Новый лафет приняли на вооружение в 1955 г. 203-мм гаубица на нём получила индекс Б-4М, 152-мм пушка - Бр-2М, а 280-мм мортира - Бр-5М. Новые стволы гаубиц, пушек и мортир не выполнялись, происходила только замена лафетов. Меж тем состоявший на вооружении Красноватой армии ещё с довоенных времён триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был вначале сконструирован очень безуспешно, что подтвердилось в процессе Финской и Величавой Российскей войн. Разработка частей нового триплекса была начата в ЦАКБе в 1944 г. Заместо массивного гусеничного хода Грабин замыслил в новых системах применить единый колёсный лафет полевого типа с раздвижными станинами и массивными лемехами.
Сначало 180-мм и 210-мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема сформировалась в 1945 г., когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-I и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 г. проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но систему как и раньше продолжали называть триплексом. Состав системы на 1947 г.: 180-мм пушка С-23, 210-мм гаубица С-23-I, 280-мм мортира С-23-II, 203-мм пушка-гаубица С-23-IV. Лафет для всех систем единый. Подготовительная подготовка позиции требовалась только для установки доп лобовой сошниковой опоры при стрельбе со слабенького грунта. Установка системы на позиции благодаря наличию гидравлических устройств для оттягивания ствола, подъёма хобота на передок и выключения подрессоривания выполнялись силами расчёта. Возка системы нераздельная за тягачом АТТ.
С 29 мая 1948 г. по 16 марта 1949 г. все четыре системы «триплекса» прошли полигонные тесты на ржевском полигоне под Ленинградом. На испытаниях выявился ряд конструктивных недочетов триплекса, и орудия выслали в Подлипки на доработку. Потом все системы вновь выслали на Ржевку. Доделанные эталоны имели предыдущие индексы с добавлением буковкы «А». 280-мм мортира С-23А-II и 203-мм пушка-гаубица С-23А-IV испытывались на лафете №1 с 22 июля 1949 г. по 28 февраля 1950 г. 203-мм гаубица полигонные тесты не выдержала, и работы по ней были прекращены. 180-мм пушка С-23А и 210-мм гаубица С-23А-I на лафете №2 прошли полигонные тесты в январе 1950 г.
В 1950 г. прошли войсковые испытаний орудий триплекса на полигонах в Луге и около станции Перкьярви на Карельском перешейке. После проведения очередных малых контрольных испытаний на полигоне Ржевка на войсковые тесты поочередно подавались двухорудийные батареи 210-мм гаубиц, батарея 180-мм пушек, батарея 280-мм мортир и 203-мм гаубица-пушка с лафетом № 1. Всякий раз батарея оснащалась оковём наложения на два имеющихся лафета стволов, проходивших полигонные тесты, и дополнительно сделанных ЦНИИ-58 «батарейных» стволов калибра 180 мм, 210 мм и 280 мм.
Здесь следует сделать малеханькое лирическое отступление. В нашем ГАУ временами появлялась эпидемия картузомании, другими словами патологической страсти к картузному заряжанию. Преимущество у него только одно - некое понижение цены выстрела, а вот недочетов более чем достаточно - оно усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов, также создаёт серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. 1-ая попытка перевести на картузное заряжание 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 и другие системы, предпринятая ещё до войны, завершилась провалом, и вот в 1950 г. спецы из ГАУ решили ещё раз наступить на те же грабли. Жертвой этого стали орудия триплекса. Последующие тесты стала проходить только 180-мм пушка «0966» с картузным заряжанием на лафете №1. Другие стволы и лафет №2 остались на Ржевке, где их использовали для отстрела боеприпасов и т. п.
В 1953 г. ЦНИИ-58 были разработаны технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, имеющие общий лафет со 180-мм пушкой картузного же заряжания. Заводу №221 ГАУ заказало опытную серию из 7 пушек С-23 и опытнейший эталон 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Они все, естественно, имели картузное заряжание. В апреле 1955 г. из Сталинграда в Москву были высланы 1-ые четыре 180-мм пушки С-23, сделанные заводом №221. А в июне такого же года в столицу направились стволы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, под которые имелся только один лафет. К концу 1955 г. завод №221 сдал ещё четыре пушки С-23. Полигонные тесты гаубицы С-33 и мортиры С-43 были окончены в октябре 1955 г. К этому времени Хрущёв и К° начали гонения на артиллерию. Было решено 210-мм гаубицу С-33 и 280-мм мортиру С-43 на вооружение не принимать, а малую серию 180-мм пушек С-23 бросить на вооружении, но впредь не создавать.
В конечном итоге восемь пушек С-23 поступили на вооружение одной из частей Столичного ВО. Скоро одну гаубицу С-33 перераблотали в С-23 (поменяли свободную трубу и произвели ещё ряд маленьких переделок). Таким образом, всего 180-мм пушек стало девять. Пару раз пушки С-23 проходили на парадах по Красноватой площади, вызывая восхищение москвичей и удивление западных военных атташе. К 1967 г. пушки С-23 были выведены из боевого состава. Но вот грянула «шестидневная война». Израильтяне заняли господствующие над сирийской территорией Голанские высоты и установили там южноамериканские 175-мм самоходные пушки М107, имевшие дальность стрельбы 32 км. Таким образом, они получили возможность безнаказанно в один момент открывать огнь по сирийским военным объектам - штабам, РЛС, позициям зенитных ракет, аэродромам... А «великий и могучий Русский Союз» ничем не мог посодействовать братьям-арабам, потому что высокоточных ракет у нас тогда не было, а дальнобойную артиллерию сгубил Хрущёв.
И вот по указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№221) срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было очень тяжело, так как значимая часть документации и технического оборудования была утеряна. Все же коллектив завода удачно совладал с поставленной задачей. До 1971 г. для Сирии было сделано двенадцать 180-мм пушек С-23.
Тактико-технические свойства 180-миллиметровой пушки С-23: Калибр – 180 мм; Длина ствола – 47,2 калибров (7170 мм); Дальность стрельбы: осколочно фугасным снарядом – 30390 м; активно-реактивным снарядом – 43700 м; Прицельная скорострельность – 0,5-1 выстрел за минуту; Углы наведения: горизонтальное наведение – 40 градусов; вертикальное наведение – от -2 до +50 градусов; Заряжание – раздельно-гильзовое; Прицельные приспособления: орудийная панорама ПГ-1М, механический прицел С-85, прицельная трубка МВШП для ведения огня прямой наводки; Масса в боевом положении – 19750 (21450) кг; Длина недлинного отката – 700 мм; Длина длинноватого отката – 1350 мм; Предельная длина отката – 1440 мм; Длина в походном положении – 10490 мм; Ширина в походном положении – 3025 мм; Время перехода из походного в боевое положение – 30 минут; Расчет – 14 (16) человек; Тяга – тягач гусеничный АТ-Т; Скорость буксировки по шоссе – до 35 км/ч; Скорость буксировки по бездорожью – до 12 км/ч.
Боеприпасы: - выстрел ВФ-572 имеющий фугасный снарядом Ф-572 (масса снаряда – 88 кг, масса взрывчатого вещества – 10,7 кг, дальность стрельбы – 30,39 км, исходная скорость – 860 м/с); -выстрел ВГ-572 имеющий бетонобойный снаряд Г-572; - выстрел ВОФ28 имеющий активно-реактивный фугасный снаряд ОФ43 (масса снаряда – 84 кг, масса взрывчатого вещества – 5,616 кг, дальность стрельбы – 43,7 км),