
Артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») предназначался для разведки и управления огнем артиллерии бронетанковых и механизированных войск. Проведение ОКР по созданию АПБНП (тема «Буйвол») Постановлением СМ СССР от 12 марта 1955 г. было возложено на завод №174 (г. Омск). В III квартале 1955 г. технический проект АПБНП был утвержден и в IV квартале 1955 г. завод №174 приступил к изготовлению узлов и деталей 2-ух опытнейших образцов. В июне 1956 г. были сделаны два опытнейших эталона артиллерийских подвижных бронированных наблюдательных пт. Оба эталона, получившие обозначение "Объект 610", летом 1956 г. прошли фабричные и сдаточные тесты, по результатам которых были доработаны. Во 2-ой половине 1956 г. два опытнейших эталона удачно прошли тесты на артиллерийском полигоне (п. Ржевка, Ленинградская обл.). Но из-за неперспективности базисной машины и большой загруженности завода №174 по разработке опытнейших образцов ЗСУ и плавсредств для них, работы по теме «Буйвол» в 1957 г. были прекращены.
Боевая машина АПБНП была сотворена на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122-54. Экипаж боевой машины состоял из 5 человек. В машине было предвидено шестое место для начальника разведки поддерживающий артиллерийской части. Обитаемые отделения, располагавшиеся в носовой части корпуса машины, были разделены от МТО перегородкой. В правой фронтальной части корпуса АПБНП на специальной площадке было оборудовано рабочее место механика-водителя. Рабочее место командира машины было размещено в левой кормовой части боевого отделения и было оборудовано столиком и вращающейся командирской башенкой. В ней были установлены 5 съемных устройств наблюдения ТНП и танковый командирский дальномер ТКД-09. Дальномер обеспечивал командиру наблюдение за местностью, определение целей за счет 4-кратного роста, также определение дальностей до целей и поправку артиллерийского огня. База дальномера составляла 900 мм. Измерение дальности до цели выполнялось при переключении оптической системы ТКД-09 на 10-кратное повышение и только с места. Поле зрения дальномера в данном случае уменьшалось с 15 до 6. Рабочее место штурмана было оборудовано особым столиком.
Для ведения разведки и управления огнем артиллерии АПБНП был обустроен устройствами наблюдения и целеуказания, такими как наземная навигационная аппаратура «Янтарь-А» с курсопрокладчиком, сенсором пути и курсоуказателем механика-водителя, стереоскопическим дальномером ДС-0,9, разведывательным теодолитом РТ, артиллерийской буссолью ПАБ-2 и устройством управления огнем ПУМО-5. Для стрельбы по легкобронированным и небронированным целям употреблялся 14,5-мм пулемет КПВТ, установленный в броневой маске на лобовом листе корпуса машины. Боекомплект к пулемету составлял 400 патронов. С целью придания АПБНП вида САУ, пулемет размещался в особом железном кожухе, имитировавшем ствол артиллерийского орудия. В набор АПБНП также входили два 7,62-мм автомата АК-47, 26-мм сигнальный пистолет и 20 ручных гранат Ф-1. Для наружной связи использовались радиостанции 10 РТ-26Э и Р-108.
Схема броневой защиты, силовая установка, коробка, ходовка и электрическое оборудование АПБНП были такими же, как и на базисной машине - СУ-122-54.
Технические свойства АПБНП («Объект 610»)
Боевая масса - 33,3 т;
экипаж - 6 чел.;
вооружение: пулемет - 14,5 мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность мотора 382 кВт (520 л.с.);
наибольшая скорость - 49 км/ч
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»