Вернуться назад Распечатать

Cамоходная гаубица M110 (США)

Сделав выводы из боевого опыта, скопленного в период 2-ой мировой и корейской войн, южноамериканские спецы сначала 60-х гг. принялись равномерно подменять в некоторых соединениях вооруженных сил классическую буксируемую артиллерию самоходной. В механизированных и бронетанковых дивизиях все пушки и гаубицы стали только такими, тогда как в пехотных и воздушно-десантных имелись и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. В дивизионной артиллерии подразделения также были смешанными. Сразу в США приступили к проектированию самоходных артиллерийских установок последнего поколения. Если 1-ые эталоны, показавшиеся в период после войны, обычно производились на базе ходовых частей серийных танков и гусеничных бронетранспортеров, то сейчас для схожей техники подготавливали особое шасси высочайшей проходимости.

Это относилось и к 203,2-мм гаубице M110, опытнейший эталон которой в первый раз демонстрировался в мае 1959 года под индексом T236. В 1961 году после проведения войсковых испытаний и доводки машина была стандартизована под обозначением M110, а спустя год 1-ые серийные самоходные гаубицы M110 начали поставляться в войска.

Как и самоходная пушка M107, самоходная гаубица M110 была сделана на всеприменимом шасси Т249 с пятью большенными опорными катками на борт, без поддерживающих роликов и с расположенными впереди направляющими колесами. M110 можно было просто отличить от M107 по существенно более недлинному и толстому орудийному стволу. Корпус самоходной гаубицы сварен из листов брони дифференцированной толщины и разбит перегородками на три отделения. Впереди и слева в особенной башенке с лючком и перископом для наблюдения за местностью располагается механик-водитель. Другой лючок предусмотрен над моторно-трансмиссионным отделением, чтоб облегчить сервис силовой установки.

Над самим корпусом нет бронированной рубки либо надстройки, потому расчет из 5 человек ничем не прикрыт от пуль и осколков, что, в принципе, не настолько принципно, беря во внимание дальность, с которой обычно вела огнь M110. В центре самоходки на тумбовом лафете типа M558 открыто смонтирована качающаяся часть полевой буксируемой гаубицы M1, снабженная стволом-моноблоком с навинтным казенником с поршневым затвором. Для облегчения и ускорения раздельного заряжания на M110 конструкторы ввели подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые действовали от единой гидравлической системы.

203-мм гаубица M110 вооружена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Гидравлические и ручные приводы входят в состав устройств наведения орудия, которое может разворачиваться на угол ±30° относительно продольной оси машины. Наибольший угол возвышения ствола добивается 65°, как у полевой гаубицы, угол склонения составляет -2°. В возимый боекомплект входят выстрелы нескольких типов. Они владеют исходной скоростью 595 м/с и весят по 90,7 кг, что вынудило конструкторов механизировать процесс заряжания. Наибольшая дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 21300 м. В 1964 году для M110 был принят на вооружение снаряд M442 с ядерным боеприпасом W-33 мощью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

Устойчивость M110 при ведении огня обеспечивается отключением подвески и 2-мя лемехами, откидывающимися на землю при помощи гидравлических приводов. Не считая того, в кормовой части машины имеется опускаемый бульдозерный ножик, служащий для самоокапывания на огневой позиции.

В качестве силовой установки самоходная гаубица M110 комплектуется двухтактным 8-цилиндовым дизелем жидкостного остывания с турбонаддувом 8V71T конторы «Детройт дизель», который развивает мощность 299 кВт при 2300 об/мин и обеспечивает движение самоходки по дорогам с жестким покрытием с наибольшей скоростью 56 км/ч. Для доставки боеприпасов к огневой позиции употребляется гусеничный грузовой транспортер M548 либо транспортно-заряжающая машина М992.

Ходовка для нее позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы M108 и имеет семь сравнимо маленьких опорных катков на борт и ведущие колеса фронтального расположения. В фронтальной части M992 устроено отделение управления и поставлен кран, который перегружает в самоходку через верхний лючок снаряды и полузаряды. Те и другие перевозятся в закрытом сверху и с боков кузове. Перед загрузкой у M992 раскрывается ввысь задняя стена кузова и выдвигается транспортер, на ленту которого попеременно укладываются боеприпасы. Снутри машины их при помощи штабель-укладчика распределяют по стеллажам в определенном порядке: впереди — снаряды, под ними у бортов — взрыватели, а в центральной и задней части кузова, на боковых стеллажах — переменные заряды. Кроме боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся другие восемь членов экипажа самоходной гаубицы M110.

Перед перевозкой M110 по воздуху машину демонтировали, и артиллерийскую часть загружали в грузовой отсек военно-транспортного самолета раздельно от ходовой.

САУ M110 способна преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной 2,3 м, броды глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой до 1 м.

С 1968 г. в США приступили к созданию последующего поколения боевых машин и, сразу, к обновлению уже состоявших на вооружении. Одной из первых решили усовершенствовать M110, так как, по воззрению военных и разработчиков, это можно было сделать достаточно стремительно с относительно маленькими затратами.

В декабре 1969 г. Управление многообещающих военных исследовательских работ министерства обороны США утвердило задание на 1-ый шаг ее модернизации. Согласно заданию, предстояло прирастить дальность стрельбы и продуктивность деяния снарядов по целям, также повысить надежность узлов и агрегатов.

Работы над усовершенствованием M110 привели к возникновению измененной версии M110E2, которая равномерно вытеснила из сухопутных войск армии США и корпуса морской пехоты как M110, так и M107. 203,2-мм гаубица, установленная на модели M110E2, имела ствол, который был длиннее, чем у стандартной самоходной гаубицы M110, и доделанные механизмы заряжания. Модернизированная самоходка могла вести огнь хоть какими боеприпасами: фугасными, хим, бинарными, ядерными и активно-реактивными.

В январе 1977 г. на вооружение приняли последующую модернизацию самоходной гаубицы — M110A1. Ее оборудовали новым стволом M210, длину которого прирастили на 2,4 м и, таким образом, довели до 40 калибров, в его канале сделали больше нарезов, нарастили размеры и объем зарядной каморы. В итоге этих работ стали лучше баллистические свойства гаубицы, в том числе большая дальность стрельбы обыкновенными снарядами достигнула 24300 м, а активно-реактивными и того больше — 29100 м. Доработкам опять подверглись механизмы, облегчавшие заряжание, и противооткатные устройства.

В боекомплекте M110A1 имелись фугасные, активно-реактивные, бинарные хим и ядерные боеприпасы, что приметно расширило ее боевые способности. Но военные не тормознули на достигнутом, и в 1978 г. появилась модель M110A2. На стволе гаубицы смонтировали высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз. Применение усиленных зарядов марки M188A1 позволило довести наивысшую дальность стрельбы обыкновенными снарядами до 24300 м. В 1981 году для M110A2 был разработан снаряд M753 с ядерным боеприпасом W-79 мощью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг.

Расчет модернизированной самоходной гаубицы мог использовать выстрелы нескольких типов. В числе их были осколочно-фугасные со снарядами M650E2, кассетные, содержавшие по 195 осколочно-фугасных частей M42, новые осколочно-фугасные выстрелы M711. При определенных критериях предусматривалось внедрение хим боеприпасов M736 и ядерных M753.

Заряжание гаубицы было картузным, которое южноамериканские спецы находили более обычным и дешевеньким (порох содержится в картузах — пакетах из специальной ткани, для возгорания которых служат ударные, электронные либо вытяжные трубки). Перед выстрелом в казенник досылали снаряд, за ним боевой заряд (число картузов определялось дальностью до цели), после этого казенник запирался поршневым затвором. Потом в камору его грибовидного стержня вставляли одно из средств возгорания. Естественно, при таком методе заряжания скорострельность орудия не настолько высочайшая, как при применении унитарных выстрелов, у каких пороховой заряд находится в железной гильзе.

Суровую делему представлял износ ствола: высочайшая исходная скорость снаряда приводила к тому, что примерно после 400 выстрелов ствол гаубицы подлежал подмене, но эта процедура занимала не больше 2-ух часов, а запасные стволы всегда были под рукою.

В ряде государств, к примеру Англии и США, M110 всех модификаций сняты с вооружения и изменены самоходными системами залпового огня MLRS.

Массовое создание всех модификаций 203-мм самоходной гаубицы M110 завершено. Машины данного типа состоят на вооружении Бахрейна, Бельгии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Испании, Пакистана, Республики Корея, Тайваня, Турции, Стране восходящего солнца (выполнялась по лицензии). Почти всегда самоходные гаубицы M110 доводились до уровня M110A2.

Свойства M110 Экипаж, чел. 5 Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 15,26 Макс. угол возвышения пушки, град 65 Макс. угол склонения пушки, град -2 Длина c пушкой вперёд, мм 7467 Длина корпуса, мм 5720 Ширина общая, мм 3149 Высота по крыше башни, мм 2930 Масса боевая, кг 26534 Преодолеваемая стена, м 1,016 Макс. угол подъёма, % 60 Наклон, % 30 Преодолеваемый ров, м 2,362 Преодолеваемый брод, м 1,066 Ширина колеи, мм 2692 Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3936 Ширина гусеницы, мм 457

Вооружение Тип - Пушка Калибр, мм 203 Модель M2A2 Кол-во 1

Движок Тип - дизель Модель Detroit Diesel Model 8V-71T Цилиндры 8 Кол-во 1 Мощность, л.с. 405