
155-мм буксируемая гаубица M777 являет собой удачную попытку очень воплотить такие достоинства буксируемых орудий, как маленькие габариты и масса, аэромобильность. В 1980-е годы начались работы над артиллерийскими орудиями для сил резвого развертывания. От орудий добивались сочетания огневой мощи с высочайшей подвижностью и малыми габаритами. В 1986 году английская компания «Vickers Shipbuilding and Engineering's» в деятельном порядке начала разработку легкой буксируемой 155-мм гаубицы UFH. Параллельно в том же году Армия и Корпус морской пехоты США утвердили совместные требования к легкой полевой гаубице для подмены гаубицы M198. Скоро англичане предложили янки собственный проект Тесты, доработки, конфигурации тактико-технического задания заняли пару лет.
С марта 1997 года последующую разработку гаубицы вместе с «Vickers» вела южноамериканская компания «Textron Marine & Land Systems». Проект получил обозначение LW155, предсерийный вариант гаубицы - XM777. В конце концов, в 2002 году полевая 155-мм гаубица M777 была принята на вооружение. Договор на ее создание заключили с английской компанией «ВАЕ Systems», при всем этом большая часть девайсов делается на местности США. Гаубицы M777 не считая США поставлялись в Австралию, Канаду, Таиланд. Первыми M777 применили в боевых критериях канадцы в 2006 году в Афганистане. Позднее их начали использовать южноамериканские войска в Афганистане и в Ираке.
УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ M777
В гаубице M777 реализовано стандартное баллистическое решение 155-мм L/39 с длиной ствола 39 калибров. Ствол обеспечен дульным тормозом. Автоматический поршневой затвор орудия раскрывается ввысь для уменьшения общей высоты орудия. Облегчение гаубицы достигнуто сначала за счет уникальных конструктивно-компоновочных решений. Комбинированное гидропневматическое противооткатное устройство конструктивно объединено с коробчатой люлькой ствола. Для разгрузки лафета использован неизменный откат большой длины. Для большей стойкости высота полосы огня составляет всего 650 мм. Это принудило вынести ствол с казенником далековато вперед относительно цапф качающейся части, в итоге для досылания выстрела в казенник при заряжании пригодились длиннющий лоток и... ручной прибойник в виде длинноватой изогнутой штанги. Из-за той же большой длины отката стрельба ведется только с внедрением длинноватого спускового шнура. Лафет выполнен по схеме оборотного треугольника.

Нижний станок включает центральную опору, недлинные станины, боевой ход с колесами малого поперечника, персональной пневмоподвеской и дисковыми тормозами. Гидравлический привод полуавтоматики затвора, приводы лотка, люльки и тормозов колес составляют единую гидросистему. На позиции орудие ложится опорой на грунт, колеса вывешиваются. Часть энергии отдачи поглощается упругими лемехами (типичное внедрение принципа «двойного отката»). По краям орудия размещены колонки уравновешивающего механизма. Подъемный механизм - толкающего типа, поворотный - секторного. При всем этом сектор поворотного механизма размещен практически у самого грунта: орудие очевидно рассчитывалось на стрельбу с ровненькой расчищенной площадки. Уменьшению массы орудия содействовали внедрение легких титановых сплавов и отказ от щитового прикрытия.
В походном положении станины складываются. К тягачу орудие крепится шворневой лапой, укрепленной на дульном тормозе (подобно русской гаубице Д-30). Тягачом могут служить пятитонные грузовые автомобили серии FMTV, M800 и M900, на неплохой дороге хватит тяги и автомобиля HMMWV. Облегчить орудие для переброски его в собранном виде вертолетом UH-60 не удалось, но вероятна переброска томными вертолетами CH-47 либо CH-53E. Орудие может десантироваться на парашютной платформе.
БОЕКОМПЛЕКТ
Для стрельбы употребляются выстрелы раздельно-картузного заряжания. Применение зарядов в картузах либо в модулях принудило обеспечить затвор пластическим обтюратором Банжа. Возгорание заряда делается раздельно вставляемой в гнездо затвора воспламенительной трубкой, для роста скорострельности на затворе крепится магазин на 10 трубок. Может быть внедрение всех типов 155-мм снарядов, стандартизованных в рамках НАТО.
МОДИФИКАЦИИ
1-ая модификация M777 вооружена только оптико-механическими прицельными приспособлениями. В 2005 году началось создание модификации M777A1. Она штатно оборудована цифровой системой управления огнем TAD, включающей блок инерциальной навигации, GPS-навигатор, терминал полосы радиосвязи, мониторы командира, наводчика и его ассистента, баллистическую станцию, ПК. Выпущенная в 2007 году M777A2 оборудована комплексом аппаратуры TAD-PIK, обеспечивающим применение управляемого снаряда M982 Excalibur.
Технические свойства M777
Калибр ствола, мм 155
Длина ствола в калибрах 39
Длина орудия в походном положении, мм 10058
Длина орудия в боевом положении, мм 10236
Высота орудия в боевом положении при нулевом угле мм 1219
Масса орудия в боевом положении, кг 4208
Наибольшая дальность стрельбы обыденным снарядом, км 24,7
Наибольшая дальность стрельбы активно-реактивным снарядом, км не наименее 30
Наибольшая дальность стрельбы снарядом M982 км 40
Угол вертикальной наводки от -2,4" до +72"
Угол горизонтальной наводки 22,5"
Наибольшая боевая скорострельность, выар./мин. 4-5
Наибольшая скорость буксировки по шоссе, км/ч 88
Время перевода из походного положения в боевое, мин. до 3
Время перевода из боевого положения в походное, мин. до 2
Расчет, человек 9