Вернуться назад Распечатать

Баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87 «Skybolt» (США)

Работы по проектам «Bold Orion» и «High Virgo» показали техно реализуемость воздушного старта баллистических ракет с бомбардировщиков. Это позволило приступить к созданию ракетного комплекса с баллистической ракетой, размещаемой на стратегическом бомбовозе B-52. В январе 1959 года ВВС США утвердили Главные операционные требования к баллистической ракете класса «воздух-земля» большой дальности. В мае 1959 года ВВС заключили договор с головным создателем системы орудия WS-138A компанией «Douglas Aircraft». Субподрядчиками в разработке стали компании «Nortronics» - по системе управления, «Aerojet» - по двигательной установке и «General Electric» - по головной части. В феврале 1960 года в США была начата полномасштабная разработка баллистической ракеты, и она получила наименование GAM-87 «Skybolt». В 1960 году программка «Skybolt» попала в выборку более приоритетных разработок вместе с программками сотворения МБР наземного базирования, сверхзвукового бомбовоза B-70 Valkyrie и системы предупреждения о ракетном нападении. Ракета GAM-87 «Skybolt» была выполнена по двухступенчатой схеме. Её стартовый вес составил около 5 т, длина 11,66 м, поперечник миделя 0,89 м. При испытаниях была достигнута наибольшая дальность полета 1850 км. На ракете была установлена астроинерциальная система управления. В головной части располагался ядерный заряд W-59 мощью 1 Мт. Бомбовоз B-52H мог нести четыре ракеты - по две с каждой стороны фюзеляжа на 2-ух подкрыльевых пилонах. Для уменьшения аэродинамического сопротивления при нахождении ракеты на пилоне самолета она снабжалась хвостовым обтекателем. После сброса с самолета ракета свободно падала около 120 м, после этого отделялся хвостовой обтекатель и врубался движок первой ступени. Потом ракета обгоняла самолет и набирала высоту. Управление при полете первой ступени производилось аэродинамическими поверхностями, а на 2-ой ступени - поворотным соплом мотора. ВВС США планировали закупить 1000 ракет к 1967 г. Издержки на оснащение ракетами 22 эскадрилий бомбардировщиков B-52 должны были составить 2,5 миллиардов баксов. В качестве вероятного носителя ракеты GAM-87 «Skybolt» вместе с бомбовозом B-52 рассматривался разрабатывавшийся в США сверхзвуковой стратегический бомбовоз B-70 Valkyrie. Но ракета не помещалась в его бомбоотсеке. В связи с этим предлагалось расположить на бомбовозе B-70 Valkyrie одноступенчатый вариант ракеты. Проект размещения ракеты «Skybolt» на бомбовозе B-70 предстоящего развития не получил. В марте 1960 года правительство Англии, развивавшее личные стратегические ядерные силы, проявило энтузиазм к размещению ракеты GAM-87 «Skybolt» на собственных стратегических бомбовозах «Vulcan B.2». Вооружение бомбардировщиков «Vulcan B.2» баллистической ракетой GAM-87 «Skybolt» позволяло их сохранить в качестве действенного средства решения боевых задач в критериях возрастающих способностей ПВО СССР. Разрабатывавшаяся в это время Великобританией авиационная крылатая ракета «Blue Steel Mk.1» существенно уступала баллистической ракете GAM-87 «Skybolt» в дальности полета (320 км против 1850 км). Не считая того, она могла поступить на вооружение не ранее 1963-1964 гг. Разработка британской МБР наземного базирования «Blue Streak» затянулась, и расходы значительно возросли. Сравнимо малая территория Англии затрудняла размещение нужного числа шахтных пусковых установок МБР наземного базирования, и они были очень уязвимы. Англия решила оснастить бомбовозы «Vulcan B.2» ракетами «GAM-87 «Skybolt» и свернуть проект сотворения МБР «Blue Streak», также проект улучшенной авиационной крылатой ракеты «Blue Steel Mk.2». Президент США Эйзенхауэр заверил правительство Англии, что программка размещения ракет GAM-87 «Skybolt» на бомбовозах «Vulcan» будет реализована и для этого будет сформировано общее ведомство, координирующее работы. На встрече президента США Эйзенхауэра с премьер-министром Англии Г. Макмилланом, проходившей в мае 1960 года в Кэмп-Дэвиде, была достигнута договоренность о передаче Англии 144 ракет GAM-87 «Skybolt» в обмен на право использования базы Холи-Лох (Holy Loch), в Шотландии для базирования американских подводных лодок. Ядерный заряд для ракеты Англия подразумевала сделать своими силами. На бомбовозе «Vulcan B.2» на подкрыльевых пилонах могло быть расположено две ракеты, а на улучшенном бомбовозе - «Vulcan B.3» - 6 ракет GAM-87 «Skybolt». Вместе с бомбовозом «Vulcan B.2» в качестве носителя ракеты GAM-87 «Skybolt» также рассматривался модернизированный британский бомбовоз «Victor». Вариант бомбовоза «Victor B Mk.6» (H.P.114), созданный для вооружения ракетой GAM-87 «Skybolt», был должен иметь взлетную массу 109 т и фюзеляж увеличенных размеров. Самолет мог нести 2-4 ракеты GAM-87 «Skybolt» и находиться в воздухе до 14 часов. Изучался также вариант использования в качестве носителя ракеты GAM-87 «Skybolt» модернизированного британского пассажирского самолета «Виккерс VC-10», нареченного Poffler. Базисный вариант самолета-носителя мог нести 4 ракеты «Skybolt» на подкрыльевых пилонах. При установке доп пилонов число ракет увеличивалось до 8 ед. В январе 1961 года были проведены 1-ые бросковые тесты ракеты с бомбовоза В-52G. В Англии были начаты испытательные полеты бомбардировщиков «Vulcan B.2» с макетами ракеты, а потом и бросковые тесты макетов. Для вооружения ракетами GAM-87 «Skybolt» Англия модернизировала 28 бомбардировщиков «Vulcan B.2». В апреле 1962 г. в США начались летные тесты ракеты с пуском двигательной установки. Но 1-ые 5 пусков были плохими. 21 ноября 1962 года министр обороны США Р. Макнамара рекомендовал президенту США Д. Кеннеди закрыть программку. Кеннеди согласился с этим предложением. К этому времени вместе с бедами при испытаниях существенно выросли денежные издержки на реализацию программки. Не считая того, США уже не были настолько заинтересованы в этой новейшей системе, как сначала разработки. На вооружении стратегических наступательных сил США появились малоуязвимые баллистические ракеты подводных лодок «Поларис А-1», также МБР «Минитмен-1», размещавшиеся в защищенных подземных шахтных пусковых установках. 1-ый вполне удачный запуск ракеты GAM-87 «Skybolt» был осуществлен 19 декабря 1962 года, когда решение о закрытии программки уже было принято. Издержки на разработку ракеты составили 440 млн баксов. Всего было сделано наименее 100 ракет. Кеннеди предложил передать все материалы по программке «Skybolt» Англии за 100 млн баксов. Беря во внимание неудачную статистику испытаний, в Англии решили отрешиться от этой ракеты. Заместо материалов по программке «Skybolt» премьер-министр Гарольд Макмиллан и министр обороны Питер Торнейкрофт уверили Кеннеди реализовать Англии БРПЛ «Поларис А-3» и оборудование для их эксплуатации. Закупка БРПЛ проводилась в согласовании с контрактом, заключенным в 1963 году. Оставшиеся у США ракеты GAM-87 «Skybolt» отчасти использовались для разных испытаний, в том числе в процессе разработки авиационной ракеты «СРЭМ». Элементы пусковой установки, предназначенной для ракет GAM-87 «Skybolt», использовались в конструкции пусковой установки противорадиолокационных ракет «Шрайк», размещавшихся на бомбовозе «Vulcan B.2». Тактико-технические свойства GAM-87 «Skybolt» Стартовая масса, т 5,0 Наибольшая дальность стрельбы, км 1850 Длина ракеты, м 11,66 Размах стабилизаторов, м 1,68 Наибольший поперечник корпуса, м 0,89 Тип горючего - жесткое Тип системы управления - инерциальная Число маршевых ступеней 2 Тип боевого оснащения, (мощность) - моноблочное, RE179 (1,2 Мт) Размещение на самолете - на наружной подвеске Число ракет на самолете: - «Вулкан B.2» - 2 - «Вулкан B.3» - 6 - «Виктор B Mk.6» - 2-4 - «Виккерс VC-10 «Поффлер» - 4-8 Метод старта - сброс с подвески создатель статьи: Кардашев М.А. первоисточник: Стратегическое орудие грядущего