Вернуться назад Распечатать

130-мм пушка М-46 и 152-мм пушка М-47 (СССР)

В СССР в 1-ое послевоенное десятилетие гармонически развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особенной мощи. Управление страны принципно отказалось от сотворения огромных стационарных артиллерийских установок. Используя германский и свой опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощи и огромного дуплекса для артиллерии особенной мощи.

23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для подмены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при практически схожем весе иметь значительно наилучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной базе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, 1-ое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект подвергся рассмотрению АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переделанный проект подвергся рассмотрению и одобрен 28 мая 1947 г.

Бывалые эталоны М-46 и М-47 были сделаны заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения промышленных испытаний опытнейший эталон М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные тесты М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено приемущество систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Все же и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные тесты систем завода № 172 и НИИ-58. В процессе испытаний из М-46 изготовлено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, не считая того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено последующие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, потому что устранение всех их недочетов «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено сделать опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые тесты четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы испытания выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из 20 М-46 и четырёх М-47.

Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 используются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по неплохим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и назад - 3-4 мин.

Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли перемещаться по неплохим дорогам в два раза резвее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Не считая того, новый дуплекс позволял существенно резвее перебегать из походного положения в боевое, потому что он был снабжён приставными лемехами, которые очень стремительно крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и долговременной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высочайшим КПД.

130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более 30 государств мира. Интересно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники русского производства» (Москва, 1993) на экспорт вместе с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А кое-где в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.

Кстати, в процессе Вьетнамской войны южноамериканские эсминцы и крейсера повсевременно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы сначала использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Но они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко поменялась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили выше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре такого же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два мореплавателя, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» чинили 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.

На взор создателя, если когда-либо будет написана история боевого внедрения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы роль её в бессчетных «артиллерийских дуэлях». Так, к примеру, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. не один раз участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии. А ещё ранее, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там америкосы и гоминдановцы с малеханьких островов обстреливали материковый Китай. Доктор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, говорил мне, что китайцы как-то мало не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и повелел китайцам подогреть заряды М-46, потом дождавшись попутного ветра, обстрелять неприятельскую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по местности КНР не раскрывалось!

Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позднее её немного модернизировали и запустили в создание под заглавием «тип 59-1». В 2005 г. западные специалисты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) приблизительно в 1000 стволов. Посреди них значились как русские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».

Тактико-технические свойства пушки М-46 Калибр - 130 мм; Боевой расчет - 8-10 человек Длина орудия в походном положении - 11.73 м Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров Ширина орудия в походном положении - 2.45 м Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град Масса в походном положении - 8550 кг Масса боевая - 7700 кг Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС) Дальность стрельбы наибольшая - 27150 м (ОФС) Скорость снаряда исходная - 930 м/с Скорострельность - 8 выстр/мин Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)

Тактико-технические свойства пушки М-47 Калибр - 152 мм; Масса, кг: около 7700 Тип тягача: АТ-С Клиренс, мм: 375..450 Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50 Длина, мм: 10 670 Длина ствола, мм: 6650 Ширина, мм: 2 450 на марше Высота, мм: 2 500 на марше Калибр, мм: 152,4 Противооткатное устройство: Гидравлическое Лафет: Двухстанинный Угол возвышения: -2,5..+45 Угол поворота: -25..+25 Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6 Исходная скорость снаряда, м/с 770 Наибольшая дальность, м: 20 470 Вид боепитания: ручное Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М Боеприпасы: - ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг; - ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.