиты
Пулестойкость CEN уровень BR6
Защита днища 2 гранаты DM-51