
Разработка танка под индексом TK-X началась сначала 2000-х гг., а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошедшего века. В информационных материалах о японской бронетанковой технике сообщалось, что новенькая боевая машина должна поменять в Сухопутных войсках Стране восходящего солнца отслужившие собственный срок танки Type 74 и на новеньком высококачественном уровне дополнить парк танков Type 90. Разработку танка вели инженеры компании Митсубиши Heavy Industries Ltd. Одним из главных требований к новейшей боевой машине было существенное понижение массогабаритных черт по сопоставлению со стоящим на вооружении японской армии танком Type 90 с целью увеличения подвижности машины в стесненных критериях горно-лесистой местности. А конкретно таковой тип местности преобладает на местности Стране восходящего солнца и соседствующих с ней территорий Северной Кореи, Китая и Рф. В то же время, японские военные востребовали на новейшей машине обеспечить защищенность и огневую мощь на уровне нынешних требований.
Как докладывали представители компании-разработчика, проектированием и созданием нового японского танка занимались только только японские спецы с внедрением самых нынешних японских технологий. По габаритам TK-X, который потом получил наименование Type 10, стал поближе к японскому танку 70-х годов Type 74. Предшественник новейшей машины - танк Type 90 кроме всего не устраивал японских военных по цены (она составляла приблизительно 7,4 млн. USD, что на 3 млн. USD дороже южноамериканского Abrams), также, как уже говорилось, по массогабаритным чертам, которые ограничивали свободную транспортировку танков жд транспортом и самостоятельному перемещению по дорогам снутри страны. Из-за сравнимо большой массы танка Type 90, которая составляет более 50 тонн, его перемещение по дорогам даже японских островов связано с суровыми неувязками. Не все мосты могут выдержать массу данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов более больших авто дорог Стране восходящего солнца 84% могут выдержать нагрузку до 44 тонн, 65% - до 50 тонн и только около 40% - до 65 тонн.
Новенькая машина стала на 10 т, уже и короче, и по стоимости стала обходиться японским налогоплательщикам всего 6,5 млн. баксов США. Так что при разработке танка Type 10 TK-X конструкторы именитых Митсубиши Pajero и Аутлендер Samurai смогли выполнить пожелания и японских военных. В Стране восходящего солнца 1-ая общественная демонстрация танка последнего поколения, который вобрал в себя все более нынешние конструкторские решения в области танкостроения и был сотворен с учетом опыта ведения локальных конфликтов последнего десятилетия в мире, свершилась 13 февраля 2008 года. Опытнейший эталон многообещающего главного танка был представлен спецам и журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Стране восходящего солнца в городке Сагамихара.

Основной танк Type 10 TK-X выполнен по традиционной сборке - отделение управления в носовой части корпуса, боевое отделение в башне и средней части корпуса, моторно-трансмиссионное отделение - в кормовой части корпуса. Экипаж машины состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в носовой части корпуса несколько сдвинут от продольной его оси на лево, также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Рабочее место командира машины размещено справа от пушки, рабочее место наводчика - слева от пушки. Любой из членов экипажа имеет индивидуальный лючок для посадки и посадки, закрывающиеся бронированными крышками. Крышка лючка механика-водителя при открывании двигается на лево. В ней установлены три перископических призменных устройства наблюдения, какой-то из них - центральный ориентирован по ходу танка и имеет больший размер, чем два других, которые обеспечивают наблюдение в стороны бортов. Справа от лючка механика-водителя на верхней лобовой детали смонтированы приборы ночного видения механика водителя.
На лючке командира смонтирована командирская башенка, в какой по периметру установлены восемь призменных устройств наблюдения, обеспечивающие радиальный обзор командиру. Также на командирской башенке смонтирована Typeль для установки 12,7-мм зенитного пулемета. Typeль с пулеметом может крутиться вокруг лючка командира танка по специальному кольцу, смонтированному на командирской башенке. Крышка лючка командира при открывании отбрасывается вперед на 180° и становится горизонтально. Крышка лючка наводчика прямоугольной формы при открывании отбрасывается вспять и становится практически в вертикальное положение.
Боевая масса танка Type 10 TK-X составляет 44 тонны. Длина машины с пушкой вперед - 9,42 м (на 380 мм меньше, чем у танка Type 90, а по корпусу еще более), ширина - 3,24 м (на 160 мм меньше, чем на танке Type 90), высота по крыше башни и клиренсе 45 см - 2,3 м. Танк обустроен автоматом заряжания, размещенным в нише башни. По разным источникам в конструкциях корпуса и башни употребляется модульное бронирование с внедрением композитной брони (применение в броневой преграде разных материалов - броневой стали, керамики, разных сплавов). Доп броневые модули установлены на лобовой части башни и корпуса.

Главным орудием комплекса вооружения танка Type 10 TK-X является 120-мм гладкоствольная пушка, сделанная японской компанией Japan Steel Works. Данная компания производит 120-мм пушку Rh120/L44 для танка Type 90 по лицензии германской компании Rheinmetall. Вероятнее всего пушка танка Type 10 TK-X создавалась на базе известной германской пушки. Как оценивают специалисты, возможно, что в перспективе танк Type 10 TK-X сумеет получить новейшую пушку с длиной ствола 50 либо 55 калибров. Ствол пушки обустроен теплоизоляционным кожухом для понижения воздействия неравномерного нагрева стен ствола на точность и кучность стрельбы. Для стрельбы из пушки употребляются новые японские выстрелы с бронебойным подкалиберным и кумулятивно-осколочным снарядами. Но пушка японского танка обеспечивает сопоставимость со всеми стандартными танковыми натовскими боеприпасами калибра 120-мм. Заряжание пушки делается при помощи нынешнего автомата заряжания, обеспечивающего темп стрельбы более 7-8 выстрелов за минуту. Автомат заряжания с частью боекомплекта расположен кормовой нише башни. По неким данным, боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из которых находятся в автомате заряжания, а другие 14 в особых укладках в корпусе машины (в танке Type 90 боекомплект состоит из 40 выстрелов, из которых в автомате заряжания находятся 18).
В качестве доп орудия в танке Type 10 TK-X употребляется 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на Typeли на командирской башенке с коробкой с лентой на 100 патронов. Зенитный пулемет удаленного управления не имеет, для стрельбы из него командиру танка нужно наполовину вылезти из собственного лючка, что не очень неопасно в боевой обстановке. Танк Type 10 TK-X обустроен нынешней системой управления огнем, позволяющей вести действенный огнь по недвижным и передвигающимся целям с места либо с ходу в хоть какое время суток и в всех погодных критериях. В состав системы управления огнем входят многоканальные прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, бортовик с комплектом сенсоров критерий стрельбы, метеостанция, система контроля извива ствола, двухплоскостной стабилизатор орудия, автомат сопровождения цели, система опознавания «свой - чужой».
Прицельно-наблюдательный комплекс командира танка Type 10 TK-X имеет комбинированный (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) панорамный прицел, крутящаяся головка которого была приподнята и смещена правее, что обеспечивает наилучшие условия наблюдения и обзора, чем это было на танках Type 90. На рабочем месте командира установлен 14" цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen, на который выдается картина с панорамного прицела. В случае необходимости, командир танка может брать управление орудием на себя. В данном случае наведение на цель он производит при помощи джойстика, установленного справа от командира.
Рабочее место наводчика обустроено комбинированным прицельным комплексом (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы), картина с которого выдается на 14" цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen. В случае выхода из строя системы управления огнем, для ведения огня наводчик может использовать телескопический оптической прицел, установленный слева от пушки над спаренным пулеметом. Управление орудием он производит при помощи стандартного для танков НАТО пульта управления в виде руля, а русские танкисты таковой пульт называют «Чебурашкой».
По утверждениям представителя японского министерства обороны, система управления огнем СУО танка Type 10 TK-X позволяет отлично биться не только лишь с танками противника, да и с маленькими подвижными целями. Эта функция в купе с нынешней составной композитной системой бронирования, как утверждается, дозволит новенькому танку идиентично удачно действовать в бою как с противником, имеющим в боевом составе нынешние главные танки, так и с партизанскими формированиями, главными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новейшей машине существенное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от разных модификаций РПГ-7.

Защите танка Type 10 TK-X, и сначала от гранат РПГ, во время его разработки было уделено очень огромное внимание. Высшую защищенность нового японского танка обеспечивают сварные из броневой стали корпус и башня с установкой на них модулей с композитной броней, подобных тем, что инсталлируются на германских танках Leopard 2А5 и 2А6. Применение на танке составного бронирования значительно прирастило защищенность по сопоставлению с главным танком Type 90 и позволяет производить замену покоробленных огнем противника модулей защиты в полевых критериях. Во время транспортировки танка доп броневые модули могут сниматься, что позволяет понизить массу боевой машины до 40 тонн. Доп защиту бортов башни обеспечивают выполненные в ее контурах ящики с ЗИП, по типу как это выполнено на французском танке Leclerc. Стандартная боевая масса танка составляет 44 тонны, но при применении доп модулей бронирования с целью наращивания уровня защищенности танка, она может возрости до 48 тонн.
Для ведения боя в городке, с целью увеличения уровня защищенности машины, также для выполнения других задач по инженерному оборудованию местности, на танк может навешиваться бульдозерное устройство. Не считая того на танке Type 10 установлен комплекс предупреждения о лазерном облучении, который информирует экипаж о лазерном облучении танка и выдает команду на постановку аэрозольной завесы, гранаты для постановки которой отстреливаются из особых мортир, установленных в лобовой части башни по бортам. Сенсоры обнаружения лазерного облучения вкупе с детекторами системы опознавания «свой - чужой» установлены по углам башни. Кроме этого новый японский основной танк оборудован автоматической системой пожаротушения (НПО) и системой коллективной защиты (ПАЗ).
Высочайшая подвижность японского танка Type 10 TK-X обеспечена установкой на машину массивного дизельного мотора в купе с высокоэффективными коробкой и подвеской. На танке Type 10 установлен 8-цилиндровый V-образный дизельный движок, развивающий мощность 1200 л.с. при 2300 об/мин. Он обеспечивает машине удельную мощность 27,3 л.с./т и позволяет развивать машине наивысшую скорость 70 км/ч, как вперед, так и вспять. В коробки танка, как и на многих нынешних машинах производства компании Митсубиши Motors, употребляется бесступенчатая автоматическая коробка с вариатором - CVT (Continuously Variable Transmission). Она в купе с гидрообъемным механизмом поворота обеспечивает машине высшую динамику при разгоне, действенное торможение и возможность разворота танка вокруг собственной оси - когда гусеницы крутятся в различные стороны.
Ходовка нового японского танка Type 10 TK-X, в отличие от танка Type 90, из-за сокращения длины корпуса и массы машины имеет сокращенное количество катков - по 5 на борт. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы размещено в носу корпуса, ведущее колесо - в корме. Внедрение полуактивной независящей гидропневматической подвески, которая позволяет поменять клиренс и наклонять корпус танка, наращивает средние скорости движения по пересеченной местности, проходимость боевой машины, понижает утомляемость экипажа при совершении долгих маршей, а при уменьшении клиренса позволяет понизить высоту и заметность танка. Также благодаря гидропневматической регулируемой подвеске можно прирастить спектр углов вертикального наведения пушки.
Высочайшие заслуги японских инженеров в области электроники и вычислительной техники дозволили оснастить новый танк самым нынешним оборудованием. Танк Type 10 TK-X обустроен it системой управления, контроля и разведки C4I (command, control, communications, computers and intelligence), совмещающей внутри себя способности автоматического управления, целеуказания, наведения, связи и разведки. Система позволяет производить автоматический обмен информацией меж танками в реальном масштабе времени. Система C4I встраивается с системой управления огнем танка, также с новейшей автоматической системой управления тактического звена полкового уровня BRCCS (new Basic Regimental Command & Control System). В данном случае командиры подразделений в автоматическом режиме сумеют передавать данные о целях противника, выдавать командирам танков целеуказания на ликвидирование той либо другой цели исходя из тактической обстановки.
Командир танка Type 10 TK-X на доп мониторе, установленном на его рабочем месте справа, может созидать в реальном масштабе времени сложившуюся обстановку, положение боевых машин собственного подразделения, их состояние и техно исправность, обнаруженные всеми средствами разведки цели противника на электрической карте местности, передавать и получать в режиме передачи данных команды, распоряжения и другую информацию. Не считая того танк оборудован навигационной системой GPS и нынешними цифровыми средствами связи, встроенных с системой C4I.
В войска танки Type 10 TK-X стали поступать в 2010 г. Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы заполучили 39 танков Type 10. 1-ые закупленные новые танки поступили на вооружение бронетанковой школы в городке Фуцзи, а 1-ый танковый батальон, вооруженный танками Type 10, был сформирован в декабре 2012 года в городке Комакадочутончи. До поступления на вооружение танков Type 10 способен самообороны Стране восходящего солнца имелось 980 танков, из которых 280 - это Type 90 и 700 - Type 74. В Сухопутных войсках имеется одна бронетанковая дивизия (около 200 танков) и по одному танковому батальону численностью около 60 танков в каждой из 9 пехотных дивизий. При этом все машины Type 90 сосредоточены конкретно в 7-й бронетанковой дивизии, входящей в Северную армию, дислоцированную на полуострове Хоккайдо. Это более боеспособное, большое по численности личного состава, количеству вооружения и военной техники, ударной и огневой мощи объединение Сухопутных войск.
С предстоящим поступлением в армию танков Type 10 TK-X, вероятнее всего, ими будут перевооружаться танковые батальоны пехотных дивизий, другими словами будут заменяться устаревшие главные танки Type 74. Танки же Type 90 полностью нынешняя и очень дорогая машина, чтоб выводить ее из боевого состава спустя 20 лет с момента принятия на вооружение и всего пару лет после окончания серийного производства. Разумеется, что в перспективе эти танки пройдут не одну модернизацию, после которой ничем не уступят своим более юным собратьям - Type 10. Эти машины после модернизации не станут более малогабаритными и легкими, но в купе с танками Type 10 будут представлять грозную силу. В принятой новейшей военной доктрине Стране восходящего солнца принятой в 2009 г., как и в предшествующей Япония отказалась от концепции, основанной только на принципе самообороны. Предвидено и ослабление запрета на экспорт вооружений за предел. В связи с этим, военные специалисты считают, что в перспективе танк Type 10 TK-X быть может выведен на интернациональный рынок вооружений.
Тактико-технические свойства Type 10 TK-X
Экипаж - 3 чел
Длина с пушкой вперёд, мм 9420
Ширина, мм 3240
Высота, мм 2300
Бронирование - Составная комбинированная, противоснарядная.
Активная защита - СОЭП. КАЗ на стадии испытаний.
Динамическая защита - Зависимо от конфигурации.
Вооружение
Пушка JSW-120/L44 120 мм гладкоствольная
Боекомплект пушки 14 снарядов в автомате заряжания, 30 в корпусе.
Пулемёты M2HB 12,7 мм, ПТ-74 7,62-мм
Мощность мотора, л. с. 1,2 тыс.
Скорость по шоссе, км/ч 70
Удельная мощность, л. с./т 27,27/30 (со снятыми бронемодулямии)
Тип подвески - активная, гидропневматическая