Вернуться назад Распечатать

Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

Ракета Х-15 считается русским ответом на южноамериканскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбовозы В-52. Ракета Х-15 («Изделие 115») и ее модификации имеют аэробаллистическую линию движения полета, другими словами ракета совершает маленький прыжок за границы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без корректировки. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (главный конструктор И. С. Селезнев). На вооружение она поступила в 1980 г. Длина ракеты около 4,8 м. Наибольший поперечник фюзеляжа 0,455 м. Размах оперения 0,92 м. Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть особая. Вес ее по различным данным от 150 кг до 250 кг, а мощность заряда до 350 кт. Твердотопливный движок РДТТ-160 позволяет развивать скорость до 5М. Общее управление работами производилось конкретно основным конструктором И. С. Селезневым, сменившим в этой должности А. Я. Березняка, скончавшегося в 1974 г. Бывалые эталоны X-15 были сделаны НПО «Радуга» в 1978 г. В процессе работ требование по дальности было скорректировано до 300 км (все таки несколько больше, чем 220 км у SRAM) с тем, чтоб атака могла производиться за пределами досягаемости ЗРК зональной и объектовой ПВО. Х-15 имеет бескрылую схему с управляемым консольным оперением и несущим корпусом (как шутят спецы: «при таких скоростях полетел бы и кирпич»). Корпус делится на отсеки: приборный, грузовой с боевой частью, отсек мотора и приводов управления. Основной неувязкой стал выбор конструкционных материалов, применимых при близких к гиперзвуковым режимах полета с колоссальными аэродинамическими и термическими нагрузками - на теоретическом уровне температура торможения в полете на высоте с М-5 превосходит 1000°С. Конструкция выполнена в большей степени из титана, сохраняющего механическую крепкость при больших температурах. В отличие от прошлых ракет, носовая часть Х-15 имела не остроконечную, а округленную форму - на острие конуса «садится» аэродинамический скачок, грозя перегревом и прогаром. Настолько же радиусными производились фронтальные кромки рулей. Особенностью конструкции Х-15 являлось практическое отсутствие люков - монтажных и эксплуатационных, через зазоры в каких узлы ракеты могли бы подвергаться воздействию термических потоков. Самолеты-носители ракеты Х-15: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. 6 ракет Х-15 помещаются на роторной установке. Запуск ракет может делается при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км. На базе ракеты Х-15 посреди 1980-х гг. МКБ «Радуга» сделало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15 противокорабельная система вооружена радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С также делается по принципу «выстрелил и забыл», но при всем этом перед запуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно четкие данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории перемещения Х-15С управление делается инерциальной системой наведения, а на конечном участке врубается активная радиолокационная головка самонаведения. Главные тактико-технические свойства ракеты Х-15С совпадают с чертами Х-15. Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность запуска ракеты Х-15С до цели типа крейсер - 150 км, до цели типа эсминец - 100 км, до цели типа катер - 60 км. Ракета Х-15С запускается как с роторных установок, так и с балочных установок. Носителями Х-15С могут быть воздушные суда Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ. Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами далекой авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была сотворена противорадиолокационная ракета Х-15П. На исходном шаге линии движения ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном врубается пассивная радиолокационная головка самонаведения. Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Другие тактико-технические свойства совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П также делается с пусковых устройств. Носителями Х-15П могут быть бомбовозы Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Управление ракетой производилось отклонением цельноповоротных рулей, снаряженных электромеханическими приводами. Два нижних руля, прозванных «ластами», при совместном отклонении управляли ракетой по каналу тангажа, при дифференциальном - по наклону. Они же парировали кренящий момент при отклонении верхнего руля для корректировки курса. Новаторством стал твердотопливный движок уникальной конструкции, в первый раз в СССР использованный на ракете такового класса. РДТТ-160 имеет двухкамерную конструкцию, соединяя в одном корпусе две ступени - стартовую и маршевую, разбитые перегородкой и включающиеся поочередно своими системами зажигания. В движке употребляется смесевое горючее, сочетающее горючее высочайшей калорийности и окислитель, выделяющий нужный для горения кислород. Горючее отливалось конкретно в корпус мотора с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения, повышающим площадь газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сжигания и тягу. В согласовании с предназначением ракеты предусматривалось ее оснащение только специальной БЧ с термоядерным зарядом (учебные ракеты имели имитатор спец-БЧ и фугасный заряд маленький мощи, позволяющий держать под контролем попадание).