
11 апреля 1942 года постановлением Комитета обороны было сотворено Особое конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии (СКБ). Новое КБ разместилось на местности завода № 4 в городке Коломна. Управляющим КБ стал Б.И. Шавырин. В 1945-1947 годах в СКБ был сотворен новый мощнейший 160-мм миномет СКБ-21. Миномет СКБ-21 выиграл конкурс с минометом МТ-13Д и под наименованием «160-мм дивизионный миномет М-160 обр. 1949 г.» был принят на вооружение. В 1949 году миномет М-160 был запущен в массовое создание на заводе № 535. В 1952 году создание М-160 было перенесено на завод № 172, где и длилось до 1957 года. Всего с 1949 по 1957 год было сделано 2353 миномета М-160.
160-мм дивизионный миномет М-160 представляет собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном ходу. Отдача при выстреле воспринимается грунтом через опорную плиту. Для уменьшения деяния отдачи при выстреле миномет имеет пружинный амортизатор. Миномет состоит из ствола, казенника, станка, стрелы, опорной плиты и шворневой лапы. Ствол - гладкостенная труба, закрепленная в цапфенной обойме, шарнирно соединенной с амортизатором. Закрывание ствола с казенной части осуществляется затвором, имеющим пластический обтюратор. В затворе смонтированы бойковый и блокирующий механизмы. Перед выстрелом ствол закрывается в казеннике, при всем этом затвор отпирается на зеркало казенника.

Казенник - поковка П-образной формы, имеет шаровую пяту, с помощью которой соединен с опорной плитой. В казеннике смонтирован ударно-спусковой механизм. Щеки казенника соединены с амортизатором. Амортизатор пружинного типа, находится в 2-ух станинах, симметрично расположенных относительно ствола. Амортизатор с помощью вертлюга соединен с поворотным механизмом, смонтированным в верхней раме станка. Станок представляет собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампованной конструкции, шарнирно соединенные меж собой. Нижняя рама станка собрана на боевой оси. Для вертикального наведения миномета служит собранный меж кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемно-уравновешивающий механизм. Поворотный механизм собран на рейке, насаженой на стяжную ось в верхней раме станка.
Стрела - трубчатая конструкция П-образной формы, соединенная с боевой осью с помощью кривошипов. На стреле смонтирована лебедка. Колеса хода взяты от автомобиля ГАЗ-АА с шиной из губчатой резины 6,50-20. Подрессоривание миномета - пружинного типа, при стрельбе не выключается. Опорная плита представляет собой штампосварную конструкцию. Она создана для передачи на грунт отдачи при выстреле. Шворневая лапа закрепляется за дульную часть ствола. Она служит для соединения миномета с крюком тягача. Миномет оснащен оптическим минометным прицелом МП-46 панорамного типа. Прицел смонтирован на особом кронштейне.
Заряжание миномета делается с казенной части, зачем ствол приводится в положение для заряжания (приблизительно в горизонтальное положение) и удерживается стойкой. Позднее в набор миномета М-160 был введен механизм досылания мин (для полного досылания мин). При стрельбе миномет опирается на грунт опорной плитой, колесами и стрелой, которая удерживается от передвижения 2-мя забивными лемехами. В походном положении качающаяся часть миномета укладывается на крепления боевой оси и закрепляется в них зажимами. Стрела в походном положении крепится к стволу с помощью обоймы. Крепление по-походному опорной плиты осуществляется 2-мя крюками, соединяющими нижнюю часть плиты со станинами амортизатора.
Сначало в боекомплект миномета входили две фугасные мины: железная Ф-853С и металлическая Ф-853А. Железная фугасная мина Ф-853С имела металлической цельноштампованный корпус и шестиперый штампованный стабилизатор. Каждое крыло состояло из 2-ух изогнутых перьев, расположенных под углом 30°. Металлическая фугасная мина Ф-853А имела литой корпус из сталистого чугуна. Стабилизатор металлической мины имел 5 пар перьев, расположенных под углом 36°. Обе мины имели головной взрыватель ГВМЗ-7, имеющий две установки: на фугасное действие и на осколочное действие. 24 марта 1958 года была начата разработка активно-реактивной 160-мм мины ОТ (проект «Цилиндр»), оснащенной отравляющим веществом типа Р-35. Работы длилось до 15 февраля 1961 года.
Для стрельбы из миномета М-160 используют два типа зарядов: полный переменный и дальнобойный. Полный переменный заряд состоит из воспламенительного заряда и 3-х доп сбалансированных пучков. Воспламенительный заряд помещается в трубке стабилизатора. Он состоит из доп воспламенителя (2 г дымного пороха) и ленточного пороха весом 60-65 г. Каждый доп пучок неременного заряда состоит из пластинчатого пороха весом около 0,28 кг, помещенного в кольцеобразный картуз. Доп пучки надеваются на трубку стабилизатора. Дальнобойный заряд состоит из воспламенительного заряда и специального доп пучка весом около 1,6 кг, помещенного в особый картуз цилиндрической формы.
Тактико-технические свойства миномета М-160
Калибр, мм - 160
Угол вертикального наведения, град - +50°; +80°
Угол горизонтального наведения, получаемый с помощью поворотного механизма без передвижения стрелы и колес, град:
- при угле вертикального наведения 50° - ±12°
- при угле вертикального наведения 80° - ±50°
Скорострельность, выстр./мин - 3
Большая длина в походном положении, мм - 4860
Большая ширина, мм - 2030
Ширина хода, мм - 1750
Клиренс, мм - 360
Обычное усилие на ручку маховика при работе подъемным механизмом, кг - до 6,5
Обычное усилие на ручку маховика при работе поворотным механизмом, кг - до 6
Вес миномета в боевом положении, кг - 1300
Вес миномета в походном положении, кг - 1470
Вес опорной плиты, кг - 260
Дальность стрельбы, м - 750-8040
Исходная скорость, м/с - 157-343
Давление пороховых газов, кг/см - 125-685