
Предстоящим развитием противокорабельной «Кометы» стала ракета КСР, работы над которой были начаты по постановлению Совмина № 1781 от 2 апреля 1956 г. Ракета проектировалась филиалом ОКБ-155 (ОКБ-155-2) в Дубне. Приоритетной целью конструкторов стала замена воздушно-реактивного мотора на жидкостно-реактивный. У ЖРД принципно не могло быть отказов при запуске на огромных высотах. А основное, ЖРД был в три раза дешевле РД-500К, цена которого составляла около 33% от цены ракеты КС-1.
Крылатая ракета КСР предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением более 10 тыс. тонн, также жд мостов, плотин и других объектов. Из-за выросшей в два раза дальности стрельбы и «прожорливости» ЖРД по сопоставлению с воздушно-реактивным движком новенькая ракета КСР вышла 1,5 раза тяжелее, чем КС-1. Но применение ЖРД позволило уменьшить поперечник фюзеляжа и размах крыла ракеты. Кстати, крыло на ракете КСР было изготовлено складывающимся.
С 1 июня по 15 ноября 1958 г. состоялись совместные летные тесты КСР. В процессе этих испытаний с бомбовоза Ту-16КСР запустили 11 самолетов-снарядов на дальность до 100 км. 6 снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам «Джапаридзе» и «Чкалов»), другие - по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено четыре прямых попадания, один промах и один запуск не зачтен из-за отказа станции наведения.
Пуск жидкостного реактивного мотора С2.721В происходил безотказно в момент отцепки снаряда на всех высотах запуска с 4 до 10 км и скорости носителя 400-500 км/час. Движок имел два режима работы: 1-ый с тягой 1200-1220 кг и 2-ой с тягой 700-680 кг в полном согласовании с тактико-техническими требованиями заказчика. Тесты проявили, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивала при работе по наземной цели на высоте 4-10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км.
При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение находится в зависимости от многих причин, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР около 5 км дальность обнаружения танкеров «Джапаридзе» и «Чкалов» составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км. Предельной по припасу горючего дальностью ракеты можно считать 200 км. Конкретно на такое расстояние улетела одна из ракет, у которой отказала аппаратура самонаведения. Все же, было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло особое постановление Совмина № 998-435 от 22 августа 1959 г.
В ОКБ-286 для ракет была разработана улучшенная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров - поперечник радиопрозрачного обтекателя возрос практически до миделя ракеты. Вместе с перекомпоновкой носовой части ракеты поменялось и хвостовое оперение - стабилизатор переместили с киля на фюзеляж. В 1960 г. после введения радиолокационной ГСН ракета КСР получила обозначение КСР-2.
создатель статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнальчик «Оружие» 2017 г. №09