По результатам испытаний постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Русской Армии под заглавием Т-72 «Урал». В том же году была выпушена установочная партия из 30 машин. В 1974 году военпреды приняли на Урал-вагонзаводе 1-ые 220 серийных танков. Танк Т-72 выполнялся серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год. С 1978 по 1990 год танки Т-72 выпускались на ЧТЗ (сделано 1874 единицы). Западные источники оценивают обшее количество сделанных в СССР танков Т-72 в 20 тыс. единиц.
С 1981 года выпуск танков Т-72, а потом Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии (сделано около 2 тыс. единиц), а с 1982 года — в Польше (сделано 1610 единиц). Сначала 1980-х годов лицензия на создание Т-72 была приобретена Югославией.
Сборка танка Т-72 — традиционная, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Снаружи танк очень припоминает Т-64. Отделение управления размещено в носовой части корпуса по оси танка. Оно ограничено справа
правым топливным баком и баком-стеллажом, слева — левым топливным баком, щитком контрольных устройств механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — вращающимся транспортером автомата заряжания.
В отделении управления расположено сидение механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи горючего и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сидением имеется лючок механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен устройство наблюдения механика-водителя ТН ПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по краям от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сидением имеется лючок запасного выхода.
Размешенный в отделении управления механик-водитель, невзирая на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сидения в особом углублении в днише. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.
Боевое отделение размещено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и сборка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и назад.
Корпус танка Т-72 — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63" к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высочайший уровень защиты от более всераспространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По неким данным она эквивалентна металлической броневой плите толшиной 500-600 мм.
Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно маленькие размеры, передняя ее часть имеет толщину приблизительно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, владеющую высочайшей снарядостойкостью.
На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с отчасти сгорающей гильзой. Заряжание пушки делается автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответственного механизма танка Т-64А. На Т-72 применен автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения. 22 артвыстрела боекомплекта размешены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Другие 17 артвыстрелов размешены в особых укладках корпуса и башни. После выстрела поддон спаленной гильзы автоматом выбрасывается через люк в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин. Может быть заряжание пушки и вручную, при всем этом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин.
Бронебойно-подкалиберный снаряд 3БМ9 имел исходную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении государств НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель употребляется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независящей стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12.7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснашен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огнь и во время движения.
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мошностью 780 л.с. при 2000 м/с. Движок разогнан за счет внедрения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Коробка Т-72 подобна коробки танка Т-64, кроме некоторых конфигураций связанных с установкой других мотора и системы обдува радиаторов. Вращающий момент от мотора передается через гитару и обший ведуший вал на две семискоростные планетарные коробки.
![]() |
![]() |
В системе подрессоривания использована персональная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м. 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков сделаны из дюралевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляюшие колеса литые, железные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.
На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, тепловая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения. оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-б.
Модификации Т-72 Урал (объект 172М) - 1-ый серийный вариант. Массовое создание производилось с 1974 по 1975 год.
Т-72 Урал-1 (объект 172М1) - модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с усовершенствованной бронезашитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела Л-2АГ, теплозашитныи кожух ствола пушки. С 1977 г. — литая башня с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из песочных стержней. Массовое создание с 1975 по 1979 год.
Т-72К Урал-К. (1973 г.) — командирский вариант. Доп радиостанция Р-130М с 10-метровой антенной для работы с места, навигационная аппаратура ТНА-3, зарядное устройство АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела,
Т-72 (экспортный. 1975 г.) — отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (объект 172А) — лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система пуска дымовых гранат 902А «Туча», система зашиты от напалма «Сода», система дорожной сигнализации, ночной устройство механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, движок В-46-6. Башня — литая, с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони; с 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником; с 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, движок В-84. Массовое создание с 1979 по 1985 год.
Т-72АК — командирский вариант. Отличался от линейной машины наличием доп средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.
Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной зашиты.
Т-72М1 (1982 г.) - модернизированный вариант танка Т-72М. Доп 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.
Т-72АВ (1985 г.) - Т-72А с подвесной динамической зашитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе. 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах),
Т-72Б (объект 184. 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1840-1 (лазерный прицел-дальномер Т11Д-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Подвесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных чуть по другому, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Противорадиационные подбой и надбой, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Движок В-84-1 мощью 840 л,с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Массовое создание с 1985 года.
Т-72Б1 (объект 184-1. 1985 г.) - Т-72Б без монтажа некоторых частей комплекса управляемого вооружения.
Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.
Т-72БМ (1988 г.) - Т-72Б с интегрированной динамической зашитой.
Т-72С (1987г.) - экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1. 155 контейнеров динамической зашиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) - модернизированный вариант танка Т-72Б. СУО 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49, устройство наблюдения командира ТКН-3МК, ПИВ механика-водителя ТБН-5, инфракрасный лазерный прожектор ПЛ-1, стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушка 2А46М-5, интегрированная динамическая зашита "Контакт-В2", движок В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощью 1000 л.с.). усиленные бортовые коробки, модернизированная ходовка, унифицированная с ходовкой Т-90. С 2005 г. — СУО 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на УВЗ в процессе полгого ремонта танков. С 2000 по 2009 год модернизировано более 100 единиц.
Создание танков Т-72 завершено. Танк состоит на вооружении в Русской Армии (в эксплуатации около 2000 боевых машин, в резерве — около 7 тыс.). Т-72 — самый массовый в мире танк второго поколения. По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-72 разных модификаций состоят на вооружении в Азербайджане, Алжире, Анголе, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Грузии, и др.
Боевая масса, т 41,0 (44,5) Компоновочная схема традиционная Экипаж, чел. 3 Длина корпуса, мм 6860 Длина с пушкой вперёд, мм 9530 Ширина корпуса, мм 3460 Высота, мм 2190 База, мм 4270 Клиренс, мм 470 Бронирование Тип брони катаная и литая железная и стально-текстолито-стальная комбинированная Лоб корпуса (верх), мм/град. 205 / 68°, комбинированная Лоб корпуса (низ), мм/град. 85 / 60° Борт корпуса, мм/град. 70—80 / 0° Лоб башни, мм/град. 280[источник?]—410 / 0° Вооружение Калибр и марка пушки 125-мм 2А46 Тип пушки гладкоствольная пушка Длина ствола, калибров 48(50,6) Боекомплект пушки 39 Дальность стрельбы, км до 10 Прицелы прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49 Пулемёты 1 ? 12,7 НСВТ, 1 ? 7,62-мм ПКТ Тип мотора В-46-6, дизельный с наддувом, объём: 38 880 см3 Наибольшая мощность: 700 л.с., при 2000 об/мин Наибольший вращающий момент: 3089 Н·м, при 1400 об/мин Мощность мотора, л. с. 780 (840) Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 35 Припас хода по шоссе, км 500 (700 с наружными баками) Удельная мощность, л. с./т 18,8 Тип подвески персональная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стена, м 0,85 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с подготовительной подготовкой, 5 с ОПВТ)