
Одной из государств, имевших на вооружении собственных сухопутных войск реактивные системы залпового огня семейства 9К51 БМ-21 «Град» и решивших провести их модернизацию в целях обеспечения соответствия данной системы артиллерийского вооружения требованиям войны последнего поколения, стала соседняя нам Белоруссия. В итоге проведенной работы Сухопутные войска Вооруженных сил Республики Беларусь получили в свое распоряжение освеженную реактивную систему залпового огня, нареченную очень символично - «БелГрад» (к городку Белград это заглавие никакого дела не имеет, так как это просто сокращенный вариант от полного наименования системы - «Белорусский Град»). Ей и посвящена наша еще одна публикация цикла материалов на тему реактивных систем залпового огня мира.
Вооруженные силы Республики Беларусь после обретения ею независимости получили в наследие от Русской Армии, а поточнее от Краснознаменного Белорусского военного окрестность, достаточно огромное количество 122-мм реактивных систем залпового огня типа 9К51 БМ-21 «Град» - по находящимся в открытом доступе данным, белорусские военные получили более 300 таких боевых машин и солидное количество боеприпасов. Но поближе к концу 1990-х годов перед командованием белорусских Сухопутных войск встал вопрос о необходимости что-то делать с базисным шасси стоящих на вооружении «Градов»: к тому моменту авто шасси «Урал-375Д», которые использовались в уникальных реактивных системах залпового огня, имели уже значимый износ, потому появилась настоящая угроза выхода из строя значимой части «Градов», что, как мы осознаем, могло плохо отразиться на боевой готовности белорусской армии и ее способностях по защите государственных интересов страны.

Белорусские спецы возникшую делему решили просто - было принято решение вполне поменять ходовку всех боевых машин 9К51 «Град»: выбор пал на колесное шасси армейского бортового вэдового грузовика завышенной проходимости МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6 разработки и производства Минского авто завода, на котором в итоге и расположили артиллерийскую часть рассматриваемой РСЗО. Базисная модель МАЗ-6317 находилась в массовом создании с 1993 года, а непосредственно для модернизации «Града» был взят вариант МАЗ-6317-05. Судя по всему, выбор белорусских военных и разработчиков пал на данную модель автомобиля не в последнюю очередь по той причине, что МАЗ-6317, по оценке самих белорусских автомобилестроителей, по своим способностям, техническому уровню и оснащению соответствует наилучшим мировым образчикам машин этого класса.
А именно, установленный на машине дизельный движок позволяет ей развивать скорость хода по шоссе 85 км/ч, а на пересеченной местности машина способна преодолевать подъемы до 30 градусов. При всем этом с учетом контрольного расхода горючего 45 л. на 100 км при скорости 60 км/ч емкость топливных баков, составляющая 550 л. (200 л. + 350 л.) обеспечивает машине припас хода до 1200 км. Не считая того, для самовытаскивания на данной машине расположена лебедка с тяговым усилием 12 000 кгс, длина троса составляет 60 метров.
Работы по программке модернизации реактивной системы залпового огня типа 9К51 «Град» были начаты белорусскими спецами в 1997 году. При всем этом весь комплекс опытно-конструкторских работ, нужных для воплощения привязки артиллерийской части системы 9К51 «Град» к новенькому колесному шасси, также все следующие тесты новых боевых машин и другие нужные мероприятия были выполнены спецами Минского авто завода, Военной академии Республики Беларусь (сотворена в согласовании с Указом Президента Республики Беларусь №192 от 17 мая 1995 года на базе 2-ух высших военных училищ - Минского высшего военного инженерного и Минского высшего военного командного училищ), Научно-технического комитета Министерства обороны Республики Беларусь и его правопреемника с 1997 года - Научно-технического комитета Вооруженных сил (после ряда преобразований данный орган был преобразован в Управление развития систем вооружения Вооруженных сил Республики Беларусь), также Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных сил Республики Беларусь (после начала в 2001 году реформы Вооруженных сил Республики Беларусь служба была сначала реорганизована в Управление ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных сил, а 30 марта 2005 года оно было переведено в состав Министерства обороны Республики Беларусь и переименовано в Управление ракетно-артиллерийского вооружения Министерства обороны Республики Беларусь).

Согласно инфы, изложенной на официальном веб-сайте белорусской компании «Белтехэкспорт» в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня 9К51 БМ-21 "Град" до уровня БМ-21А "БелГрад"», также в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня 9К51 БМ-21 «Град» до уровня БМ-21А» на веб-сайте ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» (г. Борисов, Республика Беларусь) и на веб-сайте «Автопром Беларуси» в разделе «БМ-21А "БелГрад"», главные работы, проведенные в рамках рассматриваемой модернизации системы реактивного артиллерийского вооружения «Град» заключались в проведении последующих мероприятий:
- замена шасси «Урал-375» на шасси МАЗ-6317-05;
- установка на боевой машине 2-ух стеллажей - по 20 (тип стеллажа 9Ф37) либо 30 (тип стеллажа 9Ф37М) реактивных снарядов на каждый стеллаж;
- установка откидной площадки наводчика боевой машины;
- переустановка корпуса ручного привода (разворот ввысь на 120 градусов) для обеспечения перевода в боевое положение доделанного кронштейна;
- установка доп панели коммутации для обеспечения разворота артиллерийской части на 180 градусов для выполнения заряжания со стеллажей, расположенных на шасси боевой машины;
- обеспечение работы артиллерийской части от аккумуляторной батареи при выходе из строя генератора станции питания;
- установка гидравлических домкратов для обеспечения горизонтирования боевой машины в процессе выполнения боевой стрельбы;
- установка копиров с упорами для роста угла обхода кабины до 58 градусов заместо 37 градусов, с подменой кулачков в ограничителе углов горизонтального наведения;
- переустановка буферов ограничения разворота артиллерийской части на углы 67 градусов на право и 180 градусов на лево от продольной оси шасси (предыдущий разворот - 67 градусов на право и 99 градусов на лево от продольной оси);
- поставка личного комплекта ЗИП;
- поставка нужного комплекта эксплуатационной документации на языке заказчика;
- замена радиостанции Р-108М на радиостанцию с усовершенствованными чертами Barrett 2082+;
- доработка кронштейна прицела БМ-12А-9248108Сб.
Модернизированная таким образом версия реактивной системы залпового огня получила обозначение «БелГрад» (с боевой машиной БМ-21А), тесты ее первого опытнейшего эталона были проведены 23 декабря 1997 года, а в 2001 году в рамках масштабных всеохватывающих оперативно-тактических военных учений «Неман-2001», проходивших в августе-сентябре 2001 года, модернизированная реактивная система залпового огня была представлена военно-политическому управлению Белоруссии и широкому кругу профессионалов, присутствовавших на учениях. В том же 2001 году модернизированная реактивная система залпового огня типа «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А была принята на вооружение белорусских Сухопутных войск и стала поступать в армейские подразделения. При этом по результатам первого шага ее эксплуатации в войсках были получены очень высочайшие оценки профессионалов, что позволило военным профессионалам даже заявить о том, что итог модернизации реактивной системы залпового огня типа «Град» с боевой машиной БМ-21 затмил все вероятные ожидания, а конкретно сама модернизированная боевая машина «приобрела свойства, которыми не обладала начальная система».

Разглядим конструктивные особенности модернизированной белорусской реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад». Сначала стоит отметить, что решение использовать в качестве шасси для модернизированной боевой машины РСЗО автомобиля завышенной проходимости модели MA3-6317-05 предоставило создателям эксклюзивную возможность выполнить изменение компоновочной схемы всей установки, придав ей, как говорилось выше, «качества, которыми не обладала начальная система». Речь тут идет о том, что вследствие того, что автомобиль MA3-6317-05 по сопоставлению с автомобилем «Урал-375Д» имеет чуть ли не в два раза огромную длину грузовой платформы - 6250 мм и 3900 мм соответственно, стало вероятным при сохранении базисной компоновочной схемы, предусматривающей размещение артиллерийской части боевой машины в корме последней, обеспечить размещение меж кабиной боевой машины и ее артиллерийской частью 2-ух стеллажей для перевозки доп боекомплекта - 60 реактивных снарядов, т.е. на один полный залп и еще на одну вторую такого (хотя в профильных средствах массовой инфы указывается, что был или разработан, или за ранее проработан также вариант размещения стеллажей, рассчитанных на два доп боекомплекта, т.е. на 80 реактивных снарядов).
Это позволяет боевому расчету модернизированной реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» производить перезаряжание пусковой установки без задействования транспортно-заряжающей машины, что, как мы осознаем, привело к существенному сокращению периода времени, нужного на перезаряжание пусковой установки и подготовки боевой машины к выполнению последующего залпа. При всем этом в связи с отсутствием у автомобиля MA3-6317 механизма выключения рессор в кормовой части новейшей боевой машины БМ-21А реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» были установлены две опоры с гидравлическими домкратами, которые призваны повысить устойчивость пусковой установки во время выполнения стрельбы.
Артиллерийская часть боевой машины белорусской реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» в целом осталась после модернизации той же самой, что применялась и на традиционной БМ-21 системы артиллерийского орудия «Град». В конструктивном плане она содержит в себе: пакет из 40 направляющих - стволов калибра 122,4 мм, расположенных в четыре ряда по 10 стволов в каждом; люльки; поворотного основания; устройств наведения пусковой установки; прицельных приспособлений, также соответственного пневматического и электротехнического оборудования. Посреди различий новейшей, модернизированной боевой машины БМ-21А системы «БелГрад» от боевой машины БМ-21 традиционного «Града», которые отлично приметны снаружи даже невооруженным глазом, является наличие в кормовой части машины специальной откидной площадки для наводчика.
Пойти на таковой шаг создателям пришлось по той причине, что из-за большей высоты кузова автомобиля MA3-6317 над уровнем земли по сопоставлению с базисным «Уралом-375Д», соответственно, оказалась выше над уровнем земли и высота расположения артиллерийской части модернизированной боевой машины БМ-21А, что, в свою очередь, сделало неосуществимым работу оператора с надлежащими системами пусковой установки при его нахождении конкретно на земной поверхности. Модернизированная боевая машина БМ-21А «БелГрад» как и раньше обеспечивает возможность ведения стрельбы как одиночными выстрелами, так и залпом. Управление режимами стрельбы и всей стрельбой военнослужащие боевого расчета РСЗО могут с помощью токораспределителя, которые располагается в кабине боевой машины, либо же при помощи специального выносного пульта (катушки), которая может употребляться на расстоянии до 60 метров от «материнской» боевой машины.
В свое время в средствах массовой инфы проходила информация о том, что в перспективе бортовое оборудование боевой машины БМ-21А «БелГрад» будет доведено до уровня модернизированной боевой машины русской системы «Град», включая установку системы наземной навигации и топопривязки, также новейших, помехозащищенных средств связи и нового портативного компьютера. Официальной инфы о том, были ли выполнены эти либо другие мероприятия по модернизации бортового оборудования боевой машины реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад», на момент сдачи данного материала создателю отыскать не удалось. Хотя, непременно, можно с полным правом представить, что за прошлые со времени принятия системы реактивного артиллерийского вооружения БМ-21А «БелГрад» на вооружение годы такие мероприятия белорусскими спецами все таки были реализованы.

Боевая машина БМ-21А модернизированной реактивной системы залпового огня типа «БелГрад» обладает способностью делать стрельбу всеми видами и типами реактивных снарядов, разработанных для базисной реактивной системы залпового огня «Град» и для ее модернизированных в Рф вариантов. Не считая того, в 2017 году стало понятно, что расположенное в Минске Республиканское производственное унитарное предприятие (РПУП) «Завод четкой электромеханики» (ЗТЭ) разработало для модернизированной реактивной системы залпового огня типа БМ-21А «БелГрад» линейку новых неуправляемых реактивных снарядов. Новые боеприпасы не только лишь сильнее предыдущих, да и владеют завышенной дальностью стрельбы. К примеру, реактивный снаряд под индексом 9М521МБ обладает дальностью в 40 км и вдвое большей мощью. При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный разрыв, продуктивность деяния возрастает в 4-7 раз. Мощность другого реактивного снаряда - 9М522МБ - в 5-7 раз больше, чем у стандартных боеприпасов 9М22У. При всем этом дальность полета ракеты составляет 34 км. Снаряды 9М522МБ и 9М521МБ уже находятся в массовом создании и приняты на вооружение белорусской армии. Таким образом, получив новые боеприпасы, РСЗО «БелГрад» стала в два раза «дальнобойнее» и в пару раз сильнее.
Вобщем, после практически 2-ух десятилетий насыщенной эксплуатации модернизированных реактивных систем залпового огня «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А белорусские военные спецы сделали вывод, что стремительно меняющиеся условия войны последнего поколения требуют проведения новейшей модернизации данной системы реактивного артиллерийского вооружения - с целью ее лучшего соответствия требованиям ведения боевых действий в новых критериях. В итоге проведенной в следующем работы была сотворена новенькая, улучшенная модификация данной реактивной системы залпового огня, опытнейший эталон которой в конце 2020 года прошел подготовительные тесты на полигоне «Осиповичский».
Технические свойства БМ-21А «БелГрад»
Боевой расчет РСЗО, человек 5
Калибр, мм 122,4
Число направляющих, штук 40
Боекомплект боевой машины, реактивных снарядов 40+40 / 40+60
Габаритные размеры боевой машины:
- длина в походном положении, мм 9450
- ширина в походном положении, мм 2710
- высота в походном положении, мм 3410
- высота при наивысшем угле возвышения, мм 4530
Наибольший угол возвышения, градусов 55
Малый угол возвышения, градусов 0
Углы горизонтального обстрела, градусов:
- на право от оси автошасси 70
- на лево от оси автошасси 102
Масса боевой машины без боеприпасов и боевого расчета, кг 13300
Масса оснащенной боевой машины, кг:
- с 40 реактивными снарядами в пакете 16340
- с 40 реактивными снарядами в пакете и 40 реактивными снарядами на 18980 стеллажах
- с 40 реактивными снарядами в пакете и 60 реактивными снарядами на 20300 стеллажах
Дальность стрельбы наибольшая, км 20,5 (40,0)
Дальность стрельбы малая, км 1,5
Длительность 1-го залпа, секунд 20
Время перезаряжания боевой машины, минут 7
Мощность мотора боевой машины, л.с. 330
Наибольшая скорость движения боевой машины, км/ч 85
Припас хода по контрольному расходу горючего при скорости 60 км/ч без учета доп баков, км 1200
Наибольший подъем, преодолеваемый боевой машиной полной массы, градусов 30
Наибольший преодолеваемый брод, метров 1,75