Вернуться назад Распечатать

Противолодочная торпеда Mk.44 (Mark 44) (США)

Противолодочная торпеда Mk.44 (англ. Mark 44) - легкая южноамериканская 324-миллиметровая противолодочная торпеда. Данной торпедой комплектовались воздушные суда и вертолеты морской авиации и надводные корабли. Торпеда Mk.44 также заходила в состав американской противолодочной ракеты-торпеды RUR-5 ASROC (и британо-австралийской Ikara). Модель Mk.44 пришла на замену легкой противолодочной торпеде Mk.43, поставленной на вооружение военно-морских сил (ВМС) США в 1951 году. 1-ые торпеды Mk.44 поступили на вооружение ВМС США в 1957 году. Всего для ВМС США было выпущено 10 500 таких торпед. Mark 44 выполнялась по лицензии в Англии, Италии, Канаде, Франции и Стране восходящего солнца. Поставлялась на экспорт в 10-ки государств мира. В текущее время торпеда снята с вооружения ВМС США и заменена более нынешней Mk.46. В годы прохладной войны (1946-1991) военное ведомство США щедро финансировало программки по разработке конструкций новых легких противолодочных торпед, способных биться с русскими подводными лодками (в том числе и атомными), в каких Америка лицезрела одну из основных угроз собственной безопасности. Продуктом таких программ явилась торпеда Mark 43, которая была принята на вооружение в 1951 году в 2-ух совсем различных вариантах (324-мм и 254-мм), разработанных 2-мя различными проектными группами на конкурентноспособной базе. 324-мм торпеда Mk.43 Mod.0 была разработана (1950 г.) и выполнялась компанией «General Electric». Эта версия (выпущенная в количестве 500 единиц) использовалась для проведения разных исследовательских работ и тестов. 254-мм торпеды Mk.43 mod.1 и mod.3 были сделаны компанией «General Electric» и испытательной станцией военно-морского орудия «Naval Ordnance Test Station Pasadena» (при этом работы по созданию схожей торпеды начались скоро после окончания 2-ой мировой войны). 254-мм модель просто адаптировалась для стандартного бомбового отсека либо наружной подвески летательного аппарата, потому эта самая модификация была выбрана для промышленного производства (в период с 1951-го по 1959 год было произведено около 5 тыс. единиц 254-мм торпед). Но русский подводный флот интенсивно развивался, и янки срочно пригодились более нынешние легкие противолодочные торпеды. В 1953-м году ВМС США выделили средства для разработки последнего поколения легких противолодочных торпед в рамках программ: EX-2A («Naval Ordnance Test Station») и EX-2B (General Electric). Торпеда EX-2A приводилась в движение электромотором, а EX-2B - газовой турбиной через редуктор. Потом вариант EX-2B также был переориентирован на электродвигатель (как более неопасный) и стал макетом новейшей торпеды, которая получила заглавие Mark 44 mod.0. В 1957 году Mk.44 mod.0 поступила на вооружение военно-морских сил Соединенных Штатов. Легкая Mk.44, общим весом 192,8 кг (с осколочно-фугасной боевой частью в 34,1 кг), длиной 2,54 м, имела электронный движок и самонаводящуюся головку с дальностью обнаружения 585 м. Потом Mk.44 mod.0 сменила усовершенствованная версия модификации «1», в конструкции которой был применен стеклопластик и гребные винты из легкого алюминия. Mark 44 способна поражать подводные лодки, идущие со скоростью 18-24 узла на глубине до 300 м. В I960 году в США начались работы по созданию более совершенной торпеды - легкой Mk.46 (с пассивно-активной гидроакустической системой наведения). Создатели нового орудия («Naval Ordnance Test Station» и «Аэроджет Дженерал») смогли в два раза прирастить дальность хода торпеды Mk.46 (по сопоставлению с Mk.44), глубина подводного хода Mk.46 достигнула 450 м (против 300 м у Mk.44), а скорость выросла до 45 узлов (против 30 у Mk.44). Чтоб продлить жизнь Mark 44, для нее было создано несколько комплектов модернизации. В 1986 году компания «Хоневелл» заменила магнитострикционный акустический излучатель на тонкий пьезокерамический массив, а аналоговую систему управления - на цифровую, вследствие чего сектор обнаружения цели возрос на 75% и в два раза уменьшилась малая глубина поиска. Торпеда в таковой модификации поставлялась в Южную Корею под заглавием КТ44. В комплекте для ЮАР боевая часть стала весить 45 кг и была способна пробить 40-мм железную обшивку неприятельской субмарины и заполненный полутораметровым слоем воды двойной борт. Новенькая электроника прирастила радиус обнаружения цели до 1000 м, появились многорежимные средства противодействия активным помехам. Все же в текущее время легкая 324-мм торпеда Mk.44 морально и на физическом уровне устарела и равномерно переводится в резерв либо снимается с вооружения военно-морских сил государств мира. Торпеда Mk.44 состоит из 4 главных модулей. Носовая часть содержит активную гидроакустическую систему для поиска цели и 34,1 кг (33,1 кг - для mod.1) боевую часть сзади от нее. Во 2-м модуле находится система управления и гироскопы. В 3-ем - расположена 24-кВт электронная батарея с электродами из хлорида серебра и магния (в качестве электролита употребляется забортная вода). В задней части размещены: электродвигатель, четыре прямоугольных руля и два винта (которые крутятся в различные стороны). Система управления имеет 6 установок глубин начального поиска (15, 45, 75, 135, 195 и 270 м), 5 нижних пределов поиска (45, 75, 135, 195 и 270 м) и наибольший угол подъема/спуска 4,5°; 6° и 7°. После выстрела по обнаруженной неприятельской подводной лодке Mk.44 либо за ранее проходит 900 м, либо сразу ныряет под углом 30° на глубину поиска, после этого начинает двигаться по радиальный спирали, меняя глубину от 50 м до нижнего предела поиска. По достижении верхней либо нижней границы поиска торпеда поворачивается и производит поиск в обратном направлении. Mark 44 повторяет свои маневры до того времени, пока не обнаруживает цель, либо пока не завершится ресурс батареи (по истечении 6-минутного срока). Активный сонар может работать в режиме с низкой и высочайшей частотой повторения импульсов. Последний применяется в конкретной близости от цели - для роста точности отслеживания ее перемещений. Технические свойства торпеды Mk.44 mod.1 Размеры, м: - длина: 2,57 - поперечник: 0,324 Вес, кг: - полный: 196,4 - боевая часть: 33,1 Двигательная установка: электронная мощность 30 л.с. Скорость хода торпеды, узлов: до 30 Дальность хода, м: 5500-6300 Глубина хода, м: 15-300