
Для прикрытия главных объектов фронта (командных пт, пт управления, ракетных баз, резервов и др.) от средств воздушного нападения противника предполагалось иметь соединение ЗРК большой дальности, объектов армии -соединение ЗРК средней дальности, войск дивизии - часть ЗРК малой дальности, полка - подразделение зенитных пушечных комплексов с разными средствами орудийной наводки и батальона - подразделение переносных ЗРК. По поручению НТК ГАУ в 1957 г. HИИ-3 разработало ТТТ к войсковым зенитным ракетным комплексам большой и средней дальности - «Круг» и «Куб» соответственно.
ОКР по созданию ЗРК «Круг» была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 в феврале 1958 г. Проектирование комплекса в целом и изготовка опытнейшего эталона было доверено НИИ-20 ГКРЭ. Основным конструктором комплекса был назначен В.П. Ефремов. Станцию обнаружения и целеуказания 1С12 разрабатывал НИИ-208 ГКРЭ (главный конструктор станции В.В. Райзберг), станцию наведения ракет 1С32 - НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор станции И.М. Дризе), пусковую установку 2П24 и ЗУР 3М8 - ОКБ-8 ГКАТ (главный конструктор установки и ракеты Л.В. Люльев). Гусеничные машины для ракетного комплекса разрабатывались в Свердловске в КБ Уралмашзавода под управлением ГС. Ефимова и в Омске в КБ завода 174. Базисной машиной для размещения пусковой установки являлись самоходно-артиллерийская установка СУ-100П («Объект 123» - Уралмашзавода) и ЗСУ-57-2 («Объект 550» - завод 174), станции обнаружения и целеуказания - ЗСУ-57-2 («Объект 551» - завод №174), станции наведения ракет - СУ-100П («Объект 124» -Уралмашзавода). Ведущим инженером по разработке базисных машин «Объект 123» и «Объект 124» был В.М. Пьянков. РЛС наведения автоматом отрабатывала информацию по целеуказанию от станции обнаружения цели и производила поиск цели. После обнаружения цели осуществлялся ее захват на автосопровождение. Наведение ЗУР выполнялось по радиокомандам.
1-ый опытнейший эталон комплекса «Круг» был сделан в конце 1962 г. В период с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. на 11-м Муниципальном полигоне (ст. Эмба) были проведены муниципальные тесты ЗРК «Круг». За время испытаний был произведен запуск 41 ракеты, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Постановлением СМ СССР от 26 октября 1964 г. комплекс «Круг» был принят на вооружение войск ПВО СВ. Все боевые средства комплекса «Круг» имели интегрированные автономные источники электроснабжения на базе газотурбинных агрегатов, которые были специально разработаны для этого комплекса.
Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» предназначалась для транспортировки, предстартового контроля, ввода полетного задания и управляемого наклонного старта ракет. Три пусковых установки 2П24 входили в состав зенитной ракетной батареи. ЗРК предназначался для прикрытия войсковых группировок и тыловых объектов фронта от уларов разных аэродинамических средств воздушного нападения. Он мог поражать воздушные суда и другие воздушные цели, парящие со скоростью до 800 м/с на высотах от 3000 м до 23 500 м и на дальностях от 11 000 м до 45 000 м. В состав ЗРК, вместе с самоходной пусковой установкой 2П24, входили станция обнаружения и целеуказания 1С12, сделанная на базе небронированного томного артиллерийского тягача АТ-Т, и станция наведения ракет 1С32.
Машина массой 29 т имела схему общей сборки с фронтальным расположением МТО. В носовой части корпуса слева находилось отделение управления, а справа - МТО, в каком устанавливался дизель В-105Б. В средней части корпуса располагалось боевое отделение. У левого борта было оборудовано рабочее место командира, у правого борта - оператора. В боевом отделении устанавливались артиллерийская часть, аппаратура подготовки, контроля и запуска ракет, навигационная аппаратура. В кормовой части корпуса располагаюсь отделение агрегата системы электропитания и отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г

На машине устанавливались две зенитные управляемые ракеты 3М8, любая из которых имела прямоточный воздушно-реактивный движок и четыре твердотопливных стартовых ускорителя, отделявшихся на исходном участке полета. Двухступенчатая управляемая ракета, сделанная по аэродинамической схеме «поворотное крыло», имела осколочно-фугасную боевую часть массой 150 кг. Подрыв боевой части происходил после срабатывания неконтактного радиовзрывателя на расстоянии наименее 50 м от цели. Стартовая масса ракеты составляла 2455 кг. Длина ракеты равнялась 8436 мм, поперечник - 850 мм. Средняя скорость полета ракеты составляла 800-1000 м/с. Возможность поражения воздушной цели одной ракетой - 0,7. Ракета, имевшая легкосъемные крылья и стабилизаторы, транспортировалась и стартовала с пусковой установки 2П24, оборудованной следящими приводами, которые работали по данным, постряпавшим по радиотелекодовой полосы от станции наведения 1С32. С пусковой установки на станцию наведения по этой же полосы поступали данные о готовности ЗУР к пуску.
Самоходная гусеничная база («Объект 123») имела противопульную броневую защиту и была вооружена системой противоатомной защиты. Базу силовой установки машины составлял четырехтактный V-образный дизель, жидкостного остывания В-105Б (модификация дизеля В-54) мощью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость 5 топливных баков топливной системы составляла 780 л. Охлаждающая система - вентиляторная. Запуск мотора осуществлялся сжатым воздухом либо электростартером СТ-16М. Для теплоотвода от выпускных коллекторов мотора и остывания узлов МТО была установлена система обдува моторно-трансмиссионного отделения.
Механическая ступенчатая коробка состояла из: головного фрикциона, двухпоточного механизма передач и поворота и 2-ух бортовых редукторов. Особенностью конструкции многодискового сухого трения сталь по стали с пружинным включением головного фрикциона являлось внешнее размещение ведомых частей. Это увеличивало момент инерции ведомых частей фрикциона и затрудняло переключение передач. Двухпоточный механизм передач и поворота имел 6 передач вперед и две передачи заднего хода. Кинематическая схема МПП включала: конический входной редуктор; цилиндрический реверс; трехвальную коробку с соосным расположением ведущего и ведомого валов (авто типа), две пары шестерен доп привода; два суммирующих планетарных ряда с блокировочными фрикционами; тормозами поворота и остоновочными тормозами. Коробка и суммирующие планетарные ряды были смонтированы в едином силуминовом картере. Приводы управления механизмом передач и поворота были механические, а привод управления основным фрикционом - гидропневматический с механическим дублированием. Бортовые редукторы представляли собой понижающие одноступенчатые редукторы разгруженного типа с передаточным числом 4,28. В бортовых редукторах применялись шестерни с косозубым зацеплением.
В состав гусеничного движителя, имевшего фронтальное размещение ведущих колес, входили: две мелкозвенчатых (шаг трака 125 мм) гусеницы с РМШ; два литых ведущих колеса цевочного зацепления; два направляющих колеса; два рычажно-винтовых механизма натяжения гусениц; двенадцать двухдисковых штампованных из дюралевого сплава опорных катков с внешней амортизацией; восемь поддерживающих катков (кpaйние - однодисковые, средние - двухдисковые) с внешней амортизацией. В системе подрессоривания машины были использованы двенадцать балансиров, двенадцать торсионных валов, двенадцать ограничителей хода балансира (упоры) и четыре гидравлических амортизатора. Особенностью конструкции балансиров являлось то, что ось опорного катка была выполнена под углом относительно осп балансира, что создавало «развал» опорных катков, обеспечивавший равномерное рассредотачивание нагрузки на диски опорных катков. Для ограничения деформации торсионных валов на бортах машины были установлены упоры. Упоры первых и последних узлов подвески имели по две буферные пружины, вторых и пятых - по одной буферной пружине. Для ограничения хода третьих и четвертых балансиров были предусмотрены жесткие упоры. Поршневые обоестороннего деяния гидравлические рессоры были установлены на последних узлах подвески.
Напряжение бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме составляло 24 В. Главным источником электронной энергии базисной машины являлся генератор Г-6,5, а зенитного комплекса - энергоагрегат 1Э7. Энергоагрегат 1Э7 размещался в кормовой части корпуса машины в особом отсеке. Его базу составляли одновальный газотурбинный движок ГТД-5 мощью 29,3 кВт (40 л.с.) и генератор С-20. Газотурбинный движок работал на дизельном горючем, поступавшем из топливной системы мотора В-105Б. При выходе из строя ГТД-5 генератор С-20 получал вращающий момент от специального редуктора, соединенного с движком В-105Б. Для наружной связи использовалась УКВ радиостанция Р-123М, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-124.
Технические свойства 2П24 ЗРК 2К11 «Круг»
Боевая масса - 29 т;
экипаж - 3 чел;
вооружение: 2 пусковых установки ЗУР;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 294 кВт (400 л.с.);
наибольшая скорость - 64 км/ч
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»