
Как понятно, 1-ые эталоны ядерных зарядов представляли из себя сферу поперечником чуток больше 1,5 м. Таким был заряд бомбы «Толстяк», сброшенный янки на Хиросиму 6 августа 1945 г. Аналогичной была и 1-ая русская бомба РДС-1, испытанная 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне в Казахстане. Понятно, что атомные бомбы выходили тогда массивными и томными, что категорически не устраивало военных. Уменьшить габариты ядерных боеприпасов добивались все рода войск, но в особенности напористым было командование Военно-морского флота. В декабре 1949 г. там даже сформировали новый 6-й отдел (начальник - капитан 1 ранга П.Ф. Фомин), призванный решать вопросы ядерного вооружения флота. Конкретно в нем определили понятные технические требования к первому в Русском Союзе компактному ядерному боеприпасу для флота: калибр не должен превосходить стандартный калибр торпеды - 533 мм.
Создателем назначали КБ-11 Министерства среднего машиностроения (МСМ) СССР. Основным конструктором заряда являлся академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс «РДС-9». Конструкция ядерной боевой части (ЯБЧ) с индексом 19Т и ее приборы создавались в Столичном филиале №1 КБ-11 (ВНИИА) под управлением головного конструктора, члена-корреспондента АН СССР Н.Л, Духова. Разработку торпеды для ядерного заряда поручили ЦНИИ «Гидро-прибор" (директор - A.M. Борушко), а основным конструктором торпеды, обозначенной «Т-5», стал Г.И. Портнов. В течение года заряд для торпеды был сотворен. Его 1-ое испытание провели 19 октября 1954 г на Семипалатинском полигоне, правда, безуспешно: произошел так именуемый «хлопок». Обыденное взрывчатое вещество взорвалось, но выделение ядерной энергии оказалось жалким. Это была 1-ая беда при испытании русского ядерного орудия. К тому времени управляющий русской ядерной программки всевластный Лаврентий Павлович Берия был уже расстрелян, по другому последствия для участников работ могли очутиться очень грустными. После доработки заряд еще три раза испытали на земле, доказав его способность к работе.
На выставке «70 лет атомной отрасли», прошедшей в МВО «Манеж» в августе 2015 г., демонстрировался макет первого ядерного боевого зарядного отделения (530) для торпеды. Снаружи он не много отличался от зарядных отделений обыденных торпед, только носовую часть закрывал красноватый колпак. Может быть, он прикрывал какие-то сенсоры системы подрыва. Вообщем системы подрыва являются скрытыми, но в нашем случае выбор для них оказался невелик. Торпеда прямоходящая, потому для подрыва заряда наверное использовались ударный и неконтактный взрыватели от обыденных торпед. Они срабатывали при попадании (либо близком проходе) в цель. Возможно, заряд был дополнен удаленным взрывателем, который срабатывал после прохождения торпедой заблаговременно данной дистанции, Потому что ядерное орудие - дело суровое, то можно представить, что был сотворен новый исполнительно-предохранительный механизм для неопасной эксплуатации заряда. Нужной являлась система терморегулирования для делящегося материала. Через пару дней на выставке показали еще два эталона ядерных БЗО для торпед!
2-ой эталон характеризовался только наличием бело-красной полосы на корпусе, а 3-ий уже значительно отличался от прошлых. Во-1-х, он имел другое конструктивное членение. Не считая того, в его корпусе выполнены 5 отверстий. Может быть, они были связаны с системой подрыва, но вероятнее всего, через них поступала вода, которая активизировала электронную батарею. Сами заряды никак не связаны с торпедой. Другими словами, никакие сигналы с заряда на торпеду (и в оборотном направлении) не передавались и не принимались. В этом можно убедиться, взглянув на кормовую часть заряда: какие-либо электронные связи там отсутствуют.
13 апреля 1955 г Совет Министров СССР принял постановление о подготовке к проведению первого тесты ядерного зарядного устройства на Новейшей Земле. Ответственность за подготовку к испытаниям возложили на Адмирала Флота Русского Союза Н.Г. Кузнецова и контр-адмирала П.Ф, Фомина. Окончательное постановление о проведении первого тесты на Новейшей Земле приняли 25 августа 1955 г. Целями тесты стала проверка ядерного заряда к торпеде калибром 533 мм, оценка воздействия подводного ядерного взрыва на корабли и получение экспериментальных данных для разработки теории подводного ядерного взрыва. Задачка личного состава полигона состояла в регистрации характеристик ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники, К 1 сентября 1955 г полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.

Военно-морскую технику на испытаниях представляли корабли 241-й бригады опытовых кораблей (командир - капитан 1 ранга П.А, Бер-дяшкин) в составе дивизионов эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок. Корабли с измерительной аппаратурой, также особые приборные стенды были расставлены на акватории губки Темной на бочках и штатных якорях в согласовании с утвержденной схемой. Их установкой правили контр-адмирал П.Ф. Фомин, также академики М.А,Садовский и Н,Н.Семенов. На боевых постах кораблей расположили опытовых животных, расставили бачки с едой и водой. Во всех отсеках кораблей выставили припасы автономного продпайка, питьевой воды, ящики с консервами, что требовалось для следующего определения степени их инфецирования. Не считая кораблей на акватории установили боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля и другие объекты. На прибрежной полосе губки Темной построили причальные стены, батопорт, гидроаэродром, береговые батареи. Общее управление испытаниями кораблей производил адмирал С.Г Горшков.
Боевую часть торпеды готовили к испытаниям в Рогачеве под управлением Е.А. Негина и ГП. Ломинского, Потом торпеду с ядерной боевой частью погрузили на тральщик, доставили в губу Черную и подвесили под днищем тральщика на тросе длиной 12 м, что приблизительно соответствовало глубине хода торпеды. На мачте тральщика смонтировали антенну системы радиоподрыва ядерного заряда. Ход испытаний и их результаты фиксировались с 10-ов измерительных пт, размещенных на берегу, кораблях ВМС и 2-ух воздушных судах. В 10.00,21 сентября 1955 г при помощи системы телеуправления "Мрамор» был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен 1-ый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 (СТ. Мощность маленькая. По-видимому, еще оставались резервы для форсирования заряда, что и подтвердили последующие работы.
Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих причин подводного взрыва и выбора хороших критерий взрыва при атаке кораблей противника. Самые большие повреждения получила подводная лодка-мишень, расположенная в 500 м от эпицентра. После положительных испытаний заряда сроки сотворения нового орудия определяла сама торпеда. Она имела калибр 533 мм, массу 2200 кг, длину 7,92 м, скорость 40 уз, дальность хода 10 км, инерциальную систему управления и парогазовый движок. Окислителем служил водянистый кислород, что позволило прирастить дальность хода торпеды и понизить заметность выхлопных газов. Торпеда создавалась на базе имеющихся торпед 53-38,53-51.
Ходовые тесты торпеды Т-5 проходили в акватории озера Иссык-Куль, а муниципальные тесты производились в два шага: на Ладожском озере (отработка системы управления и ходовой части) и на Новейшей Земле (тесты в полной комплектации). Программкой испытаний на Новейшей Земле предусматривались три пристрелочных выстрела: два - без аппаратуры ЯБЧ и один - с боевой частью в контрольной комплектации без делящихся материалов. После чего разрешалась стрельба штатной торпедой с атомным БЗО, Председателем комиссии на этом шаге испытаний являлся заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Н.Е. Басовитый,
Стрельба боевой торпедой была выполнена 10 октября 1957 г Особенность этого опыта состояла в том, что он не только лишь совмещался с муниципальными испытаниями торпеды Т-5, да и проводился в критериях боевой оперативной обстановки - нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе. Стрельба выполнялась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 из состава 73-го отдельного дивизиона подводных лодок Северного флота с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2-го ранга ГВ. Лазарев. После выхода торпеды лодка должна была полным ходом удаляться под водой из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию, заглубилась и взорвалась на данной глубине 35 м с отклонением от точки прицеливания 130 м. Стрельбу оценили на «отлично», а командира одарили орденом Ленина.
Мощность взрыва торпеды с доделанной ядерной боевой частью 19Т составила 10 кг (практически в 3 раза больше, чем в первом испытании), Сначала 1958 г. 1-ая ядерная торпеда Т-5. получившая индекс «53-58», была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. эти торпеды начали поступать на флот. По результатам испытаний разработали новые требования к проектированию кораблей ВМФ с учетом внедрения противником ядерного орудия. Посреди них - удаление открытых боевых постов, уменьшение размеров надстроек, ликвидация иллюминаторов, увеличение ударостойкости оборудования и т.д. Таким образом, решение сложнейшей задачки по разработке и оснащению флота торпедным орудием с ЯБЧ было удачно завершено, В США противолодочную торпеду Мк45 «Astor» с ЯБЧ приняли на вооружение только в 1963 г Торпеда Т-5 состояла на вооружении нашего флота до начала 1980-х гг, после этого равномерно уступала место управляемым либо самонаводящимся торпедам.
Главные свойства торпед Т-5:
Калибр – 533 мм;
Масса торпеды – 2200 кг;
Длина торпеды – 792 см;
Тип энергетики – парогазовая;
Ядерный заряд – атомный;
Носитель торпеды – ПЛ всех проектов;