Вернуться назад Распечатать

Управляемые авиабомбы GBU-15 / AGS-130 (США)

Соответствующими чертами управляемых авиабомб «третьего поколения» стали повышение дальности сброса и расчет на применение с малых высот в хоть какое время суток. На малых высотах фактически нереально использовать систему полуактивного наведения по отраженному лучу - очень осложнено взаимодействие оператора подсветки и пилота самолета-носителя управляемой авиабомбы (УАБ). Тем больше становится энтузиазм к пассивным системам самонаведения. В 1974 году отдел систем авиационного вооружения командования ВВС США развернул работы над УАБ составной конструкции в рамках проекта HOBOS. Предполагалось создать семейство планирующих авиабомб, имеющих на 80% унифицированные элементы конструкции и созданных для поражения разных типов целей. Компании «Rockwell International» и «Hughes Aircraft» разрабатывали варианты GBU-15(V)CWW с крестообразным крылом и GBU-15(V)PWW с плоским раскрывающимся крылом, потом переобозначенные, соответственно, GBU-15 и GBU-20. Летные тесты УАБ начались в 1975 году. В 1980 году была выбрана GBU-15 разработки «Rockwell International». Ее тесты в модификации с телевизионной головкой самонаведения окончены в 1983 году, с тепловизионной - в 1985-м. Носителями GBU-15 могли служить воздушные суда F-4E, F-15E, F/A-18, A-7, «Торнадо», F-111F, B-52D. Главными носителями, вобщем, стали F-15Е и F-111F.

УСТРОЙСТВО GBU-15

Конструкция авиабомбы GBU-15 включает 6 сменных модулей - боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик обоестороннего канала связи. В качестве боевой части употребляются авиационные боеприпасы: это быть может фугасная бомба Mk.84 калибра 907 кг (2000 фунтов), кассетные SUU-54 (с противопехотными и противотанковыми элементами) и CBU-75 (более 1500 осколочных частей). Позже добавилась проникающая боевая часть BLU-109/B для поражения заглубленных, отлично защищенных целей. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство наведения, на наружной поверхности модуля установлены стабилизаторы. В критериях неплохой освещенности употребляется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночкой - с тепловизионной ГСН WGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452 (в таковой конфигурации бомба получила обозначение GBU-15(V)1/B), тепловизионная - с устройством ADU-453 (бомба GBU-15(V)2/B). Модуль аппаратуры и устройств управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, тут же расположены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление. Сброс УАБ делается обычно с горизонтального полета на высотах от 150 до 13 000 м. После сброса с малых высот бомба, используя припас скорости, на исходном участке линии движения автоматом набирает высоту 500-600 м и перебегает в планирование. Изображение местности, снятое теле- либо тепловизионной ГСН, передается на самолет, оборудованный навесной (в контейнере) аппаратурой AN/AXQ-14 компании «Hughes Aircraft» - это быть может как самолет-носитель, так и отдельный самолет. Оператор управления орудием получает изображение на телевизионный индикатор в кабине, по команде оператора система наведения бомбы захватывает цель на автосопровождение перед отделением от носителя либо уже на линии движения. Автопилот обеспечивает программное управление на исходном участке линии движения, потом -управление по сигналам системы наведения. Самонаведение осуществляется корреляционным способом. На конечном участке УАБ перебегает в пикирование на цель. Может быть переключение на ручное наведение по радиоканалу. В 1999 году УАБ модернизирована до эталона EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GPS. К работе завлекли «Эпплайд Сайенсиз Инжиниринг Интернэшнл» и «Рейтон Дефенс Системз». В итоге два имеющихся метода наведения - оптическое самонаведение и ручное наведение - дополнились третьим; программным наведением по координатам цели, введенным в память системы перед сбросом бомбы. Это повысило «всепогодность» внедрения и автономность боеприпаса. Снаружи EGBU-15 отличается прямоугольным крылом заместо трапециевидного. Наибольшая дальность полета составила 28 км. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15Е. Для роста дальности планирования УАБ на малых и максимально малых высотах - и, как следует, способности сброса до захода самолета в зону деяния средств ПВО, скрытности внедрения, - бомбы дополнили твердотопливным ракетным ускорителем (движком), крепящимся снизу. Разработку этого варианта «Рокуэлл» начала в 1984 году. По заказу ВВС США тесты велись до 1989 года. В 1991 году тактико-технические требования пересмотрены под очевидным воздействием опыта операции «Буря в пустыне». На самом деле, вышла управляемая ракета - хотя и с наименьшей, чем у «обычных» авиационных ракет, тяговооруженностью, зато с большей относительной массой боевой части. Боеприпас даже получил обозначение AGM-130 (Air-to-Ground Missile). Сотворено несколько модификаций: - AGM-130А с бомбой Mk.84 в качестве боевой части (AGM-130A-11 с телевизионной и AGM-130А-12 с тепловизионной ГСН), - AGM-130B с кассетной бомбой SUU-54, - AGM-130С с проникающей фугасной боевой частью BLU-109/B, - AGM-130D с проникающей термобарической боевой частью BLU-118/В, - AGM-130MCG (Mid-Course Guidance) с приемником системы GPS, сопряженным с усовершенствованной инерциальной системой наведения. Облегченная AGM-130LW с автономной системой наведения (инерциальная/GPS) рассчитана на применение с легких одноместных истребителей. Самолет F-15Е может нести две AGM-130. Сброс AGM-130 можно создавать с максимально малых высот прямо до 15 м. Ускоритель врубается в полете. Радиовысотомер позволяет выдерживать высоту в согласовании с программкой полета. На конечном участке линии движения ускоритель сбрасывается, AGM-130 перебегает в планирующий полет. Тактико-технические свойства GBU-15 Базисная авиабомба - Mk.84 / BLU-109/B Тип боевой части - фугасная / проникающая Поперечник корпуса, мм 460 / 460 Длина авиабомбы, мм 3900 / 3900 Размах крыла, мм 1500 /1500 Общая масса, кг 1140 / 1100 Масса боевой части, кг 907 / 907 Масса снаряжения (ВВ), кг 430 / 243 Наибольшая дальность полета, км 24 / 24