Вернуться назад Распечатать

Противолодочная торпеда Mk.46 (США)

Торпеда Mk.46 (англ. Mark 46) - легкая южноамериканская противолодочная торпеда. Данной торпедой комплектуются воздушные суда и вертолеты морской авиации и надводные корабли. Торпеда Mk.46 также заходит в состав морской противолодочной мины Mk.60 «Кэптор». Главная цель, которую поставило командование ВМС США перед создателями Mk.46, - сделать действенный эталон торпедного орудия против русских подводных лодок, которые в годы прохладной войны часто подходили во время боевого патрулирования к мелководным берегам собственного возможного противника. В 1956 году в США начали создавать противолодочную торпеду Mk.44 mod.0. Легкая Mk.44, общим весом 192,8 кг с осколочно-фугасной боевой частью (34,1 кг), имела электронный движок и самонаводящуюся головку с дальностью обнаружения 585 м. Потом ее сменила усовершенствованная версия модификации «1», в конструкции которой был применен стеклопластик, а гребные винты сделали из легкого алюминия. Хотя Mk.44 имела не полностью удовлетворительные для ВМС США тактико-технические свойства, она была нужна и некое время даже поставлялась на экспорт. В 1960 году начались работы по созданию более нынешней торпеды - легкой Mk.46 (с пассивно-активной гидроакустической системой наведения). Создатели нового орудия («Навал Ордене Тест Стейшн» и «Аэроджет Дженерал») смогли в два раза прирастить дальность хода торпеды Mk.46 )по сопоставлению с Mk.44), глубина подводного хода Mk.46 достигнула 450 м (против 300 м у Mk.44), а скорость выросла до 45 узлов (против 30 узлов у Mk.44).

Mk.46 Mod.0

С 1964 года на вооружение Военно-морских сил США начала поступать авиационная противолодочная торпеда Mk.46 mod.0. Она была снабжена пороховым аккумом давления и газотурбинной силовой установкой. Торпеда имела два соосных гребных винта обратного вращения. Система самонаведения была способна найти подводную цель на расстоянии до 1000 м. Длина торпеды составляла 2,67 м, а вес - 257,6 кг. Она имела осколочно-фугасную боевую часть (43,1 кг), дальность хода - 9 км (на глубине 15 м) и наивысшую глубину погружения - 450 м. Сброс торпеды осуществлялся с летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) с помощью тормозного парашюта. После входа в воду торпеда погружалась на установленную глубину первичного поиска, где врубалась система самонаведения (ССН). Всего было сделано 1300 торпед. Создание этой модели было прекращено в 1966 году.

Mk.46 Mod.1, Mod.2, Mod.3

В 1965 году ВМС США приняли на вооружение торпеду Mk.46 mod.1. На этой модели усовершенствовали ССН, что повысило возможность обнаружения подводного противника. Энергосиловая установка (ЭСУ) Mk.46 mod.1 была представлена поршневым пятицилиндровым движком мощью 85 л.с., работающим на водянистом унитарном горючем «Отто II». В боевом зарядном отделении был установлен контактно-неконтактный взрыватель Mk.20 с радиусом реагирования 0,6 м. Создание модели было прекращено в 1969 году. Все торпеды Mk.46 mod.0 в 1975 году были доработаны до варианта mod.1. В 1970 году для реализации за предел была разработана Mk.46 mod.2 - вариант торпеды Mk.46 mod.1 с усовершенствованным математическим обеспечением бортовой ЭВМ и новым автопилотом. Торпеда была принята на вооружение в 1972 году. Эти модели были куплены ВМС Австралии, Бразилии, Англии, Италии, Израиля, Испании, Канады, Новейшей Зеландии, Турции, ФРГ, Франции и Южной Кореи и других государств. Всего было произведено около 3300 торпед. Создание данной модели закончили в 1981 году. В 1972 году была разработана экспериментальная Mk.46 mod.3, которая в серию не пошла.

Mk.46 Mod.4

В 1976 году на вооружение приняли Mk.46 mod.4 - торпеду для противолодочной якорной мины Mk.60 «Кэптор». Она представляла собой вариант Mk.46 mod.2, доделанный для установки ее в корпусе мины «Кэптор». Mk.46 mod.4 помещалась в контейнер, который являлся корпусом мины и устанавливался на якоре. В подходящий момент крышка контейнера отстреливалась, врубалась силовая установка торпеды, она выходила из корпуса мины на подходящую глубину и начинала поиск неприятельской подводной лодки. Дальность хода 4-й модели составляла 11 км. Торпеда выпускалась компанией «Алиант Техсистемз». Всего было произведено около 3500 единиц. В 1987 году создавать Mk.46 mod.4 закончили.

Mk.46 Mod.5

В 1979 году поступила на вооружение противолодочная торпеда Mk.46 mod.5. Она была разработана по программке усовершенствования NEARTIP и поступила, не считая США, во флоты государств НАТО, также Австралии, Бразилии, Индонезии, Ирана, Израиля, Марокко, Новейшей Зеландии, Пакистана, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда, Турции и Стране восходящего солнца. Mk.46 mod.5 - модернизация торпед типа Mk.46 mod.1 и mod.2. Часть этих моделей были переоборудованы в mod.5 особыми модернизационными комплектами аппаратуры, разработанными «Алиант Техсистемз». Торпеды получили новые: систему наведения (антенну, передатчик и приемник), блок управления и энергетическую установку (которая стала двухскоростной). Поначалу поиск цели ССН велся на пониженной скорости, а после ее захвата торпеда переходила для атаки противника на полную скорость. Благодаря нововведениям продолжительность поиска увеличивалась примерно на 30-50 %. Контактно-неконтактный взрыватель обеспечивал подрыв боевой части торпеды даже при острых углах встречи с целью. Цена одной торпеды Mk.46 mod.5 составляла около 200 000 баксов США. В 1989 году были разработаны несколько доп модификаций торпеды Mk.46 5-й модели. С 1965 по 1991 год было выпущено более 20 000 торпед Mk.46 разных модификаций. Америкосы закупили для собственных ВМС выше 10 000 торпед (в том числе 2000 Mk.46 mod.4 для противолодочных якорных мин-торпед «Кэптор»), Другие торпеды пополнили вооружение ВМС Англии, Франции, Германии, Бельгии, Греции, Италии, Турции, Израиля и других государств. В Стране восходящего солнца с 1982 года Mk.46 стали создавать по лицензии. Невзирая на возникновение более совершенных торпед, Mk.46 до сего времени стоят на вооружении ВМФ Соединенных Штатов Америки. Технические свойства торпеды Mk.46: Размеры, м: - длина: 2,7 - поперечник: 0,324 Вес, кг: 230 кг Боевая часть, кг: 44 ЭСУ: двухскоростная термическая (однокомпонентное горючее «Отто II») скорость хода торпеды, узлы: до 45 дальность хода, м: 11 000 (на глубине 15 м) либо 5500 (на глубине 457 м) глубина хода, м: 6-600 Система наведения: пассивно-активная Радиус реагирования на цель, м: до 1600