
Разработка новейшей фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 - по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 - по системе управления; НИИ-125 - твердотопливные заряды мотора; завод «Баррикады» - наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Сначало на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве хим боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».
Сначало пусковую установку Бр-253 для ракет «Темп-С» предполагалось расположить на 2-ух машинах. Разработка пусковой установки Бр-253 была начата в КБ завода «Баррикады» 20 декабря I960 г. Сразу была начата разработка пусковой установки Бр-254 на полуприцепе МАЗ-5248. Но обе установки не были доведены даже до стадии испытаний. 29 мая 1963 г. для ракет «Темп-С» была начата разработка пусковой установки Бр-289, которая представляла собой модернизацию пусковой установки 9П11 (Бр-225). Установка была сделана в опытнейшем экземпляре. 9 ноября 1962 г. была начата разработка пусковой установки Бр-278, которая позднее получила индекс 9П120. 1-ый опытнейший эталон был сделан в 1963 г., а в 1964–1965 гг. Бр-278 прошла полигонные и войсковые тесты.
В состав комплекса 9К76 заходит:
- ракета 9М76,
- комплекты наземного оборудования технической и стартовой позиции.
Набор наземного оборудования технической позиции:
- транспортная машина 9Т215 для перевозки ракет,
- траспортная машина 9Т219,
- подъёмный кран 9Т35,
- машина испытаний и запуска (МИП) 9В243,
- машина автономных испытаний (МАИ) 9В476,
- машина-хранилище ГЧ 9Ф21М,
- палатка с бензоэлектрическим агрегатом и подогревателем воздуха.
Набор наземного оборудования стартовой позиции:
- пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 (см. компоновочную схему),
- машина испытаний и запуска 9В243,
- машина топогеодезической привязки ГАЗ-66Т.

Базу комплекса составляет твердотопливная двухступенчатая ракета 9М76, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощью 300кт (и имела в данном случае индекс 9М76Б) либо хим боевую часть “Туман-2". Ракета вооружена автономной инерциальной аналоговой системой управления с гиростабилизированной платформой (ГСП). Нужно увидеть, что 9М76 была первой из оперативно-тактических ракет, снаряженных ГСП. Необычное для оперативно-тактических ракет подключение аппаратуры к борту ракеты с внедрением кабель-мачты, пристыковываемой конкретно к приборному отсеку и откидывающейся при старте, позволило отрешиться от прокладки кабеля через соединение ступеней ракеты и содействовало увеличению надежности комплекса.
Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высочайшей проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси размещались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке расположены вспомогательное оборудование, набор ЗИП. На раме машины в задней части размещены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.
Электрическое оборудование ПУ обеспечивает работу всех ее приводов, подогрев ракеты и вентиляцию контейнера, внутреннюю и внешнюю связь, освещение ПУ, подогрев и вентиляцию кабин автомобиля. Источниками электроснабжения являются дизель-агрегат, установленный в кабине по левому борту, электрогенератор с приводом от мотора автомобиля, стартерные аккумуляторные батареи шасси. К ПУ быть может подключен наружный источник тока напряжением 26-30В.
Для обеспечения всепостоянства физических параметров твердотопливного заряда транспортирование ракеты производилось в контейнере 9Я230, снаряженном системой подогрева заряда РДТТ. Не допускалось "перемораживание" ракеты, другими словами нахождение её долгое время в критериях низких температур. Контроль за температурой при эксплуатации ракеты осуществлялся с помощью специального узла гиростабилизированной платформы. Конструкция данного узла включала: основание с отверстием, шарик несколько большего поперечника и контрольное окно. Шарик и основание были выполнены из материалов с различным термическим линейным расширением. При граничной температуре шарик проваливался в отверстие и это свидетельствовало о том, что ракета была "переморожена" и предстоящей эксплуатации не подлежала.

Транспортная машина 9Т219 смонтирована на базе МАЗ-543, шасси которой дооборудовано фронтальной опорой и подцапфенной опорой в задней части рамы машины. На шасси установлена платформа, на которую средством крана устанавливается контейнер со сложенными для транспортировки колесами. Контейнер обеспечивает защиту ракетной части от механических воздействий, погодных причин, изнутри покрыт теплоизоляционным материалом. После выгрузки ракеты контейнер подлежит возврату на станцию снабжения либо арсенал. Кран 9Т35 предназначен для проведения всех подъемно-перегрузочных и монтажно-стыковочных работ на разных шагах подготовки ракеты 9М76 к пуску. Кран стреловой, полноповоротный, с гидравлическим приводом силовых устройств, грузоподъемностью 16т, смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-537К.
Машина 9Ф21М в качестве ходовой части употребляет трехосный автомобиль завышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет железный термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено особое приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и телеги.
Пусковые установки 9П117 серийно выполнялись на Петропавловском заводе томного машиностроения. Так, в 1970 г. была сделана 41 пусковая установка, в 1971 г. - 40, а за 1-е полугодие 1972 г. - 21. 1-ый запуск ракеты «Темп-С» был проведен 14 марта 1964 г. Ракета пролетела 580 км. 5-ый запуск состоялся 18 июля 1964 г. Ракета пролетела 850 км с отклонением по дальности на 3,55 км и на лево на 3,44 км. (Из первых 5 пусков два были аварийные.) В процессе доработок ракеты точность ее была доведена до ± 2 км. Комплекс 9К76 с ракетой 9М76Б был принят на вооружение Постановлением Совмина № 99–27 от 7 февраля 1966 г. и поступил в массовое создание. Создание ракет «Темп-С» велось на заводе № 235 в г. Воткинске. В 1970 г. выпущено 100 ракет, в 1971 г. - 90, в 1-м полугодии 1972 г. - 50 ракет. В 1980-е годы в состав комплекса «Темп-С» была введена ракета с усовершенствованной точностью стрельбы (КВО было уменьшено с 1 км до 0,3 км) при предыдущей дальности полета ракеты.
В 1967 г. 1-ые полки, снаряженные комплексом «Темп-С», заступили на боевое дежурство в составе РВСН. В предстоящем в согласовании с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 20 февраля 1968 г. они все были переданы в состав Сухопутных войск, потому что обладали только оперативно-тактической дальностью. Так «Темп-С» стала фронтовой ракетой. На декабрь 1987 г., согласно заявленным Русским Союзом данным, ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск располагали пятью отдельными полками ракет «Темп-С» (в каждом полку от 4 до 6 пусковых установок. Дислокация: 2 полка с 1984 г. в ГДР, 1 полк в Белоруссии, 1 полк в Сибирском военном окружении, 1 полк в Среднеазиатском военном окружении), а в 7 районах развертывания группировки ракет «Темп-С» соответствовали бригадам трехполкового состава (по 12–15 пусковых установок). Дислокация: 2 бригады с 1984 г. в ГДР, 2 бригады с 1984 г. в ЧССР, 1 бригада в Среднеазиатском военном окружении, 1 бригада в Забайкальском военном окружении, 1 бригада в Дальневосточном военном окружении. Всего к декабрю 1987 г. имелось 135 пусковых установок, 220 развернутых и 506 неразвернутых ракет «Темп-С».
Посреди 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), другие свойства остались без конфигураций. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Кроме «Темпа-С» сначала 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на жестком горючем. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность - до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.
Тактико-технические свойства 9К76 «Темп-С»
Дальность стрельбы, км 900
КВО, м 3000 (2000)
Количество ступеней 2
Длина, мм 12380 (12780)
Наибольший поперечник, мм 1010
Стартовый вес,кг 9300
Вес БЧ,кг 530
Вес зарядов РДТТ,кг 6880
Шасси МАЗ-543А
Длина ПУ, мм 11490
Ширина ПУ, мм 3050
Движок Д12А-525А
Мощность,л.с. 525
Припас горючего,л 520
Меньший радиус разворота,м 13.5