Вернуться назад Распечатать

Бронетранспортёр 4K3FA/4K4FA (Австрия)

Восстановленная после окончания 2-ой мировой войны австрийская армия располагала самым разношёрстным вооружением, приобретенным из арсеналов примыкающих стран. Бронетранспортеры были представлены устаревшими южноамериканскими полугусеничными машинами. Но достаточно скоро командование вооружённых сил Австрии решило поменять их нынешними бронетранспортёрами личного производства. Проектно-конструкторские работы начались на заводе компании "Остеррейхише Заурерверке АГ", и в 1957 г из сборочного цеха выбрался 1-ый макет бронетранспортёра, получившего обозначение 4K3H.

Конструкция макета 4K3H была относительно ординарна. Корпус производился из железных плит шириной 10 мм и не имел крыши. Как видно, на первых порах конструкторы не далековато отошли от образцов бронетранспортеров времен войны. Движок и коробка размещались в фронтальной части машины перед местом водителя. В задней части машины были предусмотрены места для 10 боец. Вход в бронетранспортер и выход из него осуществлялись через двухстворчатую дверь в кормовой стене. Беря во внимание отсутствие крыши, десант в случае необходимости мог покидать машину, выпрыгивая наружу через борта десантного отделения.

Масса бронетранспортера 4K3H составляла 10.8 т (по другим источникам 11.9 т), длина — 5090 мм. ширина — 2300 мм. высота — 1870 мм.

В качестве силовой установки употреблялся 8-цилиндровый V-образный дизельный движок обьемом 11,6 дм', развивавший мощность 147 кВт при 2000 об/мин. Гусеничная ходовка состояла из 10 двойных обрезиненных опорных катков, резинометаллических гусениц, ведущих колес (впереди) и натяжных колес (сзади). Траки гусениц имели низкие выступы — грунтозацепы, облегчавшие движение по мягенькому грунту. Бронетранспортер 4K3H развивал скорость до 62 км/ч.

Последующий макет 4K3H проходил тесты в 1958—1961 гг. Из-за внедрения более толстых броневых плит (12-20 мм) масса машины возросла до 12,2 т. Длина корпуса равнялась 5350 мм, ширина — 2500 мм, высота — 1550 мм. В отличие от предшествующей модели корпус новейшей машины был вполне закрытым и самонесущим. На крыше устанавливался 12,7-мм пулемет М2. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на два поддерживающих ролика.

В 1961 г. после насыщенных испытаний машин нулевой серии на полигоне, бронетранспортеры 4K3H пошли в массовое создание, сразу получив новое обозначение 4K4F. Главные характеристики машин остались такими же, как и у предсерийных 4K3H. Отличия были связаны приемущественно с конструкцией крыши. Новенькая крышка лючка механика-водителя состояла из 2-ух частей, которые раскрывались в стороны. Перед размещенным слева сиденьем механика-водителя устанавливались три перископа, а сзади него было предвидено место для стрелка, который мог вести огнь из устанавливавшегося на турели пулемета. Воздухозаборник и эжектор размещались в правой фронтальной части корпуса. В крыше десантного отделения крепились две длинноватые, откидывающиеся в стороны панели.

Бронетранспортёр 4K4F находился в массовом создании до 1963 г. На его базе разработаны две модели самоходного 81-мм миномета, получившие обозначения SPz-GrW1 и SPz-GrW2. Вооружение устанавливалось в кормовой части корпуса, а обслуживали его три человека. В 1963 г. появились две фактически однообразные модели, получившие обозначение 4K3FA и 4K4FA.

Низкопрофильный корпус бронетранспортера 4K3FA/4K4FA производился способом сварки из листов металлической катаной брони наибольшей толщины 20 мм и обеспечивал защиту от огня стрелкового орудия и осколков снарядов и мин малого калибра. Верхний лобовой лист, установленный под значимым углом к вертикали, равномерно переходил в горизонтальную крышу с большенными прямоугольными люкaми над десантным отделением. Борта корпуса размещались под огромным наклоном и нависали над ходовкой. Впереди на обоих бортах имелись горизонтальные жалюзи. В очень скошенной кормовой стене были предусмотрены две двери для посадки и спешивания десанта.

Слева в фронтальной части корпуса находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Справа от него размещалось моторно-трансмиссионное отдепение. Сразу за ними находилось место стрелка, обслуживавшего установленный на крыше 12,7-мм пулемет М2, либо боевое отделение с конической башней, вооруженной 20-мм автоматической пушкой. Кормовую часть корпуса занимало десантное отделение, рассчитанное на перевозку восьми пехотинцев-десантников с полной выкладкой. Сзади на крыше десантного отделения бып предусмотрен шкворень для установки 7.62-мм пулемета, который обслуживался одним из боец десанта.

Машины отпичались только типами силовых установок. На бронетранспортере 4K3FA устанавливался 6-цилиндровый рядный дизель "Заурер 3FA" обьемом 9,5 дм'. развивавший мощность 169 кВт, а на модификации 4K4FA 4-тактный 6-цилиндровый дизель "Заурер 4FA" мощью 184 кВт при 2400 об/мин. Коробка позволяла ездить на 6 передачах вперед и одной вспять. Наибольшая скорость бронетранспортера 4K4FA достигала 60 км/ч.

В состав ходовой части применительно к одному борту, входили 5 двойных обрезиненных опорных катков среднего поперечника с круглыми отверстиями меж ступицей и ободом, два поддерживающих ролика, ведущее колесо фронтального и направляющее колесо заднего расположения.

В 1968 г. на вооружение австрийский армии начали поступать бронетранспортеры модели 4K4FA-G1. Фактически эту машину можно причислить к классу боевых машин пехоты. Ее главное вооружение — 20-мм пушка Mk66 конторы "Эрликон", установленная в башне радиального вращения. Экипаж состоит из 3-х человек: командира, наводчика и механика-водителя. Место командира машины находится за башней. Десантное отделение рассчитано на семь боец с полной выкладкой. Масса бронетранспортера составила 13 т, длина — 5.4 м, ширина — 2,5 м, высота —2.1 м. Мощность мотора была увеличена до 184 кВт. Наибольшая скорость машины достигала 62 км/ч. Конструкция и крепкость корпуса не поменялись.

В 1970 г модернизации подвергся базисный бронетранспортер 4K3FA. Место стрелка, обслуживавшего 12,7-мм пулемет, впереди прикрыли металлической плитой с кольцом, облегчающим наведение орудия в цель. Справа и слева защиту пулеметчика обеспечивали открывающиеся в стороны половинки крышки лючка. Модернизированный БТР получил обозначение 4K3FA-G2.

До окончания производства в 1968 году было выстроено около 450 бронетранспортёров модификаций 4K3FA и 4K4FA. На их базе разработан целый ряд машин: • машина управления 4K3FA-FU1 • машина связи 4K3FA-FS • передвижной пост управления артиллерийским огнем 4K3FA-F1A (четыре модификации) • передвижной пост управления огнем ПВО 4K3FA-FU/FIA • бронетранспортер 4K4FA-G1 — на башенке установлен 12.7-мм пулемет • бронетранспортер 4K4FA-G2 — отличается одноместной башней радиального вращения компании "Эрликон-Контравес". снаряженной 20-мм автоматической пушкой 204GK. В вертикальной плоскости пушка наводится в секторе от -12° до +70°; • санитарная машина 4K4FA-San • самоходный 61-мм миномет 4K4F GrW1

Не считая того, шасси бринетранспортёра послужило базой для истребителя танков SK-105 "Кирасир" и ряда других боевых машин.

Тактико-технические свойства бронетранспортера 4K4FA Боевая масса, т: 4K4FA-G1 - 12.5 4K4FA-G2 - 15 Экипаж, чел. 2+8 Габаритные размеры, мм. длина корпуса 5400 ширина 2500 высота до крыши башни 1650 клиренс 420 Бронирование, мм 20 Вооружение 20-мм нарезная пушка либо 12.7-мм пулемет Движок 4FA. 4-тактный 6-цилиндровый, мощность 184 кВт при 2400 об/мин Удельная мощность мотора, кВт/т' 4K4FA-G1 - 14,7 4K4FA-G2 - 12.2 Удельное давление на грунт, Мпа 0.05 Наибольшая скорость по шоссе, км/ч 65 Припас хода ло шоссе, км 370 Припас горючего, л 184 Преодолеваемые препятствия: высота стены, м 0.8 ширина рва. м 2,2 глубина брода, м 1,0