
На рубеже 90-х гг. МКБ «Радуга» для подмены не так давно принятых на вооружение Далекой Авиации Х-55 начало создание новых стратегических крылатых ракет. Они предназначались для поражения особо принципиальных защищённых ПВО и высокоживучих целей ядерными либо обыкновенными БЧ. Носителями должны были стать самолёты Ту-95МС и Ту-160, также проектируемый стратегический бомбовоз V поколения Б-90. Головной организацией, ответственной за комплекс в целом, обычно стал их создатель ММЗ «Опыт» им. Туполева. Новенькая крылатая ракета получила обозначение Х-101 в обыкновенном и Х-102 в ядерном вариантах.
Накопив опыт сотворения автокорреляционных систем самонаведения, работавших по рельефу местности и цифровым изображениям «опорных районов навигации» и самой цели, было решено установить обе эти системы, разделив их зоны ответственности - на маршруте основной была 1-ая, 2-ая подстраховывала, у цели напротив. Система экстремальной навигации по рельефу была развитием применённой на Х-55, а оптическую унифицировали с успешной ТВ ГСН «Крым» корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр, которая «запоминала» не образ объекта атаки, а его положение в кадре. Она попадала в заданную точку на цели с отклонением до 10 м, если даже ¾ кадра закрывал дым либо туман.
Для увеличения дальности пришлось прирастить припас горючего и удлинить для этого корпус, также сделать его несущим, изменив обводы. Повышение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, отдало свою надбавку скорости и дальности. В конце концов, на новейшую ракету поставили улучшенный двухконтурный турбореактивный движок РД95ТМ-300. Его установка, также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла перераблотали. Сейчас оно не убиралось вовнутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него. Изменение формы планера, расширение внедрения композитов и особых покрытий позволило значительно уменьшить эффективную площадь рассеивания и ещё более затруднить обнаружение ракеты локатором, в особенности, на максимально малых высотах - таковой режим атаки цели остался главным.

После распада СССР и обвала оборонзаказа работы по новым крылатым ракетам в Рф были прерваны, но уже в 1995 г. проектирование АКР Х-101/102 было возобновлено, и, невзирая на все трудности того периода, в октябре 1999 г. состоялся 1-ый запуск опытнейшего изделия с борта специально переоборудованного самолёта Ту-95МС, борт 317. Длина новейшей ракеты была 7,45 м, а отсек вооружения бомбовоза был рассчитан на Х-55, габарит которой был 5,88 м. Поэтому пришлось возвратиться к наружной подвеске - под крыло смонтировали четыре балочных держателя на две ракеты каждый. Тесты проявили рост аэродинамического сопротивления, но с учётом практически двойного роста дальности полёта ракеты боевой радиус системы вырос, к тому же модернизированный Ту-95МСМ сейчас нёс восемь ракет против 6 в предыдущем варианте. Возможность использования всех вариантов АКР Х-55 была сохранена. Отсеки вооружения Ту-160 разрешали такие ракеты располагать без переделок, и на модернизированных Ту-160М появилась только возможность установки новых многопозиционных катапультных устройств и новое программное обеспечение системы управления вооружением.
Хотя тесты новых ракет и их носителей шли не просто, были проблемы с кадрами и средствами на проект на предприятиях-участниках, уже сначала 2000-х гг. бывалые самолёты с ракетами Х-101 в первый раз были привлечены к войсковым учениям частей Далекой Авиации Рф. К началу 2010-х гг. началась подготовка серийного производства ракет в обеих модификациях на серийном заводе в г. Дубна и пошла доработка носителей на ремзаводах МО РФ, а в 2013 г. комплекс был принят на вооружение, и началась его строевая эксплуатация. Возникновение у Рф новых стратегических крылатых ракет Х-101/102 и их носителей Ту-95МСМ и Ту-160М совсем лишило ВВС США приемущества в этой области - из-за низких ТТХ и богатства изъянов янки пришлось снять с вооружения ракеты аналогичного класса AGM-129A и продолжить эксплуатацию устаревших AGM-86 ALCM выпуска 80-х гг. прошедшего века, нет у них и самолёта, сопоставимого с Ту-160.
Меж тем, высочайшие боевые свойства, точность и продуктивность ракет Х-101 с неядерными БЧ подтвердили боевые деяния в Сирии. По требованию правительства этой страны в рамках оказания помощи в борьбе с террористическими группировками 17 октября 2015 г. 1-ый удар такими ракетами нанесли самолёты Ту-160М ВКС РФ, а с 5 июля 2017 г. к их боевому применению подключились и турбовинтовые Ту-95МСМ. Их четкие и массивные удары сорвали планы интернациональных террористов по организации «Исламского государства».
Тактико-технические данные крылатой ракеты Х-102
Система наведения - автокорреляционная по рельефу и оптическая
Движок - ТРДД РД95ТМ-300
БЧ - термоядерная, масса 400 кг
Дальность - 3000/5500 км
Скорость - 685–720/900-970 км/ч
Высота полёта - 30–70/10000 м
Масса стартовая - 2400 кг
Масса горючего - 1250 кг
Длина - 7,45 м
Ширина корпуса - 0,742 м
Размах крыла - 3,0 м
ЭПР - 0,01 м2.