Вернуться назад Распечатать

Бронеавтомобиль Panhard AML-90 (Франция)

После войны на вооружении французской армии длительное время стояли бронеавтомобили Ferret Daimler 4x4 английского производства. К началу 1960-х годов эти броневики выработали собственный ресурс, ну и морально устарели. Для внедрения в заокеанских департаментах Франции для угнетения выступлений местного населения, проведения военно-полицейских и контрпартизанских мероприятий, сопровождения конвоев и колонн в районах партизанской активности французы начали разработку нового семейства бронеавтомобилей, в которую интенсивно врубились инженеры компании Panhard. Так во Франции появился тяжеловооруженный бронеавтомобиль Panhard AML-90 (AML - Auto- Mitrailleuse Legere, лёгкий бронеавтомобиль) с колесной формулой 4x4. Серийно машина стала выполняться в 1965 году. Бронеавтомобиль Panhard AML-90 получил достаточно массивное вооружение. В полноповоротной башне НЕ90-7 установили 90-мм танковую пушку D921 французской компании DEFA с боекомплектом 20 выстрелов и 7,5-мм зенитный пулемёт АА-52 с боекомплектом 2000 патронов. Экипаж бронеавтомобиля три человека. Толщина брони 10 мм. На более поздних модификациях толщина брони башни была увеличена до 12 мм, а потом и до 15 мм. 4-х цилиндровый, оппозитный движок воздушного остывания 4HD Panhard, мощью 85 л.с. позволял разогнаться по шоссе до 90 км/ч. Припас хода по шоссе составлял 640 км. В процессе эксплуатации бронеавтомобиль Panhard AML-90 подвергался модернизации. Сначала 1970-х годов на машину установили новейшую башню разработки французской компании Hispano-Suiza с 90-мм пушкой GIAT F1. В башне также были установлены ночной прицел и лазерный дальномер. Машина получила обозначение Panhard AML 90 Lynx. Всего для французской армии и жандармерии было поставлено 5 тыщ бронеавтомобилей типа Panhard AML-90. Компания Panhard разработала пакет обновления для бронированных машин Panhard AML-90 (4x4), которые употребляются в почти всех странах по всему миру. Пакет модернизации обхватывает три главные области: - замена имеющихся бензиновых агрегатов на более экономные дизельные - замена инфракрасного оборудования ночного видения на ЭОП - модификация 90 мм пушки F1 компании Giat Industries для обеспечения стрельбы новыми бронебойными боеприпасами Giat Industries. Стандартный Panhard AML-90 был обустроен двигателем внутреннего сгорания Panhard 4HD, мощью 85 л.с. при 4700 об/мин, который дает машине наибольший припас хода 600 км. Движок 4HD был разработан около 40 годов назад, и в текущее время Panhard снял его с производства. В дополнение к обеспечению доп 15 процентов мощи, новый дизельный движок Peugeot XD3T обеспечивает существенное 50-процентное повышение вращающего момента. Пакет модернизации Panhard употребляет дизельный движок Peugeot XD3T с турбонаддувом, воздушным остыванием, мощью 95 л.с.. Он был приспособлен на Panhard AML-90, также устанавливается в более поздних легких бронированных машинах Panhard VBL (4 х 4), которые находятся на вооружении французской армии и многих других государств. Он был сначало разработан и поставлялся для штатского рынка, потому запасные части для этого мотора могут быть получены из разных источников. Необъятные тесты на Ближнем Востоке и в Азии подтвердили, что новый движок Peugeot XD3T будет работать в температурах до +50° C. Когда машина вооружена новым движком, ускорение и наибольшая скорость Panhard AML-90 растут, а потому что запасные части на него просто доступны, цена актуального цикла всей машины сокращается. Не считая того, у дизельного мотора по сопоставлению с бензиновым значительно уменьшается риск появления пожара. В число доработок также заходит новенькая задняя часть корпуса, генератор, движок Peugeot XD3T, муфта с механическим управлением, усиленная коробка, гидравлическое управление охлаждающей системой и новенькая система выхлопа. Задняя подвеска Panhard AML-90 усиливается с учетом роста веса нового мотора. Конфигурации осуществляются также в топливной схеме, приборной панели водителя, главном блоке электронного управления и задних брызговиках. Как вариант, быть может установлен более мощнейший компрессор Peugeot и новенькая тормозная система Citroen, с фронтальными тормозами дискового типа. Panhard также предлагает установку нового двигателя внутреннего сгорания с водяным остыванием Peugeot/Рено/Volvo V6, мощью 145 л.с. при 5000 об/мин для подмены двигателя внутреннего сгорания Panhard. Это добавит машине удельной мощи и ускорения. 90-мм пушка Giat Industries F1 в текущее время может стрелять картечью, фугасными, кумулятивными и дымовыми снарядами. При всем этом кумулятивные боеприпасы имеет ограниченную продуктивность по определенным целям, потому французская компания Giat Industries разработала бронебойные (APFSDS) снаряды, которые могут применяться в измененной 90 мм пушке Giat F1. Этот новый боеприпас имеет исходную скорость 1050 м/с и может пробить 50 мм обыкновенной металлической брони при 0° атаки на дальностях до 1300 м. Для того, чтоб иметь возможность стрелять новым снарядом APFSDS, дульный тормоз и система отдачи должны быть изменены. Боекомплектом AML остался 20 боеприпасов, даже при использовании APFSDS. Имеющиеся инфракрасных устройств ночного видения командира, наводчика и водителя имеют тривиальные ограничения в бою, потому в пакете модернизации предусмотрена замена их на систему SOPELEM с электронно-оптическим преобразователем (ЭОП). Не считая того, стрелок также обустроен лазерным дальномером, установленным снаружи на пушке для улучшения вероятности попадания с первого выстрела. С середины 1960-х годов Panhard AML-90 стали поступать на вооружение армии ЮАР, снова же заместо английских Ferret Daimler 4x4. Позднее там было налажено лицензионное создание французских бронеавтомобилей, получивших наименование Eland. На последних версиях юаровских Eland устанавливалась 90-мм пушка Denel GT-2 с боекомплектом 29 выстрелов, движок Шевроле 153, производимые местной индустрией. В общей трудности в ЮАР было выстроено более 1300 бронеавтомобилей Eland разных модификаций. Бронеавтомобили Panhard AML-90 и их южноафриканские «братья» Eland обширно вывозились в более чем 15 государств мира. Относительно дешевый с массивным вооружением бронеавтомобиль для многих бедных государств стал кандидатурой дорогим танкам и поучаствовал в почти всех вооруженных конфликтах. Нередко эти машины встречались в боях, использующих их противоборствующими сторонами. Они учавствовали в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 года с обеих сторон. В особенности обширно использовали свои Eland южноафриканская армия. Эти машины участвовали во всех войнах, что вела ЮАР в семидесятые и восьмидесятые. В процессе войны против Анголы Eland практически на равных сражались против Т-34 и Т-55 ангольской армии. Это обуславливалось очень низким качеством подготовки ангольских экипажей. Когда же места в ангольских танках занимали русские инструкторы, то шансов у юаровских бронеавтомобилей и танков не оставалось. В 1978 году Panhard AML-90 сыграли решающею роль в угнетении французскими войсками бунта в Чаде. Приняли они роль на стороне Аргентины в войне за Фолклендские острова. Интенсивно использовались броневики Panhard AML-90 в Сальвадоре против повстанцев-марксистов. Технические свойства Panhard AML-90 Колёсная формула 4х4 Боевая масса, т 4,5-5,5 Экипаж, чел. 3 Длина корпуса, мм 4150 Ширина, мм 1970-2000 Высота, мм 2070-2100 База, мм 2500 Колея, мм 1570 Клиренс, мм 330 Бронирование - железная противопульная Лоб корпуса, мм/град. 10 Борт корпуса, мм/град. 10 Корма корпуса, мм/град. 10 Тип мотора - бензиновый Panhard 4HD Мощность мотора, л. с. 85 Скорость по шоссе, км/ч 90 Припас хода по шоссе, км 600-640 Преодолеваемый подъём, град. 31 Преодолеваемая стена, м 0,3 Преодолеваемый брод, м  0,9