
Танк ИС-3М являлся улучшенным танком ИС-3, на котором были проведены мероприятия по устранению конструктивных недочетов, выявленных в период эксплуатации. В согласовании с Постановлением СМ СССР от 10 июня 1949 г. на ЧКЗ были разработаны мероприятия по улучшению конструкции танка, испытанные на промышленных испытаниях 2-ух танков, и готовы для войсковых испытаний 10 танков. Начало работ, сроки и исполнители проведения мероприятий по устранению конструктивных недочетов на всех ранее выпущенных танках ИС-3 были определены Постановлением СМ СССР от 12 декабря 1950 г. Тем же постановлением к разработке мероприятий привлекалось конструкторское бюро ЛКЗ. Устранение конструктивных недочетов было проведено в 1952-1953 гг. на ЛКЗ и ЧКЗ. Всего было улучшено 1068 танков, из них 751 танка на ЛКЗ и 314 - на ЧКЗ. Танк был снят с вооружения МО РФ Указом Президента РФ от 26 сентября 1997 г.
Главными мероприятиями по улучшению конструкции танка являлись: повышение жесткости корпуса, установка дизеля В-54К-ПС мощью 382 кВт (520 л.с.) заместо дизеля В-11-ИС3, более совершенного воздухоочистителя, радиостанции Р-113 и зенитной установки с пулеметом ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2, подогреватель НИКС-1 для обеспечения запуска мотора при низких температурах, смотровой устройство командира ТПК-1 и система командирского целеуказания.
Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, спаренным с пушкой 7,б2-мм пулеметом ДТМ и 12,7-мм пулеметом ДШКМ для зенитной установки. При стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета употреблялся телескопический шарнирный прицел ТШ-17, при стрельбе из пулемета ДШКМ -коллиматорный прицел К10-Т Углы вертикальной наводки пушки находились в границах от -3 до +20°. Наибольшая скорость вращения башни при работе электромоторного привода составляла 9 град./с. Стрельба из пушки велась выстрелами с бронебойно-трассируюшими остроголовыми и тупоголовыми снарядами и осколочно-фугасными снарядами раздельно-гильзового заряжания. Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом при высоте цели 2 м составляла 1000 м. Наибольшая дальность стрельбы при помощи прицела ТШ-17 составляла 5000 м, при помощи бокового уровня -15 000 м. Боевая скорострельность из пушки не превосходила 3 выстр./мин. В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке, 945 патронов к пулемету ДТМ и 200 патронов к пулемету ДШКМ. Не считая того, в танке укладывались два 7,б2-мм автомата АК-47 с 600 патронами, 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами.
Броневой корпус танка - сварной, башня - литая с вварной крышей. Двухскатная конструкция верхней носовой части корпуса была сделана из катаных броневых листов шириной 120 мм, наклоненных под углом 55° от вертикали и имевших угол полворота 43°. Наибольшая толщина брони лобовой части башни - 220 мм. Для тушения пожара в танке употреблялся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, находившийся в боевом отделении. Для постановки аэрозольных (дымовых) завес на верхнем кормовом листе корпуса крепились две дымовые шашки БДШ-5 с удаленным управлением.

Базу силовой установки танка составлял дизель В-54К-ИС мощью 382 кВт (520 л.с.). Для подготовки мотора к пуску зимой употреблялся подогреватель с низконапорной испарительной камерой сжигания (НИКС-1). Главным методом запуска мотора являлся запуск при помощи электростартера СТ-700, доп - запуск сжатым воздухом из 2-ух пятилитровых воздушных баллонов. В состав топливной системы мотора входили четыре внутренних и четыре внешних топливных бака общей емкостью 770 л. Припас хода по шоссе составлял 300 км. Для роста припаса хода до 450 км была предусмотрена установка на верхнем кормовом листе корпуса 2-ух бочек с топливом емкостью по 200 л. В системе воздухоочистки использовались два комбинированных воздухоочистителя ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли из бункера первой ступени. Коробка, ходовка и электрическое оборудование танка по сопоставлению с используемыми на танке ИС-3 значимых конфигураций не перетерпели, кроме установки стартера СТ-700. Танк комплектовался радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.
Для использования танка ИС-3М в качестве командирской машины на ней устанавливались дополнительно радиостанция Р-112 и автономный энергоагрегат АБ-1-П/30 мощью 1 кВт. Радиостанции Р-112 располагалась на правой стороне башни за счет изъятия укладки на семь снарядов к пушке. Десятиметровая полутелескопическая антенна для радиостанции Р-112 укладывалась в особый кожух, сделанный из трубы и кренившийся снаружи на правом борту. Энергоагрегат устанавливался справа от сидения механика-водителя заместо боеукладки на 7 снарядных гильз.
Технические свойства танка ИС-3М
Боевая масса - 49 т;
экипаж - 4 чел.;
орудие: пушка - 122 мм, пулемет - 12,7 мм, пулемет - 7, 62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.е.);
наибольшая скорость - 40 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»