Вернуться назад Распечатать

Баллистическая ракета 4К75 Р-29 (СССР)

БРПЛ Р-29 (индекс УРАВ ВМФ - 4К75, код СНВ - РСМ-40) - жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета, созданная для размещения на подводных лодках проекта 667Б в составе ракетного комплекса Д-9. Предэскизное проектирование ракеты Р-29 началось в СКБ-385 в июле 1963 года. Работы велись в рамках конкурсной программки по решению Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. Было предложено два варианта: ракета УР-100 в морском варианте от ОКБ-52 и спец компактная двухступенчатая морская баллистическая ракета комплекса Д-9 для вооружения подводных лодок. Ракета Р-29 разрабатывалась с трехкратным повышением дальности и полуторакратным повышением забрасываемого веса по сопоставлению с ракетой Р-27. Морской вариант ракеты УР-100 - УР-100МР за счет перекомпоновки ступеней был должен иметь наименьшие габариты по сопоставлению с базисной ракетой. По точности, забрасываемой массе и дальности стрельбы конкурирующие ракеты были примерно равны. В 1964 году было проведено заседание Совета обороны под председательством Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Невзирая на увлекательное предложение и броский доклад В.Н. Челомея, предпочтение было отдано разработке СКБ-385. После чего конкурса ОКБ-52 больше не делало предложений по баллистическим ракетам морского базирования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 808-33сс о начале работ по ракете Р-29 вышло 22 сентября 1964 года. Головным создателем ракеты и комплекса было назначено СКБ-385, главный конструктор В. П. Макеев. Создателем движков 1-й и 2-й ступеней было назначено ОКБ-2, главный конструктор А. М. Исаев. Ракета Р-29 была выполнена по двухступенчатой схеме с отделяемой моноблочной головной частью. Моноблочная головная часть с ядерным зарядом мощью 1 мегатонна имела форму конуса со сферическим затуплением впереди. Она располагалась в баке горючего 2-й ступени и устанавливалась в «перевернутом» относительно направления полета положении. Сфероконический приборный отсек с аппаратурой управления располагался в объеме, образованном головным обтекателем и задней частью боеголовки. Разделение ступеней производилось при помощи детонирующих удлиненных зарядов и энергии газов наддува баков. Для получения нужной точности стрельбы в первый раз для баллистической ракеты в СССР была использована система азимутальной астрокоррекции (корректировка плоскости полета по звездным ориентирам). Также в первый раз была использована бортовая цифровая вычислительная машина. В качестве кандидатуры рассматривался также вариант радиокоррекции с земли при стрельбе около собственных берегов. В первый раз были использованы и средства преодоления системы противоракетной обороны. Были разработаны легкие неверные цели с действенной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответственной ЭПР головной части. В сложенном состоянии они располагались в баке горючего 2-й ступени в особых цилиндрических контейнерах. Выброс неверных целей осуществлялся при отделении головной части. 1-ый шаг испытаний частей комплекса Д-9 начался на Черном море запусками полномасштабных макетов ракет с движками 1-й ступени с погружаемого плавстенда ПСД-9. Запуски проводились из надводного положения щита и в погруженном состоянии с глубины 40-50 метров. Было выполнено 6 пусков из подводного положения и один из надводного. 23 сентября 1964 года был осуществлен 1-ый пуск - из подводного положения щита. Старт был неудачен. Из-за досрочной остановки мотора макет не достигнул расчетной высоты и свалился в воду. При ударе о воду макет взорвался. Другие 6 пусков со щита были признаны успешными. 2-ой шаг - летные тесты с наземного щита - выполнялся на Муниципальном центральном морском полигоне на берегу Белоснежного моря неподалеку от поселка Ненокса с марта 1969 года по ноябрь 1971 года. Всего было произведено 20 пусков ракет. При одном из пусков маршевый движок при выходе на режим взорвался в шахте. В итоге пожара пусковая установка была разрушена и тесты пришлось оборвать на много недель. 3-ий шаг испытаний проводился с борта специально переоборудованной для этого подводной лодки К-145. 1-ый пуск был произведен 25 декабря 1971 года из акватории Белоснежного моря из надводного положения, так как подводный старт был неосуществим из-за ледовой обстановки. 1-ый запуск и три следующих прошли успешно. При подготовительном наддуве баков во время 5-ого запуска в марте 1972 года началось разрушение ракеты и смешение компонент горючего. Командир К-145 капитан 2 ранга Ю. Илларионов дал приказ на незамедлительное всплытие и открытие крышки аварийной шахты. Прогремел взрыв ракеты. Тесты были продолжены после окончания ремонта лодки. Последний пуск был осуществлен 28 ноября 1972 года. Всего было выполнено 13 пусков, из них два запуска на межконтинентальную дальность -по акватории Тихого океана. В продолжение летных испытаний ракеты Р-29 было осуществлено 6 пусков с борта К-279 и 13 -с К-118. Было выполнено 13 одиночных пусков и два залпа - двух- и четырехракетный (залповая стрельба осуществлялась с борта К-279). Три ракеты были запущены на полную дальность - с лодки, находившейся в Белоснежном море, по полигону на Тихом океане. Из 19 пусков один завершился трагедией. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 177-67сс от 12 марта 1974 года комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение. Всего было выстроено 18 подводных лодок проекта 667Б, снаряженных ракетами Р-29. В 1972 и 1974 годах были подписаны советско-американские соглашения об ограничении систем противоракетной обороны. В связи с этим в августе 1976 года вышло постановление правительства о модернизации ракеты Р-29 - Р-29Д. Дальность стрельбы была увеличена на 1200 км (15%) в итоге снятия средств преодоления противоракетной обороны. Также упростилась разработка производства ракеты. В рамках совместных летных испытаний в конце 1976-го - начале 1977 года было выполнено четыре запуска. Ракета Р-29Д в составе комплекса Д-9Д была принята на вооружение в марте 1978 года. Комплексом Д-9Д были вооружены 4 подводных лодки проекта 667БД, также часть подводных лодок проекта 667Б. В согласовании с российско-американскими договоренностями о сокращении стратегических вооружений в 1990-х годах подводные лодки проектов 667Б и 667БД были выведены из состава флота, а ракеты Р-29 и Р-29Д сняты с вооружения. В июне 1983 года вышло постановление правительства о разработке модернизированного варианта ракеты Р-29Д с боевым блоком увеличенной массы и мощи - Р-29ДУ. Во время летных испытаний было проведено 12 пусков. Дополнительно выполнены доработки математического обеспечения комплекса под новые характеристики ракеты. В июне 1986 года постановлением правительства ракета Р-29ДУ в составе комплекса Д-9ДУ была принята на вооружение. За время эксплуатации ракеты Р-29 и ее модификаций было осуществлено 368 пусков, из которых 322 были признаны успешными. Технические свойства 4К75 Р-29 Длина, м 13 Поперечник, м 1,8 Стартовая масса, т 33,3 Масса боевой части, т 1,1 Наибольшая дальность, км 7800 Радиальное возможное отклонение, км 1,5 Тип головной части - ядерная Мощность головной части, Мт 1 создатели статьи: А.Б. Железняков первоисточник: «100 наилучших ракет СССР и России»