Вернуться назад Распечатать

Колёсная бронемашина GTK Boxer (Европа)

Как и большая часть нынешних бронированных машин государств НАТО, невзирая на их исключительную национальность, начинали все-же от международных проектов. Так появились главные танки в Германии - Leopard 2 и в США - Abrams, получившие свое развитие от проекта MBT70. Не обошла стороной эта традиция и, сейчас уже отлично известные семейства бронированных машин - германское - Boxer, французское - VBCI и английское - FRES. А начиналась история сотворения этих машин с выбором в конце апреля 1998 г., концерна ARTEC (сокращенно от «ARmoured TEChnology» - «Бронированная техника») в качестве подрядчика на разработку и постройку нового колесного бронетранспортера с колесной формулой 8x8 для ублажения потребностей армий Франции (программка получила заглавие Vehicule Blinde de Combat d'Infanterie - VBCI), Германии (Gepanzertes Transport Kraftfahrzeug - GTK) и Англии (Multi-Role Armoured Vehicle - MRAV). Франция потом ушла из программки, но часть наработок по этой программке унесла с собой, после этого во Франции компанией Giat Industries (сейчас Nexter Systems) был сотворен, а позднее французской армией принят на вооружение колесный бронетранспортер VBCI. Но это было позже, еще позднее того, как в сентябре 1999 г. Франция вышла из совместной программки, получившей заглавие GTK/MRAV Wheeled Armoured Vehicle Programme, уже без французской составляющей (VBCI) в заглавии. В конце 1999 г. меж Германией и Великобританией было подписано соглашение о разработке производстве восьми опытнейших образцов БТР, четыре - для Германии и четыре - для Англии. Общая цена этого договора составила более 70 миллионов английских фунтов стерлингов. Из этих восьми опытнейших образцов, четыре должны были быть собраны в Германии и четыре в Англии. 1-ый из них был должен быть выкачен из цеха в 2001 г. В согласовании с соглашением четыре опытнейших эталона машины делались в варианте командно-штабной машины (CPV) и четыре в варианте БТРа (АРС). Создавать все эти машины был должен промышленный консорциум ARTEC. Он в то время состоял из компаний МаК (сейчас - это Rheinmetall Land Systeme), Krauss-Maffei Wegmann, (Германия) и Alvis Vickers (Англия). Тесты опытнейших образцов должны были проводиться в период меж 2002 и 2004 гг. При всем этом Германия должна была отвечать за баллистическое тесты, а Англия стала ответственной за тесты надежности машины. Как обычно с первого раза все верно не вышло. Заместо 2001 г. 1-ый опытнейший экземпляр многообещающего бронетранспортера увидел свет исключительно в декабре 2003 г. К этому времени (с февраля 2001 г.) к консорциуму ARTEC присоединяется голландская компания Stork NV и вся программка получила новое заглавие GTK/MRAV/PWV (PWV - голландское обозначение программки - Pantser Wiel Voertuig) Wheeled Armoured Vehicle Programme. В связи с этим было скорректировано полное количество планируемых к постройке опытнейших образцов машин до 12 единиц - по четыре для каждой из 3-х государств. А полное количество первой партии серийных машин планировалось прирастить до 600 единиц - по 200 для каждой страны. Соответственно была увеличена и общая цена договора с 70 до 110 миллионов английских фунтов стерлингов, в то время как Англия из-за денежных заморочек понизила свою долю издержек на 5 миллионов английских фунтов стерлингов. Нидерланды и Англия не считая того выработали общие требования для вариантов машины в мед выполнении и в качестве самоходного миномета, также согласовали свои представления относительно встроенной системы тылового и технического обеспечения. Четкие детали рассредотачивания обязательств по компаниям по разработке и производству не раскрывались, но понятно, что Германия отвечала за обеспечение силовой установкой, коробкой и всей ходовой части. Англия отвечала за создание базисного бронированного корпуса (модуля шасси) и особых сменных модулей. Предполагалось, что любая страна будет иметь свою свою сборочную линию и будет несет ответственность за окончательную сборку и поставку готовых бронированных машин и особых модулей к ней для своей армии. По воззрению профессионалов компании ARTEC, главными преимуществами колесной бронированной машины с колесной формулой 8x8 являются высочайшая подвижность, большая грузоподъемность (до 8 тонн) и внутренний объем 14 мЗ. В перспективе рассматривался вопрос о разработке на базе нового шасси еще 1-го семейства машин в составе более 6 вариантов с колесной формулой 6x6. Кстати при отработке концепции программки VBCI/GTK/ MRAV Wheeled Armoured Vehicle Programme рассматривался и вариант отработки машины с колесной формулой 6x6, но в итоге тормознули на варианте 8x8. К этому следует добавить, что в Рф уже с 1994 года испытывались бывалые эталоны нового бронетранспортера БТР-90 «Росток» с таковой же грузоподъемностью, наилучшей защищенностью и не имеющим тогда равных в мощи комплекса вооружения! Кстати, концепция сотворения семейства колесных бронированных машин на базисном шасси БТР, также предусматривалась на базе БТР-90. Вобщем в первый раз она была в СССР уже отработана на шасси БТР-80, но на этой машине грузоподъемность не позволяла воплотить все задумки, которые можно было реализовывать на БТР-90, грузоподъемность которого составляла 8 т без вреда для защищенности. Как ожидалось сначало работы по разработке и постройке первого опытнейшего эталона БТР по программке GTK/MRAV/PWV Wheeled Armoured Vehicle Programme должны были закончиться в 2001 г., а уже с 2004 г. планировалось начать массовое создание новых БТРов. Но жизнь занесла свои коррективы. Производства первого опытнейшего эталона нового БТРа началось исключительно в 2002 г Он был построен к декабрю 2003 г. Не успели начаться тесты опытнейшего эталона, как новенькая вводная стала заносить коррективы в планы отработки программки - в июле 2004 г. Минобороны Англии объявило о выходе из совместной программки Wheeled Armoured Vehicle Programme. На самом деле, полноправным владельцем отработки программки по созданию нового колесного БТРа стала Германия. Формально можно гласить о том, что в разработке БТР Boxer (а конкретно такое заглавие получила машина, когда ушли британцы) учавствовала и Голландия, но это чисто формально. Через маленькой просвет времени совместной немецко-голландской работы, германская компания Rheinmetall стопроцентно впитала голландскую Stork NV превратив ее в Rheinmetall Nederland. Потому гласить о голландском происхождении машины Boxer можно с большой натяжкой. Вобщем, двухсторонний контракт Голландия и Германия все таки подписали в 2006 г. и в том же году доделанные бронетранспортер, построенный в Германии, и мед машина, построенная в Голландии, были представлены на выставке Eurosartory-2006 в Париже. Еще через год с излишним, после получения нужных данных с испытаний машины, в декабре 2007 г был подписан договор на массовое создание БТРов Boxer. От варианта мед машины, сделанной под голландских потребителей, немцы отказались и сделали в 2008 г. собственный опытнейший эталон мед машины. В том же году опытнейший эталон БТР Boxer удачно прошел около 90 000 км без каких-то суровых поломок. По результатам этих испытаний было принято решение приступить к выпуску установочной серии машин, 1-ая из которых покинула создание в 2010 г. В том же году отобранные из этой партии машины были высланы на тесты в Австралию и Объединенные Арабские Эмираты. Как обстояли дела в Австралии непонятно, а вот в ОАЭ из-за перегрева мотора (зимой года) приходилось Boxer не один раз тянуть в парк из пустыни с помощью БМП-3. Работающие там по договору русские спецы учавствовали в этих процессах. Пока в ОАЭ спецы разбирались с причинами перегрева мотора на БТР Boxer, германские конструкторы продолжили создание линейки машин на базе БТРа Boxer. На выставке Eurosatory-2010 в Париже была продемонстрирована бронированная машина Boxer в 2-ух конфигурациях варианта колесной боевой машины пехоты. Еще через год германские и инженеры окончили то, от чего ушли английские конструкторы в данном проекте - был представлен 1-ый германский Boxer в варианте командно-штабной машины. Официально колесный БТР Boxer был принят на вооружение германской армии в мае 2011 г., а уже в августе такого же года БТР Boxer появились на войне, те. в Афганистане. К этому времени в Германии освоено массовое создание уже 4 вариантов бронированных машин семейства Boxer.

Конструкция БТР Boxer

При разработке концепции машины компанией ARTEC главное внимание уделялось на обеспечение нужного уровня защищенности. И если при совместном проектировании машины рассматривались варианты защиты от снарядов мелкокалиберных пушек и гранат РПГ То при проектировании германцами возобладали трезвый германский разум и прагматизм. Так как Boxer - это сначала БТР, то в согласовании с германской концепцией машин этого класса, защита должна обеспечивать от попаданий пуль многокалиберного пулемета (12,7 мм, и 14,5 мм передние проекции) и менее того. Если кто-то произнесет для вас, что защита БТР Boxer рассчитана на большее - не веруйте. У бундесвера есть точная концепция в отношении бронированных машин, и они её верно придерживаются. Обитаемые отделения модуля шасси и сменных особых модулей изнутри стопроцентно покрыты противоосколочным подбоем. Сваренные и согнутые из броневой стали корпуса модуля шасси и сменных модулей снаружи усиливаются модулями с глиняной броней, что как раз и обеспечивает баллистическую защиту по 4 уровню в согласовании с НАТОвским эталоном STANAG-4569. Не считая того, БТР Boxer имеет достаточный уровень защиты при подрывах на минах и взрывных устройствах. Вобщем, таковой же, как и хоть какой другой колесный бронетранспортер, имеющий огромные колеса и двойной пол, обеспечивающие защиту экипажу при подрыве на противопехотных и противотанковых минах под колесом либо днищем. По сопоставлению с БТР-80, к примеру, противоминная защита БТР Boxer некординально выше за счет доп пола обитаемого модуля - выходит три слоя: днище, полик над элементами коробки и полик обитаемого модуля, устанавливаемого сверху На БТР-80 - только днище и полик над коробкой. Для увеличения противоминной стойкости на БТРах типа Boxer (также и на их братьях VBCI и FRES) при изготовлении корпуса обширно применяется разработка гнутья броневых листов, в особенности в местах надколесных ниш. Такая разработка позволяет избегать сварных соединений в местах, где действие взрывной волны при взрыве будет более сильным. Кроме этого конструкцией предвидено обеспечение существенное понижение радиолокационной и инфракрасной сигнатур, также обеспечение защиты от ОМП. В целом конструкция бронированной машины Boxer состоит из 2-ух главных компонент: модуля шасси, в каком расположены шофер, силовая установка, коробка и все другие элементы шасси и особый модуль зависимо от предназначения машины, в каком инсталлируются комплекс вооружения, средства связи и управления войсками, и другое оборудование. Особый модуль, устанавливаемый в кормовой части шасси машины может стремительно сниматься, чтоб иметь возможность установить заместо него модуль, созданный для решения других задач. В варианте БТР в особом модуле с каждого его борта могут располагаться по четыре бойца на личных противоминных креслах, снабженных особыми ремнями безопасности. Посадка и посадка пехотинцев в БТР осуществляются через опускающуюся и поднимающуюся при помощи гидропривода аппарель в кормовой части модуля. Для аварийных случаев десант может покинуть модуль через дверь, оборудованную в аппарели. Благодаря большенному внутреннему объему обитаемых отделений, и, а именно, модуля варианта БТР, достигнутому, сначала за счет роста высоты машины, удалось обеспечить относительно комфортабельное размещение десанта и его экипировки. Под сидением 1-го из личных кресел десантников оборудован санитарный узел. Личное имущество десантников и боекомплект располагаются в больших надколесных спонсонах. Там же располагаются запасные части и инструмент. Зависимо от нрава грядущей задачки, которую нужно будет делать машине, благодаря составной конструкции Boxer может поменять свою конфигурацию. Но, маловероятно, чтоб в одном и том же подразделении «Боксеров» находились модули для БТРа, санитарной либо командно-штабной машины, чтоб быстренько их поменять временами. Кроме этого придется поменять и личный состав подразделения: пехотинцев на докторов, позже докторов на штабных операторов и т д. Бесспорное преимущество составной конструкции в том, что она дает возможность понизить цена производства разных по предназначению машин 1-го семейства, также использовать применимые к использованию модули с уничтоженных шасси и напротив. Не считая того, Boxer с его составной конструкцией - машина, которая является достаточно гибкой, чтоб делать широкий диапазон различных задач. Она имеет хорошую живучесть, надежность и потенциал для совершенства. Машина оборудована всеми необходимыми коммуникационными интерфейсами для роли в сетецентрических войнах. Упругость и модульность позволяет БТР Boxer просто приспособиться для выполнения различных задач в стремительно меняющихся обстоятельствах и в различных критериях обстановки. В модуле шасси БТР Boxer шофер размещен впереди справа. Над ним имеется лючок, бронекрышка которого раскрывается ввысь и вспять. В бронекрышке имеются три призменных устройства наблюдения. При движении крышка лючка фиксируется в приподнятом положении, обеспечивая водителю обзор за дорожной обстановкой. Справа от водителя в носовой части машины расположены силовая установка, выполненная в виде моноблока заодно с автоматической коробкой перемены передач компании ZF. Моноблок по мере надобности быть может заменен в течение 30 минут в полевых критериях. В модуле шасси также установлены и все главные подсистемы. Это такие как, все элементы коробки и ходовой части, электрического оборудования и системы его обеспечения, системы кондиционирования воздуха и отопления, система пожаротушения, также все разъемы и интерфейсы для подключения к сменным модулям.