Вернуться назад Распечатать

Зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор-M1» (Россия)

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор-M1» предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты более ответственных объектов (командных пт узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного орудия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА). Не имеющий аналогов в мире ЗРК 9К331 «Тор-M1» не один раз демонстрировали свои высочайшие боевые способности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках нынешнего орудия в ряде государств мира. Эти комплексы владеют неплохой конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана. Комплекс представляет собой малогабаритную функционально завершенную и на техническом уровне совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно либо в составе системы ПВО делать поставленную боевую задачку. ЗРК 9К331 является результатом поочередной модернизации ЗРК "Тор". В итоге модернизации в ЗPK был введен 2-ой мотивированной канал, в ЗУР использована БЧ из материала с завышенными поражающими чертами, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, повышение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пт "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи. Для защиты неподвижных войсковых, также штатских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением главных частей на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на 2-ух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и роста времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается понижение цены комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC". Прошел тесты модернизированный вариант комплекса,  получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от собственного предшественника завышенными боевыми способностями: - расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такового расширения продиктована опытом - военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке; - повышена помехозащищенность комплекса в критериях внедрения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны особые режимы работы боевых средств, автоматом включающиеся при постановке нынешних и многообещающих помех; - введен особый режим боевой работы "звено" для слаженной и действенной работы 2-ух боевых машин без батарейного командного пт при защите точечных объектов. На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО 'Ижевский электромеханический завод 'Купол' вместе с ОАО 'Концерн ПВО 'Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новенькая система отличается завышенной продуктивностью отражения массированных налетов нынешних средств воздушного нападения в критериях огневого и радиоэлектронного противодействия. В состав комплекса 9К331 «Тор-M1» входят: - боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281); - транспортно-заряжающая машина 9Т244; - транспортная машина 9Т245; - машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M - набор такелажного оборудования 9Ф116; - машина группового ЗИП 9Ф399-1М1; - автономный электрический тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678. На базе боевой машины 9А331 располагаются: - два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281); - трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их гос принадлежности и стабилизации основания антенны; - станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой; - дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам; - быстродействующая цифровая вычислительная система; - аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения инфы о воздушной обстановке и цикле боевой работы, также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура); - система телекодовой оперативно-командной радиосвязи; - аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования; - система многофункционального контроля боевой машины: - система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного мотора либо ходового мотора самоходного шасси). В боевую машину 9А331 были внесены последующие конфигурации (по сопоставлению с 9А330): - применена новенькая двухпроцессорная вычислительная система завышенной производительности, которая воплотила двухканальную работу по целям, защиту от неверных трасс целей, расширенный многофункциональный контроль; - в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное угнетение пассивных помех без проведения доп анализа помеховой обстановки, автоматом переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более действенные электрическую сопоставимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для увеличения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощи, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен метод защиты от неверных отметок; - в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для увеличения точности ее сопровождения), введен усовершенствованный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пт "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных). РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС радиального обзора. Она работает в сантиметровом спектре волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не ужаснее 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Наибольшие ошибки определения координат цели составляют менее половины обозначенных величин разрешающей возможности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет накрепко обнаруживать как скоростные, так и неподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных критериях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом воздействия подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компом, вычислительные и алгоритмические способности которого позволяют решать задачки анализа воздушной обстановки, принятия главных решений и другие умственные задачки управления боевыми операциями. РЛС обнаружения связана с системой опознавания гос принадлежности цели и автоматом перекрывает (с высочайшей вероятностью) возможность поражения "собственных" летательных аппаратов. Для обеспечения способности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется. Станция способна обнаруживать с вероятностью более 0.8 на дальности 25-27км воздушные суда типа F-15, парящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью более 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты - с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами - с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При всем этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов - лучей) трехкоординатный обзор места с высочайшим темпом (см. спектр сканирования). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового места обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два спектра от 0-32° и 32-64°. Это значит, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут сразу просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предвидено увеличение энергии сигнала за счет внедрения долгого импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале - три в одном. РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом спектре волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электрическое сканирование луча в соответственных плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить фактически моментальный (400-600мс) переход на автосопровождение, также одновременное сопровождение и обстрел 2-ух целей в секторе ФАР. Станция производит поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна перебегать на автосопровождение самолета-истребителя, парящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта возможность значительно растет, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и подходящим методом обработки сигналов, обеспечивает не только лишь высочайшие точности и помехозащиту, да и определение класса цели, что позволяет улучшить режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения. Для ЗРК 9К331 «Тор-M1» в первый раз в практике сотворения зенитных комплексов использован 4-х местный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281, который в совокупы с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 оснащается 2-мя особыми опорами, при помощи которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех шагах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из 4 модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из 2-ух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ делается при помощи транспортно-заряжающей машины. Поначалу модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, потом опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины 2-мя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Главные характеристики модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с 2-мя опорами - 1053кг, масса ТПК с 2-мя опорами - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с 2-мя опорами - 539x1507x3005мм ЗУР 9M331 стопроцентно унифицирована с ракетой 9М330 (кроме материала поражающих частей БЧ) и может употребляться в ЗРК "Тор", "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал". Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обыкновенной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы). Станция обнаружения в движении либо на месте производит радиальный обзор места, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины создают анализ воздушной цели, выбирают более небезопасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания производит: - поиск и захват одной цели на автосопровождение; - четкое сопровождение цели по трем координатам; - запуск одной либо поочередно (через 4с) 2-ух ракет по сопровождаемой цели; - захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки; - четкое сопровождение ракеты; - управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат меж ракетами и целью в согласовании с избранным способом наведения, подходящим более хорошим условиям встречи ракеты с целью зависимо от ее типа, высоты и нрава полета; - выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания зависимо от скорости сближения ракеты с целью. Эксплуатация комплекса 9К331 «Тор-M1» разрешается на высотах менее 3000 м над уровнем моря, в хоть какое время года и суток, в разных метеорологических критериях в интервале температур окружающего воздуха от -50°С до +50°С, в критериях солнечной радиации и относительной влажности менее 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра менее 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине повторяющийся: 10 мин работы - 10 минут перерыва. После 3-х включений должен быть перерыв более 1-го часа. В хоть какое время перерыва допускается разовое включение аппаратуры ракеты на одну минутку для проведения запуска. Технические свойства 9К331 «Тор-M1»: Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331) Боевая масса, т: 32 База, мм: 5055 Клиренс, мм: 450 Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1 - 8 х ЗУР 9М330 Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.) Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.) Наибольшая скорость поражаемых целей, м/с: 700 Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с недлинной остановки), 7,4 (с позиции) Возможность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1 - истребителя - до 0,8; - вертолета - 0,5-0,88; - беспилотного аппарата - 0,89-0,9 Мощность мотора, л. с.: 840 Скорость по шоссе, км/ч: 65 Припас хода по шоссе, км: 500 Удельное давление на грунт, кг/см²: менее 0,8 Преодолеваемый подъём, град.: 35 Преодолеваемый ров, м: 2,0 Преодолеваемый брод, м: 1,0