
Ракета Х-32 (9А2362) является глубочайшей модернизацией ракеты Х-22. Главные отличия:
- установлена новенькая облегченная система самонаведения в составе ИНУ с каналами радиокомандной корректировки и корректировки по рельефу местности, также помехозащищенной активной радиолокационной ГСН (наружное отличие от АРГСН Х-22Н - носовой радиопрозрачный обтекатель уменьшенной длины;
- установлена новенькая компактная особая БЧ;
- в тех же габаритах ракеты за счет уменьшения размеров БЧ м систем увеличен объем баков;
- установлен движок с завышенными энергетическими чертами.
Целью модификации было увеличение ТТХ ракеты по отношению к Х-22Н:
- вероятности поражения цели в сложной помеховой обстановке;
- роста дальности запуска с 80-330 км до 800-1000 км;
- ускорение полета с 2160/3600 до 4000 (по другим данным - 5400) км/ч;
- повышение наибольшей высоты полета на баллистической кривой с 12/22,5 до 40 км.
Ракета предназначалась для вооружения самолетов Ту-22М3М. Повышение дальности запуска ракеты Х-32 втрое по сопоставлению с Х-22Н фактически исключает возможность ликвидирования носителя до запуска, а после него он может отворачивать и совершать маневр уклонения. Значительно повысились высотно-скоростные данные ракеты, а именно - скорость и наибольшая высота ее полета, что затрудняет ее своевременное обнаружение и сопровождение (захват) радарами и головками самонаведения зенитных ракет и ракет «воздух-воздух». Также усовершенствована помехозащищенность и скрытность работы систем ракеты Х-32 и их надежность.

Проектирование Х-32 началось посреди 1980-х гг. Летные тесты комплекса в Ахтубинске начались в конце 1980-х на базе 929-го ГЛИЦ. Но сначала 1990-х гг. работы были прерваны в связи с конфигурацией политической обстановки и денежным кризисом. Работы по Х-32 возобновились во 2-ой половине 1990-х, но продвигались с неизменным отставанием от графика из-за срывов финансирования, организационных и технических заморочек. Госфинансирование возобновлено посреди 2000-х гг., и было выполнено переоборудование строевого самолета Ту-22М3 борт № 9804.
В 2004 г. программка сотворения ракеты Х-32 была пересмотрена, и новый срок производства первой летной партии из 3-х ракет Х-32 был установлен на 2005 г., но создание началось исключительно в 2007 г. 27 марта 2008 г. с ГосМКБ «Радуга» заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ по испытанию опытнейших образцов ракет Х-32 на носителе Ту-22М3М/45-03М. Очередной шаг испытаний проводился в конце июля 2013 г. Выполнено несколько полетов, в том числе с запусками ракет. Летные тесты удачно завершились в конце августа 2016 г. с положительной оценкой. Самолет Ту-22М3М принят на вооружение.
создатель статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнальчик «Оружие» 2017 г. №09