Вернуться назад Распечатать

Легкая горная гаубица Mod 56 (Италия)

Альпийские войска всегда были особенной заботой командования сухопутных войск Италии. И всегда им требовались орудия малогабаритные и просто транспортируемые. Приобретенные от США 105-мм гаубицы M101 здесь очевидно не подходили. Ну и 120-мм минометы не могли решить всех задач горной артиллерии. Легкая горная гаубица должна была владеть не только лишь нужным сочетанием могущества и подвижности, да и подабающей универсальностью, ведя навесную либо настильную стрельбу, скорострельностью и в то же время - с учетом состояния экономики - быть достаточно дешевенькой. Последнее достигалось внедрением стандартных боеприпасов и конструктивных частей, недефицитных материалов. Компания «OTO Melara» начала разработку в 1950 году. В 1956-м был представлен макет, скоро принятый на вооружение под обозначением Modelo 56 (Mod 56). Массовое создание «OTO Melara» организовала на заводе в Специи. Гаубица имеет скрепленный ствол длиной 14 калибров. Для уменьшения энергии отката ствол оснащен съемным дульным тормозом (пятикамерным у ранешних партий, четырех-камерным у поздних). Затвор - клиновый вертикальный. Ударный механизм взводится автоматом либо вручную. Спуск вероятен спусковым рычагом либо при помощи шнура. Лафет включает верхний и нижний станки, соединенные вертикальной осью. Противооткатные устройства компактно смонтированы под стволом в два ряда - в верхнем два цилиндра гидропневматического тормоза отката, в нижнем - два накатника и тормоз наката. Уравновешивающий механизм включает две вертикальные винтообразные пружины. Нижний станок обеспечен раздвижными раскладными коробчатыми станинами и колесами с широкими пневматическими шинами. Шарнирный «перелом» станин в вертикальной плоскости и установка колес на кривошипах позволяют поменять высоту линия огня в широких границах. Для «гаубичной» стрельбы под углами возвышения до +65' орудие приподнимается, для стрельбы прямой наводкой (по танкам, к примеру) опускается на малый клиренс для наилучшей стойкости. Правда, «пушечная» стрельба допустима только по мере надобности - при настолько маленьком стволе дальность прямого выстрела и меткость невелики. Для подвесной стрельбы употребляется панорамный прицел, установленный слева от люльки ствола, для стрельбы прямой наводкой - телескопический прицел, установленный справа. Складывание станин в три раза позволяет уменьшать длину орудия при буксировке. Станины снабжены 2-мя комплектами сошников для различных грунтов. На лафет крепится маленькой съемный бронещит. Как и большая часть горных орудий, Mod 56 разбирается для транспортировки. Всего выходит 11 вьюков массой до 122 кг, что позволяет транспортировать их не только лишь легкими машинами либо мулами, да и пешком, правда - на маленькие расстояния. Разборка орудия у тренированного расчета занимает три минутки, сборка -четыре. Орудие может буксироваться автомобилем (к примеру, «Ленд Ровер»), перекидываться вертолетом типа UH-1, десантироваться парашютным методом. Для стрельбы употребляются унитарные 105-мм выстрелы американской серии М1, также выстрелы итальянской разработки. Правда, при укороченном стволе способности выстрела употребляются не стопроцентно, но на это пошли ради понижения массогабаритных черт. Кумулятивный снаряд M67 пробивает броню всего до 102 мм. Приняты и поболее действенные кумулятивные выстрелы, но в целом «противотанковая» роль гаубиц Mod 56 осталась малозначительной. Для роста дальности стрельбы до 13 км был разработан активно-реактивный снаряд. Поставки 105-мм гаубиц Mod 56 начались в 1957 году и совпали с реорганизацией итальянских альпийских войск. В артиллерийский полк альпийской бригады включали три-четыре дивизиона, в каждом - поначалу две, потом три шестиорудийные батареи 105-мм гаубиц. Для буксировки использовались 0,75-т джипы, для перевозки во вьюках - мулы либо трехколесные авто «Мото Гуцци Муло Мекканико». Легкая гаубица, перебрасываемая средним вертолетом, оказалась удачной и на наружном рынке: если для итальянской армии было сделано 320-360 орудий, то общий выпуск составил около 2400 шт. Посреди покупателей оказались Англия, Франция, ФРГ (для горных частей), также Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Замбия, Индия, Ирак, Испания, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новенькая Зеландия, Пакистан, Перу, Португалия, Родезия, Саудовская Аравия, Судан, Таиланд, Филиппины, Чили, Эквадор - всего более 30 государств. В ФРГ Mod 56 переоснастили однокамерным дульным тормозом. Английская морская пехота использовала 105-мм Mod 56 в 1964-1966 годах на Борнео, в 1964-1967 годах - в Южном Йемене. На Фолклендах в 1982 году Mod 56 использовали аргентинские части против англичан. 105-мм горные гаубицы были у австралийцев в Малайзии в те же 1964-1966 годы, у австралийцев и новозеландцев во Вьетнаме в 1965-1967 годах. Технические свойства гаубицы Mod 56 Калибр, мм 105 Масса в походном положении , кг 1290 Длина, м 3,65 Ширина, м  1,5 Высота, м  1,93 Угол вертикалого наведения, град. -5°.. +65° Угол горизонтального наведения, град. 360° Максимаьная дальность стрельбы, м 10575