
Не осталось в стороне от разработки многообещающей бронетехники легкого класса такое белорусское предприятие, как МЗКТ, ранее специализировавшееся в разработке и производстве томных многоосных тягачей, многоцелевыми и особыми шасси разных моделей. Инженерами Минского завода колесных тягачей был сотворен новый проект бронеавтомобиль «Волат» V-1 (заводское обозначение машины МЗКТ-490100) с колесной формулой 4х4. По заявлениям разработчиков машина вначале создавалась с прицелом на экспорт, невзирая на то, что разработка проекта стартовала по заказу Министерства обороны Республики Беларусь и предполагалось, что она будет принята на вооружение силовых ведомств РБ.
По плану разработчиков машина должна послужить базой для целого семейства машин: БТР, разведывательная машина, командирская и управления, машина военной милиции, машина материально-технического и тылового обеспечения, машина мед помощи, также машина под установка вооружения и специального оборудования. В процессе работ планировалось сделать бронемашину с колесной формулой 4x4, противопульным бронированием и завышенной противоминной защитой. Требовалось предугадать возможность транспортировки бойцов с вооружением либо оснащения машины особым оборудованием либо вооружением по просьбе заказчика. 1-ый опытнейший эталон нового белорусского броневика был построен в 2016 году. Официальная «премьера» машины свершилась в июне 2016 года на выставке Eurosatory в Париже.

После парижского дебюта МЗКТ-490100 «Волат» V-1 убыл на подготовительные тесты до очередных смотрин в мае 2017 года на минской выставке MILEX-2017. Правда, сейчас МЗКТ представил сразу три бронемашины с различным особым оснащением, чем намекалось о способности широкого внедрения нового бронеавтомобиля в разных подразделениях Белорусской армии либо забугорных вооруженных сил. На этой выставке МЗКТ-490100 «Волат» V-1 был представлен в последующих вариантах: машина РЭБ «Гроза-С» - станция борьбы с беспилотными летательными аппаратами; штурмовая машина с удаленно управляемым боевым модулем «АДУНОК»; самоходный противотанковый ракетный комплекс «Шершень-М».
К моменту выставки бывалые эталоны машины МЗКТ-490100 «Волат» V-1 прошли полный цикл подготовительных испытаний, преодолев около 40 тыс. км трасс различной степени трудности и покрытия. Тесты проявили действительность всех заявленных черт, высшую эксплуатационную надежность машины. Также было отмечено, что проект отличается высочайшей степенью локализации. Более 70% девайсов выпускается белорусской индустрией.

МЗКТ-490100 «Волат» V-1 - вэдовая с колесной формулой 4x4 бронированная машина класса MRAP (с усиленной противоминной защитой). Для увеличения противоминной стойкости кроме других мероприятий, бронированный корпус автомобиля выполнен с V-образным днищем. Машина спроектирована по традиционной капотной компоновочной схеме с фронтальным расположением мотора, на шасси рамной конструкции, с вэдовой коробкой. Цельносварной 5-дверный корпус с лючком в крыше, сварен из листов броневой стали и обеспечивает защиту экипажа от попадания пуль ПС с термоупрочненным сердечником патрона 7,62x39 мм типа 57-Н-231. Броневой корпус, защищает экипаж и все главные элементы конструкции и является основой машины. Полная масса машины в базисном варианте (бронетранспортер без вооружения) составляет 12 т.
Новый белорусский броневик имеет стандартную для схожей техники архитектуру: силовое отделение под капотом в носовой части, отделение управления в однообъемном бронированном корпусе в его фронтальной части, и десантное отделение в кормовой части машины. По данным изготовителя, баллистическая защита машины «Волат» V-1 соответствует требованиям класса. В бронированном корпусе бронеавтомобиля МЗКТ-490100 «Волат» V-1 могут перевозиться до 10 человек, включая водителя. В бортовых дверях оборудованы по одной закрывающейся бронированной крышкой бойнице для ведения стрельбы из личного орудия. В кормовой одностворчатой двери оборудовано две таких бойницы.
В качестве агрегата на бронеавтомобиле МЗКТ-490100 «Волат» V-1 употребляется русский 4-цилиндровый рядный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-5345-10 объемом 4,4 л, развивающий наивысшую мощность 240 л.с. Дизель производства Ярославского моторного завода соединен с гидромеханической коробкой СААЗ-4334, производства ЗАО «Смоленский автоагрегатный завода», применяется на машинах марки «ЗиЛ». Мосты в конструкции машины употребляются производства МЗКТ с разнесённой главной передачей. Подвеска машины независящая 2-х рычажная с гидроамортизаторами. Машина оборудована системой централизованной подкачки шин.
Бронеавтомобиль МЗКТ-490100 «Волат» V-1 в штатной комплектации оборудован ФВУ, независящей отопительной установкой, кондюком, боевой информационно-управляющей системой (БИУС); системой удаления пороховых газов; лебёдкой самовытаскивания с фронтальной выдачей троса. Машина является полноправным участником дорожного движения, ее ширина не превосходит 2,55 м, длина - 6,4 м, а высота - 2,66 м. Она способна развивать по шоссе наивысшую скорость до 120 км/ч.
Ожидается, что низкая себестоимость машины в купе с достаточно высочайшими чертами дозволит не только лишь обеспечить потребности в машинах такового класса Вооруженные силы РБ, да и выйти на интернациональный рынок вооружений.
Главные технические данные МЗКТ-490100 «Волат» V-1
Тип корпуса - несущий, бронированный, обеспечивающий защиту от поражения огнем стрелкового орудия
Класс броневой защиты - Бр4 по ГОСТ 50963-96
Габаритные размеры, мм,
- длина 6400
- ширина 2550
- высота 2660
Вооружение
- пулемет 12,7 мм НСВТ
- либо 30-мм АГ-17 (автоматический гранатомет),
- либо ПТРК «Шершень»,
- гранат РГД-5 - 20 шт.,
- гранат Ф-1 - 20 шт.,
- 5,45-мм патронов — 3240 шт.
- либо 7,62-мм патронов - 2640 шт.,
- ящик с тротиловыми шашками (32 кг).
- в корпусе оборудовано 4 амбразуры для стрелкового орудия
Тип мотора ЯМЗ-5345-10 дизельный, рядный, с турбонаддувом и остыванием наддувочного воздуха
Мощность, л.c. 240
Скорость по шоссе, км/ч 120
Скорость по пересеченной местности, км/ч 60
Припас хода по шоссе, км 1000
Расход горючего 23 л на 100 км (2 бака по 130 л)
Коробка автоматическая
Преодолеваемый подъем, град. 30
Преодолеваемая стена, м 0,4
Преодолеваемый ров, м 2,5
Полная масса, кг до 11 000