Вернуться назад Распечатать

Командирский танк Т-54К (СССР)

Командирский танк Т-54К представлял собой танк Т-54 выпуска 1951 г., дополнительно оборудованный радиостанцией РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т). Его разработка осуществлялась па заводе №183 в Нижнем Тагиле и заводе «Красное Сормово» в Горьком (сейчас Нижний Новгород) с 1948 по 1950 гг. В рамках проведения данной ОКР было сделано три опытнейших эталона (одни на заводе №112, два - на заводе №183). Полигонные тесты 2-ух опытнейших образцов, сделанных заводом Х9 183, были проведены в период с 1 по 18 октября 1950 г. По результатам испытаний чертежно-конструкторская документация КБ завода 183 была доработана и передана на завод № 174 в Омск. В 1951 г. завод № 174 сделал установочную партию машин. Танк Т-54К серийно выполнялся на этом заводе до 1955 г. Всего было сделано 215 машин. От серийного танка Т-54 командирский танк отличался доп установкой коротковолновой радиостанции РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т) и автономного энергоагрегата. Радиостанция обеспечивала командиру танковой дивизии работу в радиосети старшего начальника. Управление подчиненными частями и подразделениями при нахождении в боевом порядке полка (дивизии) командир производил при помощи штатной радиостанции 10 РТ-26Э. Коротковолновая, приемо-передающая симплексная телефоно-телеграфная радиостанция РСБ-Т являлась вариантом радиостанции РСБ-Ф-3, применявшейся в годы Величавой Российскей войны. Радиостанция имела плавный спектр волн без кварцевой стабилизации. Спектр волн передатчика плавный от 48 до 300 м, приемника - от 25 до 1714,3 м. В комплекте радиостанции имелись разборные штыревая антенна высотой 10 м для работы на стоянке и штыревая антенна высотой 4 м - для работы на стоянке и на ходу. Радиостанция обеспечивала дальность связи при круглосуточной работе в критериях высочайшего уровня помех: при работе на 10-метровую антенну телефоном - 35-40 км и при работе на 4-х метровую антенну телефоном - 10 км. В телеграфном режиме при работе на 10-метровую антенну дальность связи составляла 30-100 км. Радиостанция была установлена в правой носовой части боевого отделения заместо фронтальной боеукладки. Радиостанция работала от дополнительно установленной в танк аккумуляторной батареи 6МСТ-140 либо 6СТЭ-128. Для подзарядки аккумуляторной батареи и обеспечения электроэнергией радиостанции РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т) во время работы на стоянках за сидением механика-водителя был установлен бензиновый энергоагрегат. Одноцилиндровый жидкостного остывания четырехтактный движок Л-3/2 мощью 2,2 кВт (3 л.с.) обеспечивал вращение ротора генератора ГСК-1500 с частотой 2200 об./мин. Мощность генератора составляла 1 кВт. Для обеспечения работы доп средств связи в состав экипажа танка был введен радист. Его рабочее место находилось в правой носовой части боевого отделения рядом с радиостанцией РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т). Боекомплект к главному и вспомогательному оружию в связи с установкой доп радиостанции и сидения радиста был сокращен до 13 выстрелов к пушке и 2500 патронов к 7,б2-мм пулеметам. В топливной системе мотора танка Т-54К не устанавливался заливной бачек. Потому общая емкость топливной системы по сопоставлению с базисной машиной сократилась на 15 л и стала составлять 515 л. Конструкция других составных частей и ТТХ танка остались такими же, что и у танка Т-54.