Вернуться назад Распечатать

Основной боевой танк AMX-30 (Франция)

Основной боевой танк AMX-30 разрабатывался с 1958 года на базе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к танку 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве одного евро танка НАТО, разработка велась без помощи других муниципальным научно-исследовательским центром AMX (размещен в пригороде Парижа Йсси-ле-Мулино). Принят на вооружение в 1963 году. Формально обозначения AMX-30 не существует: бывалые эталоны именовались AMX-30A, серийные же получили обозначение AMX-30B, да и то, и другое употребляются очень изредка. Танк выполнялся серийно на танкосборочном заводе ARE (г.Роанн) с 1966 по 1986 год. Сделано 2248 единиц. С 1974 по 1979 год в Испании по французской лицензии сделано 280 единиц.

Танк AMX-30 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с расположением МТО в кормовой части машины. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая. Собственной формой корпуса французский танк очень припоминает собственный западногерманский аналог — Leopard-1. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов — 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным — для увеличения защищенности машины от взрывов мин.

Рабочее место механика-водителя смешено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сидением механика-водителя имеется лючок округлой формы со сдвигающейся на лево крышкой. Перед лючком смонтировано три перископических наблюдательных устройства М223. Средний перископ заменяется панорамным активным устройством ночного видения OB-16-A с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Повышение обоих каналов — 1х; поле зрения ночного канала — 35°, дневного — 24°. Подсветка ночного канала делается прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в спектре дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется удаленно. В нерабочем положении прожектор запирается бронестворками.

В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По воззрению некоторых западных профессионалов, башня танка AMX-30 обладает лучшей формой исходя из убеждений баллистической стойкости по сопоставлению с башнями современников — танков Chieftain, Leopard-1 и M60. В башне установлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости; от -8° до - -20°. Боекомплект — 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в фронтальной части корпуса справа от сидения механика-водителя, еше 19 — находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойно-подкалиберные (исходная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды. Выброс стреляных гильз делается через люк в левом борту башни.

С орудием спарен 12,7-мм пулемёт (установлен слева от орудия). В этом случае термин «спарен» не совершенно верен. Многокалиберный пулемёт может блокироваться с главным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемёт смонтирован в отдельной бронемаске с увеличенным до -1-40° углом возвышения, за чей счет из него вероятна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке установлен пулемёт NF1 калибра 7,62 мм. Пулемёт имеет механическое дистанционное управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомёта калибра 80 мм. Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего. Заряжающий также делает обязанности радиста. В крыше башни имеются два лючка — командира и заряжающего.

В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208, работающий по принципу совмещения изображений; его база — 2 м. повышение — 12х. спектр измеряемых дальностей — от 600 до 3500 м. При ведении стрельбы из 105-мм орудия в черное время суток употребляется активный ИК-прицел OB-17-A с 4-кратным повышением. У наводчика установлен агрессивно связанный с орудием телескопический прицел M271.

Для наведения спаренного пулемёта применяется дневной прицел М267, повышение прицела — 10х, а ночкой — активный ИК-прицел ОВ-23-А с 4-кратным повышением. Подсветка прицела осуществляется главным прожектором РН-8-В либо спаренным с 7,б2-мм пулемётом прожектором РН-9-А. Командирская башенка ТОР-7 крутится в направлении, обратном направлению разворота башни. По периметру командирской башенки смонтировано 10 перископических наблюдательных устройств М268, на командирской башенке перед лючком — один бинокулярный наблюдательный устройство М267. Один перископический смотровой устройство М223 установлен у наводчика, два — у заряжающего, не считая того, для наблюдения за местностью наводчик и заряжающий могут использовать по одному панорамному перископическому устройству M282. Привод разворота башни электрогидравлический.

По бортам башни смонтировано ограждение-корзина для складирования имущества экипажа и снаряжения.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый блок из мотора и коробки. Движок — четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного остывания HS110-2 мощью 720 л.с. Дизель может работать на соляре, керосине и бензине. Пуск осуществляется электростартером. Глушители размещены по бортам моторно-трансмиссионного отделения на крыльях поближе к корме. Коробка — механическая 5SD-200D, имеет 5 передач фронтального и 5 заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л размещены в отделении управления и в МТО.

Ходовка танка включает по 5 опорных катков на борт. Подвеска — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков сделаны из дюралевого сплава, ступииы — железные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, других катков — по ходу танка. 1-ый и 5-ый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи. Имеется 10 поддерживающих роликов (по 5 на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы — с ОМШ поочередного типа, траки — с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс частей ходовой части составляет 2-5 тыс. км пробега.

Танк AMX-30 обустроен системой зашиты от ОМП и автоматической системой пожаротушения. ФВУ системы зашиты от ОМП установлена в кормовой нише башни. Танк AMX-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Подготовка к форсированию аква преграды занимает 10 мин. На башне заместо перископического наблюдательного устройства заряжающего устанавливается воздухозаборная труба, сделанная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика-водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия затычкой и приводит в незамедлительную готовность к использованию личные кислородные дыхательные приборы.

Модификации AMX-30 (AMX-30B) - 1-ый серийный вариант. С 1972 года устанавливается 20-мм автоматическая пушка заместо спаренного пулемета.

AMX-30S — вариант AMX-30 для использования в странах с горячим климатом. Движок дефорсирован до мощи 620 л.с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки, усилена система кондиционирования воздуха. Макс, скорость 60 км/ч.

AMX-30B2 (1982 г.) - механическая коробка заменена двухпоточной гидромеханической коробкой SESM ENC-200 с автоматической коробкой (5 передач фронтального и 5 заднего хода). Заместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с спектром измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным (электронно-оптическим) каналами. Для выработки нужных для стрельбы данных установлена электрическая СУО COTAC M581. Система COTAC включает телескопический прицел наводчика M544 с 10-кратным повышением, лазерный дальномер M550, электрический баллистический вычислитель M579 и оптический модуль M421. На танке AMX-30B2 монтировались низкоуровневые телевизионные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой установлен на маске пушки справа от ствола.

Установлена пассивная система ночного видения CASTOR конторы Thomson-CSF. Телесистема позволяет обнаруживать недвижные и передвигающиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет около 4000 м, дальность опознавания — около 2000 м. Мониторы, на которых показываются телевизионное либо термическое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных критериях обеспечено установкой у механика-водителя электронно-оптических устройств ночного видения OB-31A либо CN2-516. Огневая мошь повышена за счет введения в состав боекомплекта 105-мм оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов. Усовершенствована охлаждающая система мотора.

Сначала 1990-х годов компания GIAT разработала для танков AMX-30B2 набор подвесной динамической зашиты BS G2 (BS — Brique de Surblindage), по уровню зашишенности эквивалентный металлической броне шириной 400 мм. Набор состоит из 112 частей, размешенных на башне и корпусе танка. Сделано 166 танков AMX-30B2, еше 493 переоборудовано из AMX-30.

AMX-32 (1981 г.) - экспортный вариант танка AMX-30. Корпус и ходовка остались практически без конфигураций. Установлена сварная башня TMS-32 с командирской башенкой T0P-7VS с восемью устройствами наблюдения. Вероятна установка дизеля HS 110-2 либо HS 110-S2 мощью 800 л.с., механической либо гидромеханической коробки, 120- либо 105-мм пушки. Боекомплект 105-мм пушкой составлял 47 выстрелов, 120-мм — 38 выстрелов. Вспомогательное вооружение такое же, как у AMX-30. В СУО СОТАС M581 введен гиростабилизированный прицел командира М527. Боевая масса танка составила 40 т, экипаж 4 человека. Скорость движения — 65 км/ч. припас хода 520 км. Сделано 4 опытнейших эталона.

Создание AMX-30 завершено. Танки AMX-30 начали поступать в войска в 1967 году, равномерно заменяя в частях танки американскою производства M47 и M48. Танки AMX-30B2 французского 4-го драгунского полка и саудовские AMX-30S учавствовали в боевых действиях в процессе операции «Буря в пустыне».

Танк AMX-30 — один из самых легких забугорных главных танков второго поколения. Эта боевая машина обладала достаточной для периода 60-70 годов огневой мошью и подвижностью, но относительно слабенькой броневой защитой. Проведение модернизации не сумело убрать этот недочет. Внедрение подвесных частей КДЗ G2 привело к возрастанию массы танка и понижению его динамических черт. По своим ТТХ танк AMX-30 не достигнул уровня южноамериканского танка M60A1.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства ТАНКА AMX-30B2 БОЕВАЯ МАССА, т: 37. ЭКИПАЖ, чел.: 4. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9480. ширина - 3100. высота (по крыше башни) — 2290, клиренс — 440. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка CN-105-F1 калибра 105 мм. 1 автоматическая пушка М693 калибра 20 мм, 1 зенитныи пулемет F1 калибра 7.62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 47 выстрелов калибра 105 мм, 480 выстрелов калибра 20 мм, 2070 патронов калибра 7,62 мм. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер М550, телескопический прицел наводчика М544, перископический монокулярный ночной прицел наводчика, перископический комбинированный (дневной/ночной) монокулярный прицел командира М427. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 80. борт — 30-57. крыша и днише — 15, башня — 25-81. Движок: Hispano-Suiza HS-110-2, 12-цилиндровый, дизельный, горизонтально-оппозитный, четырехтактный, жидкостного остывания; мошность 720 л.с. (530 кВт) при 2000 об./мин. Коробка: Minerva ENC 200, гидромеханическая двухпоточная, включаюшая в себя всеохватывающую гидропередачу с автоматом включаемым блокировочным фрикционом, ординарную трехвальную автоматическую коробку, обеспечивающую 5 передач фронтального хода и три — заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в доп приводе. Ходовка: 5 обрезиненных опорных катков на борт, 5 поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми вениами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее колесо; подвеска персональная торсионная; гидравлические рессоры на 1-м и 5-м узлах подвески; гусеница с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками; в каждой гусенице 83 трака шириной 570 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65. Припас ХОДА, км: 520. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30. ширина рва, м — 2.9, высота стены, м — 0,9. глубина брода. м — 1.3 (с ОПВТ - 4 м). СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.