Вернуться назад Распечатать

Противокорабельная ракета 3М24 Х-35 (СССР)

Противокорабельная ракета Х-35 (индекс ракеты УРАВ ВМФ - 3М24, по кодификации NATO - AS-20 Kayak) - русская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, созданная для ликвидирования кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда ОКБ-455. Может применяться с авиации, кораблей - ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade») и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight»). Для внедрения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок употребляется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

Унифицированная управляемая крылатая ракета Х-35 (3М24)

Средством поражения подвижного противокорабельного комплекса «Бал» является унифицированная управляемая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) Х-35 (3М24). Ракета была построена по обычной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Наружняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами различного поперечника. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается особая гондола, в фронтальной части которой находится воздухозаборник маршевого мотора. Также в состав ракеты Х-35 заходит твердотопливный стартовый ускоритель, имеющий цилиндрический корпус с раскладываемым Х-образным при старте оперением. Снутри цилиндрического корпуса стартового ускорителя расположен твердотопливный ракетный движок. Сама ПКР Х-35 имеет длину 3,85 м, при установленном стартовом ускорителе длина ракеты составляет 4,4 м. Наибольший поперечник корпуса составляет 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м, а стартовая масса - 600 кг. Ракета Х-35 имеет традиционную для противокорабельных ракет сборку: в головной части корпуса расположена аппаратура головки самонаведения, за ней расположена боевая часть. В средней части корпуса устроен изогнутый канал воздухопоглотителя, вокруг которого находится топливный бак. В хвостовой части корпуса ракеты размещен турбореактивный движок. Свободные объемы корпуса ракеты и нижняя гондола заполнены различной аппаратурой. При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вовне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета употребляет инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели врубается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), которая отвечает за поиск и попадание ракеты в цель. В ракете Х-35 употребляется активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Она позволяет создавать обнаружение, сопровождение цели, также конкретное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН размещается в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Она обеспечивает обзор по горизонту в секторе 90° (по 45° на право и на лево от продольной оси), в вертикальной плоскости: от -10° до +20°. 1-ая модификация ГСН АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км. За ГСН в корпусе ракеты Х-35 установлена проникающая боевая часть массой 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного деяния данная боевая часть обеспечивает надежное поражение боевых кораблей и судов водоизмещением до 5 тыс. т. Проникающее действие боевой части обеспечивается за счет наличия у нее крепкого корпуса со сравнимо толстыми стенами, который позволяет пробить борт корабля противника и произвести подрыв снутри его корпуса, тем нанеся очень вероятный поражающий эффект. В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 размещен турбореактивный двухконтурный движок ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Таковой движок запускается с помощью пиропатрона и в качестве горючего употребляет авиационный керосин. Движок позволяет ракете развивать наивысшую скорость до 280 м/с и с имеющимся припасом горючего лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Бал» ракета Х-35 оснащается твердотопливным ускорителем, с помощью которого покидает транспортно-пусковой контейнер. Пуск маршевого ТРДД делается после сброса ускорителя. ПКР Х-35 имеет систему управления, обеспечивающую самую большую продуктивность боевого внедрения, которая обеспечивается за счет того, что на маршевом участке полета, до выхода ракеты в район цели, ракета летит на высоте менее 10-15 м над аква поверхностью. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета понижается до 4 м. Сверхмалая высота полета в купе с малой действенной поверхности рассеивания самой ракеты существенно понижает возможность обнаружения ракеты, а в случае обнаружения, затрудняет ее сопровождение и перехват имеющимися у противника средствами ПВО. Боевая работа с внедрением ракет семейства Х-35 облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания выполняются в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит менее 1 минутки. Ракеты семейства Х-35, созданные для береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в герметичных ТПК.

Модернизированная ракета Х-35У (Х-35УЭ)

В подвижном береговом противокорабельном ракетном комплексе «Бал» сейчас может употребляться модернизированная ракета Х-35У с значительно усовершенствованными чертами. Ее система наведения дополнена системой сателлитной навигации. Активную радиолокационную головку АРГС-35 поменяли на активно-пассивную радиолокационную ГСН типа «Грань-К», по этому наибольшая дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность полета Х-35У увеличена до 260 км. На маршевом участке полета ракеты быть может до 4 пт поправки и смены маршрута, что еще более повысило способности ракеты по преодолению системы ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете островов, выступающих из воды остовов кораблей и т. п., атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной зоне. Стоит отметить, что советско-российская ПКР Х-35 в определенной мере похожа на некие забугорные разработки аналогичного предназначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была сотворена ракета, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнимо малых габаритов, также обустроены комбинированными системами наведения. Забугорные аналоги Х-35, такие как французская ПКР Exocet и южноамериканская Harpoon не один раз использовались в разных вооруженных конфликтах и проявили свои способности. Все же, практика указывает, что ракеты типа Х-35 являются очень действенным орудием и могут считаться одними из наилучших образцов собственного класса в мире. Тактико-технические свойства Х-35 (В скобках указаны свойства Х-35УЭ) Длина, м: - корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4 - самолётного базирования: 3,85 Размах крыла, м: (1,33) Поперечник ракеты, м: 0,42 Стартовая масса, кг: - корабельного/берегового базирования: 600 (670) - вертолётного базирования: 610 (650) - самолётного базирования: 520 (550) Движок: ТРДД Горючее: авиакеросин Система наведения: активная радиолокационная ГСН (БИНС + СН + АПРЛГСН) Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа Масса боевой части, кг: 145 Дальность запуска, км: до 130 (Х-35), до 260 (Х-35У). Высота полёта, м: - на маршевом участке: 10-15 - на конечном участке: 3-4 Скорость полёта: 0,8-0,85 М