
Для проделывания взрывным методом проходов-троп для пехоты в минных полях противника предназначаются заряды разминирования ЗР-150 (ЗРП - заряд разминирования переносной).
Устройство заряда разминирования ЗРП-150
Устройство заряда ЗР-150 и принцип деяния его сходны с устройством и принципом деяния заряда ЗРП. Заряд ЗР-150 состоит из детонирующего кабеля, реактивного мотора с соединительным тросом взрывателя, тормозного устройства пускового станка комплекта анкеров, пускового устройства. Для переноски каждый заряд оснащается 2-мя брезентовыми чехлами. Детонирующий кабель заряда ЗР-150 имеет такое же устройство, как и кабель заряда ЗРП, и отличается от него увеличенной длиной и наличием накидных гаек на обоих концах. Реактивный движок имеет только электронный метод пуска и отличается от мотора заряда ЗРП размерами и конструктивным исполнением. Соединительный трос имеет на концах втулки с внешней резьбой для соединения с движком и детонирующим кабелем.

Взрыватель ВЗР-150 - натяжного деяния, усилие срабатывания взрывателя 60-100 кгс. Он состоит из корпуса, вытяжной втулки с мембраной и штоком, ударника с пружиной, капсюля-воспламенителя, втулки с пиротехническим замедлителем на 12-16 с, детонатора (тетриловой шашки массой 9 г) и капсюля-детонатора ТАТ-1-Т. При хранении резьбовые части корпуса взрывателя закрыты пластмассовыми колпачками. Тормозное устройство состоит из тормозного шнура длиной 72 м, намотанного на картонной трубке и уложенного в железный футляр со съемной крышкой. На концах тормозного шнура имеются серьга для присоединения к вытяжному штоку взрывателя и ушко для крепления шнура к анкеру. Серьга и ушко соединены обрывным шнуром длиной 1,6 м.

Пусковой станок представляет собой направляющую из 4 древесных брусков, скрепленных 3-мя обоймами. Две обоймы имеют сверху отверстия для свободного движения соединительного троса. Направляющая крепится на плате введением оси с лысками в фигурный паз платы. Нужный угол возвышения устанавливается телескопической стойкой. На внутренней тяге телескопической стойки нанесена шкала для установки угла возвышения пускового станка зависимо от температуры воздуха. Закрепление тяг телескопической стойки осуществляется стопорным винтом. Плата представляет собой фанерный щит с железной накладкой с ушками и штифтом для крепления телескопической стойки и отверстием для анкера. Набор анкеров состоит из анкера для крепления платы, 2-ух анкеров тормоза (летнего и зимнего) и ручки для ввинчивания анкеров в грунт. Анкер для крепления платы представляет собой штангу, на которую навинчены бурав и гайка с вырезом под ручку. Для забивки анкеров в промерзлых грунтах бурав отделяется, штанга заостренным концом вбивается в грунт. Летний анкер тормоза состоит из штанги, бурава и гайки с вырезом под ручку. Зимний анкер тормоза состоит из штанги, наконечника и наковальни, навинченных на штангу. Для мягеньких и сыпучих грунтов длина штанги возрастает методом свинчивания штанг летнего и зимнего анкеров.

Пусковое устройство заряда ЗР-150 с взрывателем ИМВ такое же, как и у заряда ЗРП. Брезентовые чехлы служат для переноски заряда на пусковую позицию. В одном чехле укладываются: детонирующий кабель тормозное устройство, плата пускового станка и фанерная подкладка (общая масса упаковки 35 кг). В другом чехле укладываются: направляющая с телескопической стойкой и вложенные в направляющую движок с соединительным тросом и пусковое устройство; в кармашках чехла укладываются взрыватель и анкеры (общая масса упаковки 13 кг). Чехлы имеют заплечные ремни.
Принцип деяния заряда ЗРП-150
Импульс электронного тока от взрывателя ИМВ, присоединенного к свече, воспламеняет пиропатрон, от которого через воспламенитель зажигается пороховой заряд. Пороховые газы, выходя через сопловые отверстия, делают реактивную тягу. Движок выходит из направляющей и за соединительный трос тянет за собою детонирующий кабель. При выходе хвостовой части детонирующего кабеля со взрывателем, соединенным обрывным шнуром с анкером, из взрывателя вырывается мембрана, перемещается вытяжная втулка и выдергивается шток, ударник освобождается и под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель, в итоге чего начинается горение пиротехнического замедлителя. Обрывной шнур обрывается, а детонирующий кабель, продолжая движение в воздухе, выбирает и натягивает тормозной шнур, кабель распрямляется на линии движения, прекращает движение вперед и падает на грунт. Через 12-16 с пиротехнический замедлитель выжигается и форс огня повлияет на капсюль-детонатор TAT-1-T, который, взрываясь, вызывает взрыв детонатора и детонирующего кабеля. При взрыве детонирующего кабеля от деяния ударной волны противопехотные мины срабатывают и на минном поле появляется проход, осью которого является ровик, образованный взрывом.
Подготовка заряда ЗРП-150 к пуску
Пусковая позиция для запуска заряда ЗР-150 выбирается так же, как и для заряда ЗРП, - на расстоянии 90-100 м от границы минного поля. Площадка для установки заряда должна быть ровненькой и иметь размеры более 2х1 м. Не считая того, уклон площадки должен быть схожим с склоном местности от пусковой позиции до минного поля. В зимних критериях площадка очищается от снега. Меж пусковой позицией и минным полем допускается наличие маленького кустарника и других предметов высотой менее 1,5 м, удаленных от пускового станка на расстояние более 15 м. Для подготовки заряда к пуску нужно:
- установить пусковой станок; приготовить и установить бухту кабеля; установить тормозное устройство;
- произвести соединение кабеля с движком, взрывателем и тормозным устройством;
- присоединить пусковое устройство.

Для установки пускового станка нужно:
- выровнять площадку размером 0,6х0,6 м;
- вытащить из чехла анкеры, взрыватель и направляющую с движком и пусковым устройством;
- вытащить штифты, открыть крышку направляющей, вытащить пусковое устройство и вкладыш;
- вытащить из другого чехла плату станка, уложить ее накладкой ввысь, ушком вперед и закрепить ее анкером;
- ввести нижний конец направляющей осью с лысками в фигурный паз платы при положении направляющей, близком к вертикальному;
- установить по шкале на стойке угол возвышения направляющей, соответственный температуре окружающего воздуха, и соединить телескопическую стойку с ушком платы при помощи штифта;
- проверить возможность свободного передвижения мотора в направляющей;
- навести пусковой станок в данном направлении, поворачивая плату вокруг анкера.
Для подготовки бухты детонирующего кабеля нужно:
- снять с бухты брезентовый чехол, вытянуть за брезентовое вытяжное кольцо тросик, крепящий шнуровку;
- снять плату и вытащить футляр с тормозным устройством;
- положить бухту кабеля на фанерную подкладку сзади установленного пускового станка на расстоянии 1,2-1,5 м;
- конец кабеля с головной втулкой, находящейся посреди бухты, должен быть сверху;
- снять с бухты обвязку и вытащить картонную прокладку; отмотать два витка кабеля с хвостовой втулкой и вынести этот конец вперед, уложив его перед пусковым станком;
- свинтить с втулки соединительного троса и с головной втулки кабеля пластмассовые колпачки;
- намотать до отказа накидную гайку головной втулки детонирующего кабеля на втулку соединительного троса (левая резьба).
Для раскладки тормозного устройства и его анкеровки нужно:
- установить футляр с тормозным устройством в 2,5-3 м впереди пускового станка, снять с футляра крышку и вытащить из него картонное кольцо и упаковочную бумагу;
- вытащить обрывной шнур и соединенные с ним концы тормозного шнура;
- подвести с маленьким натяжением конец тормозного шнура, идущий к анкеру, под футляр, прижав его футляром;
- продеть анкер через ушко, соединяющее тормозной и обрывной шнуры тормозного устройства;
- ввентить анкер в грунт при помощи ручки либо вбить его при помощи имеющихся средств находящихся под рукой;
- разложить на земле концы тормозного и обрывной шнур, не допуская их перехлестывания;
- придерживая рукою укладку шнура в футляре, вытащить из пего картонную трубку.
Для сочленения хвостового конца детонирующего кабеля с тормозным устройством нужно:
- свинтить защитные пластмассовые колпачки со взрывателя и хвостовой втулки детонирующего кабеля;
- намотать на взрыватель накидную гайку хвостовой втулки кабеля до отказа;
- соединить серьгу тормозного устройства с вытяжным штоком взрывателя, завинтив до отказа болт серьги.
Для присоединения пускового устройства нужно:
- свинтить со взрывателя ИМВ крышку с ударным механизмом;
- растянуть провода пускового устройства на длину более 10 м (от убежища до мотора);
- надеть штекер пускового устройства на головку свечки мотора;
- намотать на корпус взрывателя ИМВ крышку с ударным механизмом.
Запуск заряда ЗРП-150
Запуск заряда ЗРП-150 делается с расстояния более 10 м от станка выдергиванием чеки из взрывателя ИМВ. После падения заряда на грунт 2-ой номер расчета выбегает к тормозному шнуру, берет тормозной шнур на удалении 5-6 м от анкера и движением вспять натягивает его так, чтоб, не выпуская шнур из рук, лечь сзади пускового станка и прижаться к земле (время на обозначенные операции не должно превосходить 8 с). Натягиванием делается дополнительное выпрямление заряда к моменту взрыва. Неопасные расстояния во время запуска заряда и его взрыва такие же, как и для заряда ЗРП. Заряд, приготовленный к пуску, но не поданный на минное поле, разбирается в порядке, оборотном подготовке к пуску. В случае отказа в срабатывании мотора после проверки надежности контакта штекера с запальной свечой делается повторный запуск. Подходить к отказавшему заряду для подготовки его к повторному пуску нужно не ранее чем через 15 минут после первого запуска. Заряд, не взорвавшийся после запуска, разбирать воспрещается, юн уничтожается не ранее чем через 15 минут после запуска взрывом затратного заряда, положенного на кабель в 1 м от взрывателя.
Технические свойства зарядов ЗРП-150
Тип заряда - Удлиненный, однониточный из детонирующего кабеля ДКР-150
Общая масса комплекта, кг:
- в упаковке - 75
- в портфеле для переноски - 48
Длина детонирующего кабеля, м - 90
Масса ВВ на 1 пог. м детонирующего кабеля (A-IX-1), кг - 0,16
Метод подачи заряда на минное поле - По воздуху реактивным движком
Дальность подачи, м:
- при температуре от +50 до -20°С - 160
- при температуре от -20 до -40°С - 160
Отличия при ветре до 4 м/с - До 10% дальности подачи
Наибольшие склоны местности, допустимые при подаче заряда:
- продольный - До 15°
- поперечный - До 5°
Размеры прохода в минном поле из противопехотных мин типа ПМД-6 и ПМН, м:
- ширина - Более 0,4
- длина - Более 80
Расчет - 2 человека
Время подготовки заряда к пуску - До 7 минут
Температурный спектр внедрения - От -40 до +50°С