Вернуться назад Распечатать

Авиационный противокорабельный самолёт-снаряд КС-1 «Комета» (СССР)

История первой принятой на вооружение российскей ракеты «Комета» началась летом 1946 г. На кафедре радиолокации Военной академии войск связи в г. Ленинград (на данный момент Санкт-Петербург) удачно прошла защита дипломного проекта - разработки комплекса вооружения из самолета-носителя и запускаемого с него самолета-снаряда. Система наведения радиокомандная с полуактивным радиолокационным самонаведением. Создателем дипломного проекта был Сергей Берия. Да, Серго Берия - отпрыск того самого Лаврентия Павловича. Естественно, проект был выполнен на базе трофейных германских разработок, но Сергей Лаврентьевич представлял собой редчайшее исключение из плеяды отпрыской, дочерей и зятьев больших русских и партийных деятелей, занимавших высочайшие посты только благодаря схожем связям. С 1945 г. по март 1953 г. Л. П. Берия, прошлый управляющий госбезопасности, курировал только разведку. Его главным полем деятельности в период после войны стало создание ракетно-ядерного щита СССР. О западных работах над ядерной бомбой Берия доложил Сталину еще в марте 1942 г. и с самого начала русского атомного проекта управлял делами, связанными с ядерным орудием, как глава Первого Головного управления при Совете министров СССР. Управление разработками носителей для нового орудия также было сосредоточено в его руках. По инициативе Л. П. Берия 8 сентября 1947 г. было принято постановление Совмина № 3140-1028, которым предполагалось создание противокорабельных самолетов-снарядов «Комета» с дальностью стрельбы 100 км. Через некоторое количество дней после выхода постановления специально для работы над управляемыми ракетами сформировали Особое бюро № 1 (СБ-1), подчиненное Третьему Главному управлению (ТГУ) при Совете Министров СССР. ТГУ, как и ПГУ, управлял Л. П. Берия. Директором СК-1 (позднее КБ-1) назначили П. Н. Куксенко, а основным инженером стал Сергей Берия. В работе над комплексом «Комета» не система управления создавалась под ракету, а напротив, подбирались варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления. Соответственно, СБ-1 было головной организацией, проектировавшей комплекс «Комета». Потом постановлением Совмина от 1 сентября 1951 г. заводу № 1 было доверено массовое создание ракеты «Комета» и выполнение ряда работ по опытнейшей теме. С самолетом-носителем было все ясно - четырехмоторный бомбовоз Ту-4. А вот при разработке самолета-снаряда просматривали много вариантов. Так, постановлением Совмина от 8 сентября 1948 г. предусматривалось создание самолета-снаряда «Комета» на базе ракет 10Х и 14Х. На опытнейшем варианте «Кометы-3» 14Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий движок Д-6. В первом полугодии 1948 г. в КБ завода № 51 готовился 2-ой выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но окончить его не успели: управление СБ-1 решило отрешиться от внедрения на «Комете» пульсирующего мотора, который не сумел обеспечить ракете нужную скорость. Проектирование планера «Кометы» было доверено ОКБ-155 МОП, которым управлял А. И. Микоян. Конкретно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич. 3 ноября 1949 г. ОКБ-155 предъявило собственный эскизный проект самолета-снаряда «Комета», походившего на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Главным различием самолета-снаряда от истребителя, как уже говорилось, было крыло уменьшенной площади с очень огромным для тех пор углом стреловидности - 57,5°, также фюзеляж, в каком меж воздушными каналами на месте кабины летчика располагались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть весом около 3 т. Боевая часть устанавливалась по вертикальным направляющим через большой лючок в высшей части фюзеляжа. За ней размещался суженный в нижней части топливный бак на 330 л керосина. Дальше воздушные каналы объединялись перед движком РД-500К, это был вариант РД-500 с нерегулируемой тягой и маленьким ресурсом в 10 ч., в т.ч. 30 мин. на наибольшей тяге. При запуске с высоты 4000 м припас горючего в 210 л обеспечивал крылатой ракете дальность полета 190 км, что изрядно превышало заданную. Крыло было выполнено по двухлонжеронной схеме. Рули высоты и направления, также элероны были подобны установленным на МиГ-15. Набор бортовой радиоэлектронной аппаратуры К-1 включал расположенные в обтекателе на законцовке киля антенные устройства для приема сигналов самолетной РЛС на шаге наведения по лучу и полуактивную головку самонаведения, размещенную под обтекателем над воздузозаборником. Для ускорения работ по «Комете» четыре опытнейших экземпляра сделали пилотируемыми. Полетный вес пилотируемых самолетов-снарядов колебался от 2453 до 2550 кг. Вес пустого - 2068 кг, нужная нагрузка составляла 385 кг, а припас горючего - 284 л. Наибольшая скорость на высоте 3 км - около 1060 км/час, посадочная скорость 270-290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные движки РД-500К тягой 1500 кг. Серийные снаряды КС-1 имели стартовый вес 2760 кг, вес пустого снаряда 1651 кг. Длина ракеты 8,3 м, наибольший поперечник корпуса 1,2 м, размах крыла 4,7 м. 4 января 1952 г. 1-ый полет на опытнейшей «Комете» выполнил летчик-испытатель Амет-хан Султан. Только после проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 г. были начаты беспилотные запуски. «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., но в серию пошла еще в 1952 г. В то время на Корейском полуострове полыхала война, стремительно переросшая из штатской в полномасштабное столкновение идеологически непримиримых систем: социалистической Северной Корее (КНДР) всемерную поддержку техникой и войсками оказывали СССР и Китай, буржуазной Южной Корее - США и их союзники. На заседании Политбюро ЦК КПСС (в Русском Союзе этот орган центрального комитета коммунистической партии был выше Совета министров и парламента - Верховного совета) рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, зачем предполагалось использовать два полка Ту-4. На техническом уровне это было выполнимо, но предложение отклонили, так как существовал риск перевоплощения локальной войны в мировую. Два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбовоза Ту-4К, снаряженного бортовой РЛС К-1М «Кобальт-М» (южноамериканская AN/APQ-13, переработанная в столичном НИИ-17 и серийно производившаяся Ленинградским электромеханическим заводом). РЛС К-1М, работая в 3-сантиметровом спектре в режиме радиального обзора, обнаруживала корабль-цель. После чего оператор направлял на цель узенький луч от К-1М, снутри которого и должна была лететь ракета. Запуск КС-1 выполнялся с самолета Ту-4, летевшего на высоте 3-4 км со скоростью менее 360 км/час. Перед отделением от самолета выполнялся пуск мотора ракеты, но ее просадка в воздухе после отделения от самолета достигала 600-800 м. Это создавало трудности с вводом ракеты в узенький луч равносигнальной зоны самолетной РЛС К-1М.