
Разработка дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» была начата в 1966–1967 гг., а полномасштабные работы развернуты по Постановлению Совмина №148—56 от 4 марта 1968 г, Головным исполнителем по теме было назначено коломенское КБ Машиностроения (КБМ), а основным конструктором - C.П.Непобедимый. Инерциальная система управления ракеты разработана в ЦНИИАГ. Пусковая установка спроектирована и серийно выполнялась на заводе «Баррикады» в Волгограде, Массовое создание ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Комплекс 9К79 «Точка» предназначен для поражения наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пт управления разных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, запасных группировок войск, хранилищ боеприпасов, горючего и других вещественных средств. (Сх. 34) Комплекс «Точка» имеет дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее КВО 250 м. Два первых запуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 г. в процессе промышленных летно-конструкторских испытаний. Запуски проводились с полигонной пусковой установки. 1-ые две самоходные пусковые установки и одна транспортно-заряжающая машина сданы заказчику заводом «Баррикады» в конце 1971 г, В 1973–1974 гг. ракета 9М79 совместно с самоходной пусковой установкой и транспортно-заряжающей машиной прошли Муниципальные тесты на полигоне Капустин Яр. Массовое создание ракеты началось в 1973 г. на Петропавловском заводе томного машиностроения, хотя официально комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 г.

1 апреля 1971 г. Военно-промышленная комиссия решила о начале разработки модификации «Точка-Р» с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (PЛC, радиостанции и т. д.). Система наведения обеспечивает дальность захвата цели на расстоянии более 15 км. При всем этом конструкция ракеты, кроме боеголовки, оставалась без конфигураций. Дальность стрельбы по проекту составляла от 15 до 70 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на безпрерывно работающую цель не превосходит 45 м, а район поражения будет выше 2-ух гектаров. В 1983 г. в процессе войсковых испытаний комплекс «Точка-Р» принял роль в объединенных учениях Прибалтийского и Белорусского военных округов и в том же году был принят на вооружение. 14 сентября 1970 г. по Постановлению Совмина № 788–257 началось проектирование боеголовок с ядами, как в моноблочном, так и в кассетном выполнении.
В 1984 г. началась модернизация комплекса 9К79 «Точка», основной целью которой было повышение дальности и меткости стрельбы. В устройство управления и бортовик ракеты была введена новенькая элементная база. В состав комплекса включены ракеты с оптической головкой самонаведения, обеспечивающей поражение точечных целей. Комплекс получил заглавие «Точка-У», а новенькая ракета комплекса - индекс 9М791. Полномасштабные тесты комплеьсса «Точка-У» прошли с 1986 по 1988 г. на полигоне Капустин Яр. Климатические тесты его были проведены в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском военных окрестностях. В том же году комплекс «Точка-У» был принят на вооружение.
Комплекс вооружен ракетой 9М791, сделанной на базе узлов и агрегатов корабельной зенитной ракеты В-611 комплекса М-11. Ракета имеет выполнения 9М79Ф, 9М79К и т. д., зависимо от типа боевой части. Сначало дальность стрельбы ракетами «Точка» и «Точка-Р» составляла от 15 до 70 км, а после модернизации дальность стрельбы ракетами «Точка-У» возросла от 20 до 120 км. Оценочное КВО последней ракеты на полной дальности составляло 200–300 м. Головная часть быть может ядерная АА-60, фугасная 9Н123Ф и 9Н123Ф-1 с пассивной радиотехнической головкой самонаведения, кассетная 9Н123К и другие. Кассетная головная часть содержит кассету с пятьюдесятью суббоеприпасами осколочного деяния 9Н24. Движок ракеты твердотопливный однорежимный, однообразный для всех боевых частей. Головная часть ракеты в полете не отделяется. Ракета управляема, на всей линии движения, что обеспечивает высшую точность попадания. На конечном участке линии движения происходит доворот ракеты и вертикальное пикирование на цель. Для заслуги наибольшей площади поражения обеспечивается воздушный подрыв головной части над целью.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ее исполнительными органами служат решетчатые аэродинамические рули, размещенные на хвостовом отсеке ракеты и приводимые в действие управляющими машинками. На исходном отрезке линии движения, когда скорость ракеты недостаточна для действенного деяния аэродинамических рулей, управление происходит при помощи газодинамических рулей. Размах стабилизаторов ракеты 1350 мм. Питание бортовых потребителей электроэнергии осуществляется от генератора, турбина которого приводится во вращение жарким газом, вырабатываемым блоком газогенераторов. Главные боевые машины комплекса - пусковая установка 9П129 яш Ш129М и транспортно-заряжающая машина 9T218-1 - смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный движок 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым давлением воздуха 1200 х 500–508. Шасси имеют достаточно большой клиренс - 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители - насосы пропеллерного типа. На воде управление производилось при помощи заслонок водометов, интегрированных в корпус каналов. Обе машины способны перемещаться по дорогам всех категорий и по бездорожью.
Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. Аппаратура пусковой установки сама решает все задачки по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. По мере надобности через 16–20 минут после окончания марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минутки пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтоб исключить возможность собственного поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении, и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высочайшая скрытность подготовки удара от средств слежения противника.
Транспортно-заряжающая машина - главное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две стопроцентно готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Особое оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некие другие системы, позволяют в течение приблизительно 19 минут выполнить заряжание пусковой установки. Эта операция быть может выполнена на хоть какой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в железных контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Любая из них способна расположить две ракеты либо четыре головные части.
Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на интернациональной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в процессе которых малое отклонение составило несколько метров, а наибольшее — наименее 50 м. По сопоставлению с забугорными аналогами - американским комплексом «Лзнс» и французским «Плутон» - российская система обладает большой мобильностью, проще в эксплуатации и дешевле в производстве. «Точка» проектировалась как дивизионная ракета, и потому с 1976 г. она поступила в отдельные ракетные дивизионы мотострелковых и танковых дивизий Русской армии взамен комплекса «Луна». Ракетные дивизионы состояли из 2-ух огневых батарей, в каждой из которых имелось две пусковые установки комплекса «Точка». Полное количество пусковых установок комплекса «Точка» в Русских Вооруженных Силах на 1991 г. составляло менее 250–300 единиц.
С 1988 г. ракетные дивизионы, имевшие на вооружении комплексы «Точка», стали выводиться из состава дивизий и сводиться в ракетные бригады армейского либо окружного подчинения. Обычно, в состав бригады включали 3–4 дивизиона, другими словами 12–16 пусковых установок комплекса «Точка». На 1998 г. было сформировано 15 ракетных бригад, снаряженных комплексами «Точка». Они все дислоцировались в «зоне до Урала». После развала СССР несколько 10-ов пусковых установок «Точка» попали в армии новоявленных муниципальных образований. Кое-где в 2002 г, украинская часть запустила ракету «Точка», которая почему-либо полетела Совершенно не туда и разрушила в городке дом, (Отлично еще, что боевая часть была инертной.)
Боевое применение комплексы «Точка» имели в Чечне. Решение же Горбачева о выведении комплекса «Точка» из состава дивизий, на мой взор, свидетельствует о его желании ослабить до максимума мощь наших сухопутных сил и лишить их способности противостоять дивизиям НАТО.
Данные ракетного комплекса «Точка-У»
Данные ракеты 9М791
Калибр ракеты, мм 650
Длина ракеты, мм 6407
Размах аэродинамических рулей, мм 1445
Стартовый вес, кг 2010
Вес боевой части, кг 480
Тип мотора РДТТ
Дальность стрельбы, км:
малая 20
наибольшая 120*
Скорость полета, м/с 1036
КВО, м 15
Время подготовки к пуску, мин 20
Время меж запусками, мин 40
Расчет, чел 4
Данные пусковой установки 9П129
Наибольший угол ВН, град 78
Угол ГН, град 30
Габаритные размеры, мм:
длина 9485
ширина 2890
высота 2375
Ширина колеи, мм 2275
Вес в походном положении (с ракетой и расчетом), т около 18,2
Припас хода по шоссе, км 650
Скорость хода с ракетой, км/час:
по шоссе до 60
по бездорожью 5-10
на плаву 6-8
Расчет, чел 4
Данные транспортно-заряжаюшей машины 9Т218
Число перевозимых ракет 2
Габаритные размеры, мм:
длина 9485
ширина 2373
высота 2782
Время загрузки ракет, мин 22-30
Время перегрузки ракеты на СПУ, мин 15-30
Грузоподъемность крана, т 2-2,7
Расчет, чел 2
Вес транспортно-заряжающей машины, т около 18
* 1-ый вариант ракет «Точка» имел дальность 70 км.
Кассетная боеголовка к ракете «Точка» имела 50 частей весом по 7 кг.
** Ряд характеристик носят оценочный нрав.