Вернуться назад Распечатать

Баллистические ракеты средней дальности Р-5 и Р-5М (СССР)

Работы над проектом ракеты Р-5 явились логическим продолжением работ над ракетой Р-3. Эскизный проект ракеты Р-5 был закончен в октябре 1951 г. 1-ый шаг летных испытаний ракеты Р-5 прошел в марте - мае 1953 г. на полигоне Капустин Яр. Всего было произведено 8 пусков ракет: два запуска 15 и 18 марта 1953 г. на дальность 270 км, 5 на наивысшую дальность 1200 км и один - на 550 км. 1-ый удачный запуск на наивысшую дальность провели 19 апреля 1953 г. Запуски на дальность 270 км были успешными. При 2-ух запусках ракет на наивысшую дальность 1200 км обнаружились недоделки. Обычный полет ракеты длился до 64,5 с до большей степени статической неустойчивости, после этого полет ракеты прекращался из-за утраты маневренности. При последнем пуске на 550 км условия испытаний для проверки стойкости полета были более жесткими, потому что ракету оснастили 4-мя навесноыми головными частями, которые повышали величину дестабилизирующего аэродинамического момента. Запуск прошел нормально. 2-ой шаг летных испытаний ракеты Р-5 проходил в октябре - декабре 1953 г. Было проведено семь пусков ракеты на дальность 1185 км. Один из пусков был плохим из-за повреждения в бортовой кабельной сети, что привело к выдаче досрочной команды на выключение мотора и, как следует, недолет ракеты. По двум шагам испытаний не удалось на сто процентов решить все задачки отработки ракеты: не до конца была испытана надежность ракеты, ее систем агрегатов, не на сто процентов оценена ее эксплуатация с навесноыми головными частями и не был проверен весь комплекс наземного оборудования. 3-ий шаг летных испытаний ракеты Р-5 проходил с августа 1954 г. по февраль 1955 г. Всего было произведено 19 пусков: 5 пристрелочных, 10 зачетных, к которым еще добавили 4 пристрелочных из-за неудач с отработкой радиоуправления дальностью. В ряде пусков наблюдалось ослабление радиосигнала. Чтоб достигнуть подходящих результатов, потребовалась передислокация наземных пт радиоуправления полетом ракеты Р-5, что вызвало долгий перерыв в ее испытаниях. Ракета Р-5 с зарядом обыденного взрывчатого вещества не могла быть действенным орудием. При таком рассеивании издержки на создание и пуск Р-5 значительно превосходили возможный урон противника от попадания ее боеголовки. Ракета Р-5 одноступенчатая. Для обеспечения полетной дальности ракеты Р-5 в 1 200 км, для нее был сотворен новый маршевый однокамерный ракетный движок РД-103, разработанный в ОКБ-456 под управлением головного конструктора В.П. Глушко (главный конструктор В.А. Витка). Он перетерпел значительные конфигурации по сопоставлению со своими предшественниками РД-100 и РД-101. Движок работал на горючем состоящим из 92-процентного этилового спирта (горючее) и водянистого кислорода (окислитель). На РД-103 была форсирована тяга до 44 тс на земле. Форсирование тяги обеспечивалось методом увеличения давления в камере, что потребовало принятия мер по обеспечению прочности узлов и агрегатов мотора и интенсификации остывания камеры сжигания. Значимым различием мотора РД-103 от его прототипов явилось введение насосной подачи перекиси водорода. Это позволило отрешиться от томного железного торовидного бака с рабочим давлением 50 атм и поменять его дюралевым баком с давлением 3,5 атм. Конструкторским изменениям подверглись и другие узлы, и агрегаты мотора. Была модернизирована система и автоматика пуска и управления движком, введено регулирование тяги мотора в полете. Баки ракеты Р-5 были сделаны и алюминиево-магниевого сплава Амг3 (в предстоящем применялся сплав Амг5). Хвостовой отсек на первых ракетах изготавливался из стали, в следующем - из дюралевого сплава Д16Т. Пуск ракеты был должен выполняться со стационарной наземной пусковой установки (пускового стола). Пусковой стол создавался в ГСКБ «Спецмаш» (сейчас «НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина» - филиал ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной галлактической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ») под управлением В.П. Бармина. Метод старта - газодинамический.

В ракете Р-5 использовалась инерциальная система управления (СУ) с радиоуправлением по дальности и боковой радиокоррекцией полета. Инерциальная СУ разработана в НИИ-885 (сейчас АО «Российская компания ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (заходит в АО «Российские галлактические системы») под управлением М.С. Рязанского и Н.А. Пилюгина и в НИИ-944 (сейчас «НИИ прикладной механики им. академика В.И. Кузнецова» - филиал АО «ЦЭНКИ») под управлением В.И. Кузнецова. Система радиоуправления спроектирована под управлением Б.М. Коноплева в НИИ-20 (сейчас АО «Научно-исследовательский электромеханический институт» - АО «НИЭМИ» - заходит в состав Концерна ВКО «Алмаз - Антей»). Управление ракетой в полете производилось с помощью газоструйных и аэродинамических рулей. Система управления инерциальная с боковой радиокоррекцией.

Ракета имела моноблочную отделяемую в полете головную часть(ГЧ) длинноватой 5 250 мм, в какой находилась боеголовка. Масса головной части с обыденным взрывчатым веществом по проекту составляла 1 425 кг. Головная часть была выполнена оживальной формы с острой носовой частью и конической стабилизирующей юбкой в хвостовой части. ГЧ имела теплостойкое покрытие, выполненное на базе сублимирующих материалов. Отделение ГЧ происходило с внедрением пневмотолкателя. При дальности стрельбы 1 200 км возможное отклонение ГЧ от цели составляло по дальности ±1,5 км и боковое отклонение - ± 1,25 км. Не считая того, предлагались доп (боковые) головные части. Две из них можно было использовать при стрельбе на дальность от 560 до 810 км, четыре общим весом 3 830 кг - при стрельбе на дальность до 560 км. Масса БЧ - 1450 кг (в процессе испытаний использовалась и БЧ массой 1000 кг). Взрыватель контактный.

При рассеивании в 1,25 - 1,5 км ракета Р-5 даже с самым массивным с зарядом обыденного взрывчатого вещества не могла быть действенным орудием. Издержки на создание и пуск ракет Р-5 значительно превосходили возможный урон противнику от попадания ее боеголовки. В связи с этим по распоряжению Совета Министров СССР от 13 августа 1955 г. и в согласовании с Постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1955 г. была осуществлена разработка головной части (ГЧ) с боевыми радиоактивными субстанциями, получившая наименование «Генератор-5». Для заправки ракет с ГЧ типа «Генератор-5» в 1955 году в Особенном конструкторском бюро Ленинградского Кировского Завода (ОКБ «ЛКЗ») на базе томного танка был сотворен защищенный самоходный манипулятор «объект 805» массой 72 тонны. Бывалые эталоны ракет выполнялись на Опытнейшем заводе НИИ-88.

В согласовании с Постановлением Совмина от 10 апреля 1954 г. в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5 была начата разработка ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Дальность стрельбы оставалась без изменений - 1200 км. Головная часть с ядерной боеголовкой в полете отделялась от корпуса. Возможное отклонение от цели по дальности было ±1,5 км, а боковое ±1,25 км. Для испытаний ракет Р-5 в ЦКБТМ был сотворен в единственном экземпляре лафет 8У211. Для увеличения проходимости установщика по грунтовым дорогам и бездорожью ГАУ предложило создать установщик на гусеничном ходу. В Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБТМ) было сделано несколько образцов гусеничного установщика 8У220. Но 8У220 имел малый ресурс движения и в серию не пошел. Уже в процессе полигонных испытаний для установки ракеты Р-5 в ГСКБ «Спецмаш» был разработан установщик, имевший принципно хорошую от лафетного типа схему, который получил заглавие «Установщик портального типа». По этой схеме установщик представлял собой смонтированную на серийной грузовой автомашине мачту портального типа, которая после подъезда установщика к пусковому столу выставлялась в вертикальное положение при помощи подъемного механизма с зубчатым сектором, закрепленном на портале. Установщик с ракетой подстыковывался к столу с обратной стороны. Со смонтированной на установщике лебедки сматывалась тросовая обойма с серьгой и закреплялась на раме телеги. Этой лебедкой установщик с ракетой подымался в вертикальное положение. Для удержания телеги от опрокидывания в сторону установщика предполагалось использовать уравновешивающее устройство в виде бетонного куба, подвешенного к канату, одним концом закрепленному на телеге, а другим к анкеру, забетонированному в землю. В итоге анализа конструкции и схемы работы установщика портального типа в ЦКБТМ в 1952 г. разработали бывалые эталоны установщиков портального типа, получившие индекс 8У25. Внедрение установщика портального типа практически привело к разделению конструкции установщика лафетного типа. Функции стрелы лафетного установщика возложили на транспортную телегу ракеты, а силовые нагрузки при подъеме, воспринимаемые ранее рамой и шасси, передали стреле и пусковому столу. Это позволило понизить вес отдельных агрегатов, применяемых при установке ракеты, но потребовало введения заблаговременно установленных на стартовой позиции анкеров, другими словами подготовительного оборудования стартовой позиции. Заправка горючим выполнялась при помощи насосов, а заправка окислителем (водянистым кислородом) и перекисью водорода - методом вытеснения сжатыми газами из баков заправщиков. 21 января 1955 г. на полигоне Капустин Яр был осуществлен 1-ый старт ракеты Р-5М. Запуск прошел удачно. С января по июль 1955 г. было запущено 14 ракет Р-5М, из них 13 достигнули цели. Две ракеты отклонились больше, чем на 7 разрешенных градусов, и движок был отключен системой АПР (автоматический подрыв ракеты). Заключительный (пристрелочный) шаг летно-конструкторских испытаний ракет Р-5М проходил в августе - ноябре 1955 г. Было проведено 10 пусков, из них 5 на дальность 1165 км, три на дальность 1083 км и два на 1189,8 км (зависимо от веса ракеты). На этих испытаниях радиосистема управления дальностью полета рассматривалась как временное решение, потому что в предстоящем предполагалось укомплектовать бортовую часть системы управления автономной системой управления дальностью полета. Из 10 пусков восемь прошли удачно. Результаты пристрелочных пусков 1955 г. послужили основанием для подготовки в последующем, 1956 г., испытаний ракеты Р-5М по полной программке. К зачетным испытаниям, которые проходили с 11 января по 6 февраля 1956 г., были представлены 5 ракет. Головные части 4 из них имели действующие макеты атомного заряда, в каких было все, что необходимо для атомного взрыва, не считая товаров атомного распада, вызывающих цепную реакцию. Проверялись стыковка головной части с бортовыми системами ракеты, разработка подготовки и надежность работы в полете всей автоматики. Четыре запуска прошли нормально. 5-ый запуск состоялся 2 февраля 1956 г. Ракета Р-5М в первый раз в мире несла ядерный заряд. Пропархав около 1200 км, головная часть без разрушения дошла до поверхности в районе Аральских Каракумов. Сработал ударный взрыватель, вызвавший ядерный взрыв мощью около 80 кт. Постановлением Совмина от 21 июня 1956 г. ракета Р-5М была принята на вооружение Русской армии под индексом 8К51. В 1956 г. были поставлены на боевое дежурство 24 ракетных комплекса. В будущем году их число удвоилось. В нескольких инженерных бригадах ракеты Р-2 были изменены на Р-5. 77-я и 80-я бригады дислоцировались близь города Новые Белокоровичи Житомирской области, 72-я (бывшая 22-я) бригада - близ города Медведь Новгородской области, 73-я (бывшая 23-я) бригада - у города Камышин Волгоградской области, 85-я (бывшая 54-я) так и осталась на полигоне Капустин Яр, а 90-я (бывшая 56-я) - на местности Киевского военного окрестность. В конце 1958 г. 72-я бригада передислоцировалась в район городов Фюрстенберг и Фогельзанд на северо-восток ГДР. С этих позиций Р-5 могли поражать всю местность Великобритании и огромную часть Франции. В 1959 г. две бригады инженерных войск РВГК, снаряженные Р-5М, заступили на боевое дежурство на позициях поблизости Симферополя и Гвардейска (Калининград-екая область). Несколько позднее Р-5М возникают и на Далеком Востоке. В их зоне досягаемости оказались вся Япония и Маньчжурия. В 1959 г. в боевой готовности находились 32 пусковые установки ракет Р-5М, а в I960 г. - 36. Это число пусковых установок сохранялось постоянным до 1965 г.- Время предстартовой подготовки к пуску ракеты Р-5М составляло около 2 часов. Мощность зарядов ракет Р-5М пару раз изменялась, были и заряды в 300 кт, а, в конце концов, поступили термоядерные заряды мощью 1 Мт. Ракеты Р-5М имели значимый недочет, связанный с внедрением в качестве окислителя водянистого кислорода, который стремительно испарялся и не позволял держать ракету в заправленном состоянии выше 30 суток. Для выработки припаса кислорода нужно было иметь массивные кислородные фабрики в районах базирования ракетных частей, что делало комплекс Р-5М неподвижным и неспособным к резвому ответному удару. Комплекс Р-5М стал первым аргументом Н.С. Хрущева: во время Суэцкого кризиса он угрожал Великобритании и Франции нанести удар ракетами Р-5М с ядерными боевыми частями. На базе ракеты Р-5 были сделаны геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б и Р-5В. Сначало ракеты Р-5 и Р-5М изготавливались на Опытнейшем заводе № 88 в г.   Мытищи. Всего до 1956 г. заводом № 88 было сделано 75 ракет Р-5 и Р-5М для стендовых и летных испытаний. В 1956 г. ракета Р-5М была передана для серийного производства на завод № 586 в г. Днепропетровске. В 1968 г. ракета Р-5М была снята с боевого дежурства. Данные баллистической ракеты Р-5М Дальность наибольшая, км 1200 Число ступеней 1 Стартовый вес, т 29,1 Вес полезной нагрузки, кг 1350 Вес горючего, т 24,9 Длина ракеты, м 20,75 Наибольший поперечник, м 1,65 Число головных частей, шт 1 Предельное отклонение, км 6,0 Номинальная тяга мотора в вакууме, кН 500 Тип горючего - Жидкое