Вернуться назад Распечатать

Реактивная система залпового огня БМ-21УМ «Берест» (Украина)

122-мм реактивная система залпового огня, разработанная спецами Муниципального предприятия «Шепетовский ремонтный завод», получила обозначение БМ-21Мозг «Берест» и, как утверждается в официальных украинских материалах, способна поражать разные наземные цели на дальности до 20,4 км. На страничке официального веб-сайта Муниципального концерна «Укроборонпром», посвященного новенькому эталону артиллерийского вооружения, особо отмечается, что конструкторские работы по проектированию новейшей боевой машины БМ-21Разум осуществлялись спецами предприятия-разработчика «в тесноватой кооперации с артиллерийскими подразделениями и военнослужащими боевых машин реактивной артиллерии и принимая во внимание их советы и боевой опыт в целях сотворения новейшей машины». БМ-21Мозг «Берест» предназначен для подмены БМ-21 «Град», стоящей на вооружении Вооруженных сил Украины, - отмечается в информационном сообщении Муниципального концерна «Укроборонпром» от 9 октября 2018 года. - Внедрение нынешних цифровых технологий и новое шасси российского производства предоставляют «Бересту» главные боевые и эксплуатационные достоинства, которые существенно расширяют боевые способности РСЗО». Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от модернизированной РСЗО типа БМ-21У «Верба», данная система артиллерийского вооружения не является, как принято гласить, незапятнанным наследником русской реактивной системы залпового огня типа «Град», а представляет собой так глубокую модернизацию последнего, что пусть и с определенными допущениями, но полностью может считаться новым прототипом вооружения данного класса. В то же время, непременно, идеология построения и всей системы артиллерийского вооружения в целом, и входящей в ее состав боевой машины - пусковой установки реактивных снарядов а именно, по сути, осталась предыдущей. Ведь, как мы осознаем, навряд ли можно выдумать что-то лучше, чем система «Град». Если же рассматривать новейшую украинскую реактивную систему залпового огня с конструктивной точки зрения, сравнивая ее с базисными машинами семейства «Град», то разница с последними будет очень осязаемой. Дело в том, что в новейшей системе артиллерийского вооружения под замену попали не только лишь шасси и системы управления огнем, навигации и связи базисной боевой машины, но к тому же фактически сама ее артиллерийская часть: боевая машина РСЗО типа БМ-21Мозг «Берест» вооружена не 40-зарядным, а 50-зарядным пакетом для стрельбы реактивными снарядами. «Особенность новейшей РСЗО - повышение мощи залпа до 50 реактивных снарядов заместо 40 в «Граде», - отмечается в этой связи в информационном сообщении, размещенном на официальном веб-сайте Госконцерна «Укроборонпром». - Это позволяет гарантированно уничтожать противника и оперативно распределять огнь меж разными целями». Что все-таки касается шасси новейшей реактивной системы залпового огня, то в этом качестве спецы «Шепетовского ремонтного завода» решили использовать авто колесное шасси завышенной проходимости КрАЗ-5401НЕ с колесной формулой 4х4 и сборкой «кабина над двигателем». При всем этом сама кабина является бескапотной, двухрядной 4-х дверной и рассчитана на размещение в достаточно комфортабельных критериях четырех-пяти военнослужащих боевого расчета боевой машины РСЗО, а вкупе с ними и всей нужной аппаратуры новейшей системы вооружения. Данное шасси создано и выпускается компанией «АвтоКрАЗ», оно имеет последующие главные технические свойства: колесная формула - 4х4; наибольшая масса шасси - 17,2 тонны; грузоподъемность - 9 тонн; тип используемого мотора - дизельный движок с турбонаддувом; мощность мотора - 300-400 л.с.; коробка - механическая, 8-9 ступенчатая; полный боевой расчет - 5 человек; количество топливных баков - 2; емкость каждого топливного бака -165 л.; тип используемой шины - широкопрофильная с централизованной системой подкачки марки 445/65R22,5. По обнародованной создателем и изготовителем инфы, боевая машина БМ-21Разум системы орудия «Берест» способна перемещаться по дорогам с разным покрытием, прямо до полного бездорожья, со скоростью до 95 км/ч. При всем этом без дозаправки, на горючем в 2-ух собственных баках, боевая машина способна преодолеть расстояние до 600 км. Согласно проекту РСЗО типа БМ-21Мозг «Берест», на базисном авто шасси КрАЗ-5401НЕ устанавливается платформа с новыми артиллерийской частью и особым оборудованием: конкретно за кабиной боевой машины располагаются разные ящики для имущества и инструмента, запасное колесо и различное оборудование, тогда как в задней части грузовой платформы, фактически у самого ее среза, установлена артиллерийская часть - пусковая установка с блоком направляющих на 50 реактивных снарядов (направляющие размещаются в 5 вертикальных рядов по 10 направляющих в каждом из них). При всем этом для обеспечения стабилизации и горизонтирования боевой машины новейшей РСЗО на огневой позиции предусмотрены два гидравлических домкрата, размещенных в нижней части грузовой платформы - конкретно перед задней осью. Артиллерийская часть - пусковая установка боевой машины - в целом сохранила идеологию построения, применявшуюся на ее предшественниках: поворотное устройство, на котором закреплена качающаяся часть с закрепленным на ней пакетом направляющих, рассчитанным на 50 реактивных снарядов калибра 122 мм. Броско, что вместе с тем, что на новейшей машине сохранены кронштейн для установки прицела и маховики для ручного наведения, сразу были добавлены электронные приводы для обеспечения удаленного управления операциями боевой машины. Добавим, что в целях увеличения продуктивности управления боевой машиной на ней была установлена система зрительного контроля с камерой заднего вида, изображение с которой выводится на отдельный экран, установленный в кабине боевой машины. Согласно инфы, представленной в материалах Муниципального предприятия «Шепетовский ремонтный завод» и Муниципального концерна «Укроборонпром», главными различительными особенностями новейшей реактивной системы залпового огня БМ-21Разум «Берест» являются: - фактически все системы, оборудование, аппаратура и комплектующие БМ-21Разум «Берест» - кроме бортовой электрической вычислительной машины (бортовика) и комплекса средств связи - разработаны предприятиями государственного военно-промышленного комплекса и серийно выпускаются на местности Украины. По оценкам украинских профессионалов, это позволило не только лишь избавиться от зависимости от привезенных из других стран девайсов, но к тому же понизить цена всей системы орудия в целом. В свою очередь, бортовик и комплекс средств связи, судя по всему либо вполне, либо отчасти выполняются в европейских странах (может быть, что такое решение продиктовано требованиями по унификации систем ВСУ с ВС НАТО); - оснащение боевой машины сильной бортовой электрической вычислительной машиной (бортовым компом, который, как уже указывалось выше, может быть, поставляется из одной из европейских государств), также новым комплексом навигации и топопривязки, базу которого составляет система СН-4512 (тщательно о ней поведано в материале дальше), и цифровым комплексом связи и обмена данными; - размещенное на боевой машине БМ-21Мозг новейшей РСЗО особое оборудование и аппаратура позволяют личному составу боевого расчета с помощью установленного в кабине специального пульта управления стрельбой производить в автономном режиме подготовку к открытию огня и делать потом ведение одиночной либо залповой стрельбы реактивными снарядами без необходимости покидать для этого кабину машины (в дополнение к главному пульту управления стрельбой, который агрессивно закреплен в кабине, в распоряжении боевого расчета имеется и выносной пульт). При всем этом полный боекомплект быть может выпущен одним залпом всего за 25 секунд; - возросший на 25%, а конкретно на 10 реактивных снарядов (с 40 на «Градах» и «Вербе» до 50 на «Бересте»), готовый к стрельбе боекомплект боевой машины РСЗО. Необходимо подчеркнуть, что в значимой мере увеличение боевых способностей новейшей украинской реактивной системы залпового огня обеспечено за счет, во-1-х, наибольшей автоматизации процессов управления боевой машиной системы артиллерийского вооружения БМ-21Мозг «Берест» в целях ее внедрения по назначению, а, во-2-х, за счет широкого использования в новейшей РСЗО цифровых технологий. Последние, а именно, позволяют боевому расчету, как утверждается в забугорных источниках, получать в реальном масштабе времени четкие координаты по целям противника, поступающие с борта беспилотников-разведчиков, радиолокационных станций контрбатарейной борьбы и других систем разведки и целеуказания различного типа базирования. Вобщем, если оценивать тот состав бортовой аппаратуры и ее способности, которые заявлены создателями в открытых источниках, в таких больших способностях системы управления РСЗО типа БМ-21Разум «Берест» есть резонный повод усомниться. Как утверждается, создателю удалось в итоге обеспечить автоматизацию таких процессов как: топогеодезическая привязка боевой машины; автоматическое наведение пусковой установки (блока направляющих боевой машины) на назначенную цель (цели); выполнение стрельбы в разных режимах с одновременным отслеживанием расхода боеприпасов; удаленный контроль за боевой стрельбой; автоматическое возвращение пусковой установки (блока направляющих) в начальное положение; расширенные способности по обмену информацией, отображению карты местности с наложеными на нее целями и их координатами. Также необходимо подчеркнуть, что установленная на боевую машину реактивной системы залпового огня типа БМ-21Разум «Берест» навигационная система СН-4215 разработана спецами Муниципального предприятия «Оризон-Навигация», которое образовано в 1995 году на базе подразделений Смелянского радиоприборного завода «Оризон» и в текущее время организационно заходит в Муниципальный концерн «Укроборонпром». Практически СН-4215 сотворена на базе системы аналогичного предназначения СН-3210, но отличается от нее более высочайшими чертами. Основная задачка этой системы - обеспечение четких координат боевой машины при подготовке данных для выполнения боевой стрельбы по назначенной цели (целям). В состав СН-4215 входят экран отображения инфы со интегрированным приемником сигналов сателлитной навигации типа GNSS (таковой приемник разработан с внедрением программно-определяемого радио), наружняя антенна со интегрированным GNSS-приемником сателлитных сигналов, набор соединительных кабелей и крепежа, также набор рабочей документации и кейсы для транспортировки оборудования. Система обеспечивает выдачу координат боевой машины-носителя с точностью 10 метров по координатам, 15 метров - по высоте, 0,1 м/с - по скорости и 0,2 градуса - по азимуту. Экран у системы - жидкокристаллический, в защищенном выполнении, имеет массу 2,5 кг, диагональ 200 мм (рабочее поле - 170,0 х 110,0 мм) и разрешение 600х800 пикселей. Объем внутренней памяти - 16 Гб, спектр температур окружающего воздуха для обычной работы - от -30 до +50 градусов С, время непрерывной работы от одной зарядки батареи - более 3 часов (при 50-процентной яркости). В свою очередь приемный модуль станции имеет размеры 120,0х74,0х86,6 мм и массу менее 0,3 кг. В первый раз боевая машина реактивной системы залпового огня типа БМ-21Разум «Берест» разработки ГП «Шепетовский ремонтный завод» была продемонстрирована широкому кругу профессионалов в экспозиции предприятия-разработчика в рамках работы киевской выставки вооружений и военной техники «Зброя та безпека» («Оружие и безопасность»), которая проходила в период с 9 по 12 октября 2018 года. Машина вызвала достаточно высочайший энтузиазм со стороны военных профессионалов и журналистов. «В целом, БМ-21Разум «Берест», по сопоставлению с «Градом», имеет огромную мощность залпа, точность ведения огня, интеграцию в цифровые системы управления и наведения артиллерии, огромную мобильность и просит меньше времени для открытия огня», - делают вывод спецы Муниципального концерна «Укроборонпром», оценивая тактико-технические свойства и боевые способности новейшей системы артиллерийского вооружения после ее дебюта на выставке в Киеве в октябре 2018 года. Согласно инфы, приведенной на официальном веб-сайте Муниципального концерна «Укроборонпром», к истинному времени РСЗО типа БМ-21Мозг «Берест» удачно прошла фабричные тесты. «Предприятие готово принять заказы от Министерства обороны Украины и забугорных партнеров», - отмечается на страничке веб-сайта украинского муниципального оружейного концерна, посвященной рассматриваемой нами системе артиллерийского вооружения. Вобщем, на момент сдачи материала в печать о получении предприятием-разработчиком каких-то договоров на поставку новейшей реактивной системы залпового огня ничего понятно не было. Технические свойства Колёсная формула 4х2 Шасси КрАЗ-5401 Масса в боевом положении 17 200 кг Длина в походном положении 8 000 мм Ширина в походном положении 2 500 мм Высота в походном положении 3 130 мм Клиренс 270-290 мм Калибр 122 мм Количество направляющих 50 Тип мотора ЯМЗ-530 Мощность мотора 300 л. с. Наибольшая скорость по шоссе 90 км/ч Припас хода по шоссе 600 км создатель Владимир ПОДЫМОВ