Вернуться назад Распечатать

Бронеавтомобиль Short Shorland (Великобритания)

Во 2-ой половине ХХ века за рулем лендроверов посиживали не только лишь английские крестьяне и остальные штатские мещанины. Продукция компании Rover также пришлась по вкусу как разным коммерческим компаниям, так и представителям силовых структур в самой Англии, также за ее пределами. При всем этом подавляющее большая часть особых модификаций английского джипа создавалась самим изготовителем - военные и полицейские машины выезжали из цехов завода в Солихалле, в графстве Уэст-Мидлендс. Но, были отдельные проекты, которые создавались наружными подрядчиками на базе джипов Land Rover. Пожалуй, более известным из них, является создание целого семейства броневиков и машин специального предназначения Shorland. Сначала 60-х годов, в связи с обострением ситуации в Ольстере, Управление царской милиции в Северной Ирландии серьезно озаботилось вопросом технического оснащения собственных полицейских подразделений. В это время на местности Северной Ирландии интенсивно действовала так именуемая Ирландская Республиканская Армия (Irish Republican Army) - вооруженная группировка, целью которой являлось достижение полной независимости Северной Ирландии от Англии. Ирина обычно воспользовалось значимой поддержкой значимой части коренного католического населения Северной Ирландии и находилась "в авангарде национально-освободительного движения", выражаясь заголовками русских газет тех пор. Вкупе с тем способы государственной борьбы Ирина, в конце концов, переросли в обыденный терроризм, только с политическим цветом. В этой связи функционал английской милиции в Северной Ирландии заключался не только лишь в профилактике и раскрытии преступных злодеяний, да и был нацелен на противодействие политическому движению ирландских католиков за независимость от Англии, от разгона массовых акции протеста до борьбы с вооруженными выступлениями и террористическими акциями Ирина. Эти причины существенно отличали формат несения службы и функционал полицейских подразделений в Северной Ирландии, что накладывало собственный значимый отпечаток и их материально-техническое оснащение. Обыденные полицейские автомашины были в этом плане очень уязвимы и не обеспечивали защиту от камешков, бутылок с зажигательной консистенцией и огнестрельного орудия. В свою очередь армейские броневики, также БТР и БМП, являлись очень томными и недостаточно мобильными для действий в городских критериях, а не считая того они все-же предназначались для деяния против постоянных войск противника, а не для разгона демонстраций либо ликвидации террористов. Потому Управление царской милиции Северной Ирландии остро нуждалось в спец авто технике, обеспечивающей защиту личного состава во время массовых выступлений и беспорядков, а в случае необходимости - предоставляющей возможность внедрения особых средств, прямо до огневого воздействия. Таким образом, были сформированы общие технические требования на создание специального патрульного бронированного автомобиля для полицейских подразделений в Северной Ирландии.Подрядчиками данного проекта выступил инжиниринговый отдел английской авиационной компании «Short Brothers & Harland» (позже отдел был преобразован в отдельную компанию «Shorts») в Белфасте. Макет бронированного патрульного автомобиля был разработан Фредериком Батлером (Frederick Butler) в 1964 году. Платформой для постройки патрульной машины стал Land Rover IIA с базой 109 дюймов. Автомобиль сохранил традиционную сборку, с фронтальным расположением мотора. Кузов машины был сварен из наклонных броневых листов шириной 7,25 мм, обеспечивающих защиту от стрелкового орудия. В боевом отделении размещались места для 3-х членов экипажа: по краям - водителя и командира машины, а в середине – стрелка, для которого на крыше автомобиля была установлена бронированная башня от армейского броневика «Ferret», с пулеметом Браунинг, калибра 7,62 мм. Доступ в боевое отделение осуществлялся через бронированные боковые двери, а пулеметчик также мог покинуть машину через верхний лючок башни. В критических ситуациях экипаж мог эвакуироваться через аварийный лючок, который находился в корме автомобиля. В боевом положении ветровые стекла машины прикрывались бронированными экранами, в центре которых были размещены узенькие смотровые щели для водителя и командира. Капот мотора и фронтальные крылья не были защищены броней и сохранили собственный начальный вид. Также как и на LR Series II, фары освещения были размещены на радиаторной решетке, а габариты и поворотники - на фронтальной части крыльев. На башне монтировался доп фараискатель. Макет комплектовался 4-х цилиндровым двигателем внутреннего сгорания объемом в 2286 «кубиков» и, естественно, имел неизменный 4WD. Емкость единственного топливного бака составляла 64 литра. Установка вентиляции либо отопительных устройств вначале не предусматривалась. Так как масса автомобиля серьезно возросла, конструкторам пришлось усилить штатную раму и подвеску машины. Вес патрульного автомобиля достигал 3,2 тонн. Всего было сделано несколько прототипов бронированной патрульной машины с малозначительными переменами в конструкции. В октябре 1965 года началось массовое создание машины, которая получила обозначение Shorts Shorland Mark I (заглавие, на самом деле, «склеили» из частей наименований 2-ух компаний: «shor» и «land»). Серийный автомобиль имел ряд малозначительных различий от собственного макета. Фары «переехали» с радиатора на фронтальные крылья, на машину установили радиостанцию, а экипаж получил переговорные устройства. Также была изменена конструкция откидывающихся броневых экранов боковых дверей, управлять которыми стало более комфортно, а не считая того в них появились амбразуры для стрельбы из пистолета. Серийный автомобиль получил принудительную вентиляцию, а из доп опций на башне смонтировали места для установки 2-ух гранатометов для отстрела дымовых шашек и сотворения дымовой завесы. Опционально устанавливался доп топливный бак и бронированный лист специальной конструкции, прикрывающий радиатор машины. Следует увидеть, что к середине 60-х внедрение в качестве базы штатских машин для постройки бронемашин смотрелось несколько архаичным. Схема сборки и даже внешний облик Shorts Shorland, очень напоминал броневики 20-30 годов (к примеру, русский БА-27), но нельзя забывать, что эта машина была предназначена, сначала, для выполнения военно-полицейских функций, а не для использования в реальных боевых критериях нынешней войны. К тому же, важным являлся и тот факт, что у Shorts Shorland практически 80% всех девайсов было от штатного автомобиля Land Rover, что существенно упрощало создание и снижало его себестоимость, в отличие от броневиков и БТР специальной постройки. С конца 1965 года патрульный бронированный автомобиль Shorts Shorland Mark I стал поступать в подразделения Управления царской милиции Северной Ирландии. 1-ые машины получили полицейские Белфаста и Ольстера. Принципиально отметить, что на других территориях метрополии, не считая как в Северной Ирландии, Shorland никогда не употреблялся. Всего было выпущено порядка 100 патрульных машин модификации Mark I. После пуска серийного производства компания Short Brothers стала интенсивно продвигать свою новинку на наружные рынки. Роль Shorts Shorland в бессчетных интернациональных выставках не осталось незамеченным и компания заключила целый ряд прибыльных договоров на поставку патрульных машин в страны Близкого Востока и Центральной Африки. Любопытно отменить, что в некоторых африканских странах Shorts Shorland использовались не только лишь в особых полицейских подразделениях, да и поступили на вооружение армейских частей в качестве бронированной разведывательной машины. Конструкция автомобиля Shorts Shorland совершенствовалась и спустя три года была запущена в создание модификация Mark II. Главным различием этой модификации от предшествующей стала установка более массивного двигателя внутреннего сгорания, объемом 2,6 литра, мощью 70 л.с. при 4000 оборотах за минуту, также повышение толщины броневых листов до 8,25 мм. Вентиляция боевого отделения оставляла вожделеть наилучшего, потому в кормовой аварийный лючок был вмонтирован доп вытяжной вентилятор. Эта модификация выпускалась относительно недолго, до 1972 года. Количество собранных экземпляров Mark II, не превышало 50 единиц. К началу 70-х годов, на вооружении английской милиции в Северной Ирландии находилось около сотки патрульных Shorland, модификаций Mark I и II. В 1972 году, появилась новенькая модификация Shorts Shorland, под наименованием Mark III, в которую был внесен ряд существенных конфигураций. Сначала, в процессе эксплуатации выяснилось, что даже усиленная рама Series IIA, не обладала достаточной прочностью для тяжеленной бронированной машины. После пуска в создание LR Series III, конструкторы конторы Shorts избрали в качестве базы для броневика однотонную 109 дюймовую раму третьей серии, которая имела не только лишь более высочайшие свойства прочности, да и припас грузоподъемности, для предстоящего роста массы автомобиля. Еще одним принципиальным конфигурацией стало оснащение машины новым 6-ти цилиндровым двигателем внутреннего сгорания объемом 2625 кубических см, наибольшей мощью 91 л.с, при 4100 оборотах за минуту. В качестве функции наконец появился и 4-х цилиндровый дизель. На машину Shorts Shorland установили новейшую радиостанцию, а на башню смонтировали пару новых гранатометов для отстрела дымовых шашек (по три штуки в каждом). Броневик получил штатный отопитель салона, также новейшую систему принудительной вентиляции. На автомобиль опционально устанавливался кондюк и другое дополнительное оборудование. Эта серия стала самой массовой в производстве - всего было выпущено более 500 машин модификации Mark III, значимая часть из которых пошла на экспорт. Фактически сразу с момента пуска серийного производства Shorland, конструкторский отдел компании, в деятельном порядке, начал разработку разных модификаций на базе боевой патрульной машины. Одной из первых попыток стала разработка мобильного ПТРК (противотанковый ракетный комплекс), стартовавшая уже в 1966 году. На Shorts Shorland Mark I, была смонтирована башня, на боковых бронелистах которой располагались две пусковые установки противотанковых управляемых ракет Vigilant. Башня получила электропривод и новые приборы управления стрельбой, в боевом отделении был смонтирован контейнер для укладки 3-х запасных противотанковых ракет, дымовые гранатометы перенесли на фронтальные крылья автомобиля. Макет был собран в конце 66 года, после этого начались его полигонные тесты. Развития данный проект не получил, что не было необычным. Английская армия не заинтересовалась данной модификацией, так как на ее вооружении уже стояла БРДМ Ferret, с аналогичной установкой ПТРК, но при всем этом более высочайшей проходимости и с усиленной броней, также с низким профилем (высотой) машины, что делало ее наименее уязвимой на поле боя. Единственное преимущество противотанкового комплекса Shorts Shorland - более малая стоимость по сопоставлению с БРДМ Ferret, оказалось недостающим и для организации экспортного производства. Макет участвовал в нескольких выставках, но заказчиков так и не отыскал. А в части выполнения полицейских функций ракетный комплекс был очевидным перебором, даже для Северной Ирландии. Попытка сотворения последующей модификации - защищенного транспортера для спецназа была предпринята в октябре 1967 года, когда конструкторский отдел компании разработал эскизный проект БТР Shorland Trooper. Кроме водителя и командира машины, в удлиненный отсек боевого отделения, по плану разработчиков, помещалась к тому же восемь человек десанта, со штатным вооружением. Раму автомобиля удлинили и дополнительно усилили, машина получила колеса более высочайшего профиля и 6-ти цилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Башня была демонтирована, крыша над водителем и командиром машины получила 5 мм броню, а над головой десанта установили обычной железный лист. Двери для десантников размещались в корме бронемашины. В целом, автомобиль вышел массивным и тесноватым - места для размещения восьми человек десанта, с вооружением, щитами, дубинками и иной полицейской «атрибутикой» было очевидно недостаточно, защищенность десанта оставляла вожделеть наилучшего, оперативно покинуть машину в случае ее повреждения было очень проблематично. Макет практически по всем своим главным чертам, включая мобильность и проходимость, значительно проигрывал английскому БТР Сарацин (Saracen). 1-ая беда принудила конструкторский коллектив критически переосмыслить данный проект, в итоге год спустя появилась новенькая разработка уже шестиместного (кроме водителя и командира) полицейского транспортера. На базе Mark II было выстроено несколько опытнейших экземпляров БТР. Раму также дополнительно удлинили, заместо защитных экранов над капотом появились бронестекла, на машину поставили 4 цилиндровый двигатель внутреннего сгорания объемом 2,3 л. Тесты опытнейших машин завершились в 1974 году, когда было развернуто массовое создание полицейского БТР Shorts Shorland с индексом SB.301, на базе последующей основной модификации Mark III. Автомобиль получил более толстую броню, которая вполне закрывала крышу десантного отделения, по обоим бортам были изготовлены амбразуры для стрельбы из личного орудия десантников (включая автоматическое), усилена конструкция кормовых дверей, на крыше установили два дымовых гранатомета и доп фару освещения. Любопытно отметить, что в базисной комплектации машина так и не получила ни обычной вытяжной вентиляции, ни отопителя десантного отделения, ни кондюка. Все же, Shorts Shorland SB.301 сразу начал поступать на вооружение английской милиции в Северной Ирландии, также поставляться на экспорт. На базе Shorts Shorland Mark III, также была сотворена и особая противотеррористическая модификация полицейского броневика (индекс SB.303). Ее главным различием от базисного бронеавтомобиля, была переделанная башня, адаптированная для стрельбы из снайперской винтовки. Еще одним видимым конфигурацией автомобиля являлась установка бронестекол огромного размера над капотом машины. В данной комплектации Mark III выполнялся маленькими сериями, под особые заказы. А именно 4 таких машины были куплены голландской милицией и длительное время использовались для групп резвого реагирования в аэровокзалах страны. Но вернемся к главному производству. Mark III находился на конвейере практически девять лет, когда в 1980 году его сменила новенькая модификация броневика с индексом Mark IV. Как и до этого, главным различием последующей модификация стала установка нового, более массивного мотора. Сейчас Shorts Shorland получил восьми-цилиндровый Rover V8. Новый движок востребовал доп места под капотом и потому радиаторную решетку вынесли вперед, практически вровень с боковыми фронтальными крыльями машины. Это является ее основным отличительным признаком от прошлых модификаций. Но были изготовлены и другие конфигурации: броневик, наконец получил в штатной комплектации вентиляционную систему воздуха, отопительную систему, также 2-ой топливный бак и новые приборы наблюдения - перископы в крыше пулеметной башни, защищенные козырьком из брони. Всего было выпущено порядка 250 патрульных Shorts Shorland четвертой модификации. Также на новейшей платформе был запущен в создание и вариант полицейского БТР, который получил индекс SB.401. Сначала 90-х начался выпуск последней модификации бронированного полицейского автомобиля под заглавием Series V. Перечень конфигураций, внесенных конструкцию, был достаточно впечатляющий. Во-1-х базой для машины стала 110 дюймовая рама от Land Rover Defender. Автомобиль получил усиленную подвеску, новые шины, выдерживающие пулевые попадания и два протектированных топливных бака. Была увеличена толщина лобового и боковых бронелистов, изменена форма фронтальных крыльев и капота, которые, как и радиаторная решетка, также были защищены броней. Машина в базисной комплектации комплектовалась кондюком, новейшей системой вентиляции, новейшей радиостанцией и устройствами наблюдения. Броневик обычно получил очередной, более мощнейший движок и новейшую коробку. Так как к этому времени появилось целое семейство полицейских машин специального предназначения на базе Shorts Shorland, любой из вариантов Series V получил собственный свой индекс. В текущее время создание Shorland Mark V длится маленькими партиями, приемущественно на экспорт, под отдельные заказы. Разные модификации Shorts Shorland находятся на вооружении милиции и частей специального предназначения более 40 государств, включая Аргентину, Бахрейн, Ботсвану, Бруней, Бурунди, Кипр, Кению, Кувейт, Лесото, Ливию, Малайзию, Мали, Пакистан, Португалию, Сирию, Таиланд, ОАЭ и Англию (исключительно в Северной Ирландии). Что касается боевого внедрения Shorland-ов, то к огорчению, данных об этом в открытых источниках очень мало. Понятно, что старенькие модификации Shorland использовались в локальных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке. При всем этом английские броневики поступали не только лишь на вооружение полицейских формирований ряда африканских и арабских государств, но также использовались в составе частей вооруженных сил и подразделений внутренних войск. В Сирии сначала использовали броневики Shorts Shorland для угнетения протестных выступлений в разных городках страны. Но с переходом протестов в открытое вооруженное противоборство с внедрением томного вооружения, значимая часть Shorts Shorland была потеряна. Это логично, так как броневики владеют противопульной броней, которая защищает экипаж только от огня легкого стрелкового орудия. Даже очередь из многокалиберного пулемета (к примеру, ДШК калибром 12,7 мм, который автивно употребляется обеими сторонами конфликта), на самом деле является фатальной для экипажа Shorts Shorland. А попадание в машину выстрелом РПГ, обычно, сразу уничтожает ее вкупе с экипажем. В этой связи внедрение бронеавтомобилей Shorts Shorland в критериях жестоких уличных боев и плотной городской застройки являлось полностью неоправданным. Вкупе с тем, в сирийской войне обширно употребляется практика установки многокалиберных пулеметов либо пусковых установок ПТРК на базу разных бездорожных пикапов (обычно, Тойот). Стратегия внедрения таких "боевых платформ" заключается в резвом выдвижении на боевую позицию, маленьком обстреле (несколькими очередями) либо запуском ракеты по противнику со средней либо далекой дистанции, после этого "боевая платформа" на полном ходу покидает позицию, чтоб противник не успел влепить по ней выстрел из РПГ либо танковой пушки. Для таких маленьких вылазок Shorts Shorland полностью подходят. Также правительственные силы используют оставшиеся броневики для патрулирования местности, ранее освобожденной от боевиков. Варианты Shorts Shorland SB.401 - Базисный вариант, корпус с срезанной кормовой частью, 6-цилиндровый движок мощью 91 либо (позднее) 134 л.с., пулемёт в гранёной башне от бронеавтомобиля Феррет на крыше. SB.301 - Как 401, но без среза корпуса 5-я Серия На базе Land Rover One Ten (Defender 110). 8-цилиндровый движок, усиленная подвеска. Варианты: S.510 (S51) - Базисная версия, как SB.401 S.520 (S52) - Armoured Patrol Car - Бронированная патрульная машина с корпусом увеличенного объёма; S.530 (S53) - Air Defence Vehicle - машина ПВО, вооружение - ПЗРК "Blowpipe" либо "Javelin"; S.540 (S54) - Anti-hijack Vehicle - особая модификация для патрулирования и защиты от захватов аэропортов и других принципиальных объектов; S.550 (S55) - Armoured Personnel Carrier (APC) - Бронетранспортёр. Технические свойства Short Shorland S55 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 6 Колёсная формула 4х4 Длина корпуса, мм 4250 Ширина, мм 1800 Высота, мм 2280 База, мм 2795 Клиренс, мм 324 Бронирование - железная, около 8 мм Крыша корпуса, мм закрытая Вооружение: - Пулемёты 7,62-мм пулемёт - 2х4 ГПД Тип мотора - бензиновый Rover V-8 c ЖО Мощность мотора, л. с. 134 Скорость по шоссе, км/ч 120 Припас хода по шоссе, км 630 Преодолеваемый подъём, град. около 60%, боковой уклон около 30% Преодолеваемый брод, м 0,5