Вернуться назад Распечатать

Буксируемая гаубица FH70 (Европа)

К началу 1960-х годов базу полевой артиллерии государств НАТО составляли орудия, сделанные в годы 2-ой мировой войны, либо даже еще до нее. Эти орудия уже не отвечали требованиям времени в отношении сначала дальности стрельбы, скорострельности, подвижности. На повестку денька встал вопрос о разработке новых артиллерийских систем. Кроме усовершенствованных тактико-технических черт они должны были владеть еще одним принципиальным для коалиции качеством - унификацией. Конкретно с этой целью в 1963 году были готовы «Базовые военные требования 39» (Basic Military Requirement 39) к новым 155-мм гаубицам. Им должны были соответствовать все вновь разрабатываемые в странах НАТО полевые орудия этого калибра. В 1968-м, после нескольких раундов переговоров и согласований, Англия и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке 155-мм буксируемой гаубицы FH70 (Field Howitzer-70, другими словами «полевая гаубица 70-х годов»). В английской армии она должна была поменять 137-мм пушки-гаубицы, а в бундесвере - 155-мм гаубицы M114 (южноамериканского производства). В 1970-м к программке присоединилась Италия, армии которой также требовалась замена для M114. К разработке завлекли ведущие оружейные концерны этих государств: английский «Виккерс», западногерманский «Rheinmetall» и итальянский «OTO Melara». Разработка снарядов для FH-70 велась на интернациональной базе. Английский научно-исследовательский центр RARDE (Royal Armament Research and Development Establishment) отвечал за создание осколочно-фугасного снаряда и системы зарядов, а германская компания «Rheinmetall» разрабатывала дымовой, осветительный снаряды, также снаряд для удаленного минирования и осколочно-фугасный снаряд завышенной дальности. Главные требования к FH70 заключались в последующем: - наличие вспомогательной силовой установки, обеспечивающей самостоятельное перемещение на недлинные дистанции; - дальность стрельбы 24 км обыденным снарядом и 30 км - активно-реактивным; - скорострельность: три выстрела в 1-ые 15-20 секунд, 6 выстр./мин. в течение недолговременного времени и 2 выстр./мин. при длительной стрельбе; - способность вести огнь как существующими натовскими снарядами калибра 155 мм, так и новыми боеприпасами. Отработка конструкции FH70 велась на девятнадцати макетах. В 1976-м гаубицу приняли на вооружение, а два года спустя началось массовое создание.

КОНСТРУКЦИЯ

Ствол гаубицы FH70 длиной 39 калибров (6,02 м) имеет двухкамерный дульный тормоз (всасывающий 32% энергии отката) и автоматический конусновидный затворный механизм. Лафет FH70 оборудован раздвижными лапами станины и вспомогательной силовой установкой (4-х цилиндровым бензиновым мотором «Фольксваген») в фронтальной части, позволяющей FH70 перемещаться со скоростью 16 км/ч. Не считая того, вспомогательная силовая установка позволяет поворачивать, подымать и опускать приводное и заднее колеса. При транспортировке орудия ствол развернут вспять и зафиксирован над сложенными станинами. Для обеспечения высочайшей скорострельности установлена автоматическая система погрузки, работающая при любом угле возвышения. Можно достигнуть скорости стрельбы три снаряда за 13 с, тогда как обычно выдерживаемый в течение долгого времени темп стрельбы составляет 6 снарядов за минуту. FH70 употребляет большая часть 155-мм снарядов, соответственных эталону НАТО, включая управляемые снаряды и снаряды увеличенной дальности с ракетным ускорителем. Но в большинстве случаев употребляются фугасные снаряды массой 43,50 кг, дымовые и осветительные. Заряжание - раздельное. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом на наивысшем (восьмом) заряде добивается 24,7 км. Расчет FH70 составляют восемь человек.

СЛУЖБА

Из стран-участниц консорциума больше всего гаубиц FH70 - 216 единиц - заполучила ФРГ. Эти орудия вошли в состав дивизионной артиллерии. Любая дивизия бундесвера (кроме воздушно-десантной) получила по одному дивизиону FH70 (18 гаубиц) в составе смешанного артполка. В 1990-е годы в рамках сокращения вооруженных сил эти орудия равномерно выводились из боевого состава. Последний дивизион расформирован в 2002-м. Часть германских FH70 продана за предел, часть -находится на хранении. Англия заполучила 71 гаубицу FH-70, в английской армии получивших наименование L121. В 1992-м их передали территориальным войскам, совсем сняв с вооружения в 1999 году. Италия из 164 купленных орудий FH70 все еще сохраняет на вооружении 72 единицы. 1-ые экспортные поставки FH70 были высланы в 1980-е годы в Саудовскую Аравию (72 орудия) и Малайзию (12). Япония купила лицензию на создание FH70, став наикрупнейшим эксплуатантом таких орудий (480 единиц). Снятые с вооружения стран-участниц консорциума гаубицы FH70 поставлялись Эстонии (24), Марокко (30), Нидерландам (15), Норвегии (15), Оману {12), также Ливану. Тактико-технические свойства FH70 Масса орудия, кг: 9300 Длина орудия в походном/ боевом положении, м: 9,8/12,43 Ширина орудия в походном/ боевом положении, м: 2,20/9,8 Высота орудия в походном/ боевом положении, м: 2,56/2,19 Угол вертикальной наводки: от -5° до +70° Угол горизонтальной наводки: 56° (по 28° на право и на лево) Исходная скорость снаряда, м/с: 827 Дальность стрельбы обыденным/ активно-реактивным снарядом, км: 24,7/31,5 Время перевода из походного положения в боевое, мин: 4 Наибольшая скорость буксировки, км/ч: 100