Вернуться назад Распечатать

Стратегическая крылатая ракета Х-55 (СССР)

Эскизное проектирование компактной низколетящей стратегической крылатой ракеты было начато в МКБ «Радуга» еще в 1971 г. Полномасштабная разработка Х-55 («Изделие 120») началась посреди 1976 г. По предназначению ракета Х-55 подобна американской крылатой ракете AGM-86В, но имеет принципно иную конструкцию. Аэродинамическая схема обычная самолетная со складывающимся прямым крылом. Длина ракеты около 6 м. Наибольший поперечник фюзеляжа 0,51 м. Размах крыла 3,1 м. Стартовый вес около 1250 кг. Вес боевой части 410 кг. Мощность спецзаряда 200-250 кт. Турбореактивный двухконтурный движок с тягой в 500 кгс подвешен под фюзеляжем в задней части ракеты. Маршевая скорость ракеты около 840 км/час. Маршевая высота полета 40-110 м. Дальность стрельбы до 2500 км. Система управления инерциальная с корректировкой по рельефу местности. Посреди 1970-х гг. в ОКБ Туполева был разработан проект переделки противолодочного самолета Ту-142М в стратегический ракетоносец Ту-142МС, который предполагалось оснастить 2-мя многопозиционными катапультными установками для подвески 12 крылатых ракет Х-55. Но трудности с обеспечением применимой центровки, также большой объем нужных доработок принудили отрешиться от этого варианта. Было решено расположить на самолете только одну МКУ на 6 ракет. Этот проект послужил базой для нового самолета Ту-95МС с одной установкой МКУ и доп ракетами Х-55 под крылом. Переоборудование первого самолета Ту-142МК в Ту-95МС было закончено в сентябре 1979 г. В его грузоотсеке установили одну роторную МКУ (вес пустой установки 1550 кг). Сборка опытнейших образцов ракет типа «Изделие 120» была начата машиностроительным заводом в Дубне сначала 1978 г. Позднее, из-за загрузки завода другими заказами, начался перевод производства ракет на Харьковское авиационное промышленное объединение. На первом шаге в ХАПО велось создание отдельных агрегатов, которые передавались для сборки в Дубну. 1-ый вариант ракеты «Изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут располагаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом, сечение ракеты в транспортном положении позволяло очень использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позднее, из-за задержки с созданием аналогичной ракеты КС-122 для ВМФ в ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение флота крылатой ракеты Х-55, и конструкция последней была изменена - в транспортном положении по сечению она была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм. Тесты крылатой ракеты велись на полигоне 929-го летно-испытательного центра НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). 1-ые два экспериментальных запуска были плохими. 1-ый полет опытнейший самолет Ту-95МС сделал в сентябре 1979 г., а через два года Ту-95МС был запущен в серию. Официально самолет Ту-95МС с ракетой Х-55 был принят на вооружение 31 декабря 1983 г. На вооружение наших ВВС поступили два типа носителей ракет Х-55: Ту-95МС-6 с шестью ракетами на МКУ и Ту-95МС-16 с шестью ракетами на МКУ и 10 ракетами на наружной подвеске. Две катапультные установки, несущие по три ракеты, располагались на ближних к фюзеляжу крыльевых пилонах, еще две установки, на две ракеты любая, крепились к наружным пилонам. Согласно договору ОСВ-2, ограничившему полное количество ядерных боеголовок на всех видах носителей, все подкрыльевые катапультные установки на Ту-95МС-16 были демонтированы. На базе ракеты Х-55 в МКБ «Радуга» была сотворена ее модификация Х-55СМ. Главное отличие Х-55СМ от базисной модели - доп топливные баки, размещенные симметрично по обе стороны фюзеляжа. Стартовый вес ракеты возрос до 1,5-1,7 т, а наибольший поперечник фюзеляжа - до 0,77 м. Дальность стрельбы возросла с 2500 км до 3000 км. Другие данные близки к базисной модели. В 1987 г. начали поступать в эксплуатацию бомбовозы Ту-160 с ракетами Х-55СМ. На каждом Ту-160 расположено по 12 ракет Х-55СМ на 2-ух пусковых устройствах МКУ. Не считая того, ракеты Х-55СМ могут нести и бомбовозы Ту-95МС-16. Посреди 1980-х гг. в МКБ «Радуга» на базе Х-55 была сотворена крылатая ракета, снаряженная обыкновенной боевой частью (фугасной либо кассетной). На выставке МАКС-93 эта ракета экспонировалась под индексом Х-65. Ракета Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с истребителей-бомбардировщиков, соответственно, с роторных пусковых устройств либо одинарных балочных пусковых устройств. Запуск Х-65 может выполняться с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/час. Система управления Х-65 инерциальная с корректировкой по рельефу местности. Длина ракеты Х-65 - 6,04 м, наибольший поперечник фюзеляжа 0,514 м, размах крыла 3,1 м. Маршевая скорость полета ракеты около 840 км/час. Высота полета 40-110 м. Дальность стрельбы 500-600 км. Ракета Х-65 проходила тесты с конца 1980-х гг., данных о ее принятии на вооружение нет. Для поражения надводных кораблей с действенной поверхностью рассеивания 300 м2 на базе Х-55 сотворена противокорабельная ракета Х-65СЭ. По своим чертам она отличается от Х-65 только дальностью стрельбы (250-280 км) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг. Самолет-носитель (Ту-22М3 либо другой) может выполнить запуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км на скорости 540-1050 км/час по морской цели, координаты которой известны только приблизительно. Запуск ракеты осуществляется по принципу «выстрелил и забыл». В данный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета наращивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, пока не захватит цель. Модификации: - Х-55 («Изделие 120») - 1-ый опытнейший вариант крылатой ракеты, оптимизированный по конструкции для размещения на многопозиционной катапультной установке в фюзеляже самолета-носителя; - Х-55 («Изделие 120», РКВ-500А) - серийная крылатая ракета большой дальности оптимизированная по конструкции для размещения в торпедном аппарате; - Х-55ОК («Изделие 121») - опытнейшая крылатая ракета большой дальности с системой управления с внедрением оптической корреляции текущего изображения местности с эталонной фотоматрицей участка корректировки маршрута полета. Разработка 1987 г.; - Х-55М («Изделие 124») - проект модернизации крылатой ракеты большой дальности; - Х-55СМ («Изделие 125», РКВ-500Б) - крылатая ракета с увеличенной дальностью полета, оборудована конформными топливными баками, принята на вооружение в 1987 г., масса горючего в доп конформных баках - 260 кг; - Х-65 (Х-65СЭ) - проект КРБД с неядерной БЧ, возможно, не реализован, но в 1990-е гг. не один раз демонстрировался на выставках военной техники, так же как и Х-55СМ ракета вооружена конформными топливными баками. В первый раз показана на Столичном авиасалоне в 1992 г., а в 1993 г. - на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ); - Х-555 - серийная крылатая ракета большой дальности с неядерной боевой частью и усовершенствованной системой наведения, конструктивно подобна ракете Х-55СМ, масса горючего в доп конформных баках - 220 кг. Летные тесты ракет Х-555 проводились в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова в Ахтубинске в 2002 г. Оканчивающие запуски муниципальных испытаний Х-555, начатых в 2004 г., выполнены 16 августа 2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160. создатель статьи: Александр Широкорад первоисточник: журнальчик «Оружие» 2017 г. №09