Вернуться назад Распечатать

Неуправляемая авиационная ракета BOAR (США)

Неуправляемая авиационная ракета BOAR (Bureau of Ordnance Atomic Rocket)  в техническом плане представляла собой тактическую атомную бомбу Mk.7 с твердотопливным ракетным ускорителем. Необходимость в ней было вызвано тем, что в первой половине 1950-х гг. главную ударную силу американских авианосцев составляли поршневые штурмовики AD «Скайрейдер». Маленькая скорость поршневых машин не позволяла им создавать бомбометание с кабрирования, подобно истребителям-бомбардировщикам ВВС F-84 и F-86. А обычная неуправляемая ракета с атомной боевой частью дозволила бы лёгким палубным самолётам наносить ядерные удары с горизонтального полёта но малых высотах, не входя в сферу поражения атомного взрыва и в зону ближней ПВО противника. Такая ракета рассматривалось как временное решение проблемы до поступления но вооружение лёгкого реактивного штурмовика A4D «Скайхок», специально проектировавшегося компанией «Дуглас» кок носитель тактической атомной бомбы Mk.7.

В феврале 1951 г Комиссия по атомной энергии и командование военно-морским флотом США назначили головным создателем ракеты Научно-исследовательский артиллерийский центр (Bureau of Ordnance), отсюда её наименование - BOAR. За поставку ядерного заряда типа Mk.7 либо Mk.12 отвечало Лос-Аламосская лаборатория, за разработку корпуса и хвостового оперения - фирмо «Дуглас», создатель «Скайрейдера», «Скайхока» и корпуса Mk.7. В процессе проектирования рассматривались четыре варианта ракеты BOAR: сверхзвуковая с ГЧ W-12, дозвуковая с W-12, сверхзвуковая с W-7 и дозвуковая с W-7 Летом 1952 г. для предстоящей разработки был принят последний вариант, которому присвоили официальное наименование 30,5-дюймовая ракета Mk.1 Mod.0.

В 1953 г. авиационной ракетой с атомной боевой частью заинтересовалось командование ПВО (Air Defence Command). Это орудие (как тогда казалось) могло быть достаточно действенным против бомбардировщиков противника, зачем требовалось только доработать систему подрыва для работы но огромных высотах (автоматика бомб Mk.7 и Mk.12 работала но высотах менее 4600 м). Потом ракету BOAR посчитали очень тяжеленной для орудия класса «воздух-воздух», но командование ПВО не отказалось от идеи уничтожать воздушного противника ядерными взрывами над собственной территорией. Ядерными боевыми частями комплектовались ракеты AIR-2 «Джини» и AIM-26A «Фалкон». 1-ые ракеты BOAR Mk.1 Mod.0 поступили но вооружение палубной авиации в 1956 г. Сборка велась но заводе компании Сенчури Инжиниринг в Санто-Анне, Калифорния. Всего сделано около 225 ракет.

Корпус ракеты имел поперечник 775 мм и длину 4650 мм, при этом 1-ые 2600 мм были такими же, кок у бомбы Mk.7. Хвостовое оперение состояло из 4 плоскостей, выполненных по новейшей тогда технологии из сотовых панелей. При подвеске под самолёт нижние две плоскости сдвигались электромоторам в положение, близкое к горизонтальному. Внутренняя сборка ракеты отличалось от Mk.7 из-за наличия мотора и другого состава системы подрыва. В носовой части перед ядерным зарядом заместо радиовысотомеров устанавливались четыре ударных взрывателя и механизм автоматической установки уранового ядро, сзади заряда - блоки автоматики подрыва и таймеры. 92-линзовый имплозивный заряд W-7 имел тротиловый эквивалент от 10 до 70 кт. Полная масса ракеты BOAR составляло 1225 кг (у бомбы Mk.7 - 750-770 кг).

Больше половины длины корпуса занимал твердотопливный движок (РДТТ), специально разработанный для ракеты BOAR. Движок запускался через 0,5 с после сброса и развивал тягу 6800 кгс в течение 3 с. В конце активного участка линии движения ракета развивала скорость 215 м/с. Дальность полёта было относительно маленький - от 9 до 12 км, но достаточной для обозначенных выше целей. Система подрыва ядерного заряда, в отличие от бомбы Mk.7, не имела радиовысотомера, никчемного при пологой линии движения ракеты. Взрыв происходил по сигналу от таймера либо ударного взрывателя. В автоматике подрыва предусматривались четыре режима боты: - полёт по линии движения свободно-падающей бомбы, наземный взрыв от ударного взрывателя; - полёт с включением РДТТ, наземный взрыв от ударного взрывателя; - полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент сброса ракеты; - полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент включения системы LABS и начало манёвра кабрирования. В последних 2-ух режимах ударные взрыватели служили резервом но случай отказа автоматики подрыва.

Ракету BOAR могли нести все самолёты палубной авиации и истребители-бомбардировщики ВВС F-84E, но главным её носителем был палубный штурмовик Дуглас AD «Скайрейдер». Допускалась высота полёта до 10700 м, при всем этом в корпусе ядерного заряда с помощью электрокомпрессора поддерживалось давление, соответственное высоте 4600 м. Предполагалось, что ракеты BOAR будут оставаться но вооружении недолго, до поступления реактивных штурмовиков A4D «Скайхок» с системой LABS, оптимизированного для бомбы Mk.7. Но поршневые «Скайрейдеры» летали ещё длительно, до 1966 г., и даже успели принять роль во Вьетнамской войне. Соответственно, и ракеты BOAR считались на вооружении до 1963 г.