
БРПЛ Р-21 (индекс УРАВ ВМФ - 4К55) - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета подводных лодок. В составе ракетного комплекса Д-4 заходила в состав вооружения атомных подводных лодок проектов 629А и 658М. Разработка ракеты была задана постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1958 года. Головным создателем было определено ОКБ-586. Главный конструктор - М. К. Янгель. Эскизный проект ракеты создавался вкупе с ленинградскими конструкторскими бюро ЦКБ-16 (создатель подводных лодок) и КБ-1 в ЦКБ-34 (создатель пусковых установок).
Наименее чем через год после начала разработки, 17 марта 1959 года, из-за необходимости сосредоточиться коллективу ОКБ-586 на работах по созданию БРСД Р-14 и МБР Р-16 разработка ракеты Р-21 была передана в СКБ-385, а основным конструктором ракеты назначен В.П. Макеев.
Конструктивно ракета Р-21 представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с жидкостным движком и отделяющейся головной ядерной частью. Необходимость обеспечения подводного старта востребовала обеспечения плотности отсеков ракеты, электроразъемов, кабелей и пневмогидравлической аппаратуры. Корпус ракеты производился цельносварным из листовой нержавейки и состоял из 4 отсеков: приборного, бака окислителя, бака горючего и хвостового отсека со стабилизаторами. Связь меж системой управления, расположенной в приборном отсеке, и исполнительными механизмами осуществлялась при помощи герметичных кабелей, выходящих на внешнюю поверхность корпуса. Связь с бортовой системой управления ракетоносца осуществлялась при помощи 2-ух особых бортовых разъемов. Баки окислителя и горючего сразу служили силовым корпусом ракеты. Межбаковое место сообщается с хвостовым отсеком через кольцевой зазор меж расходной трубой окислителя и тоннельной трубой, расположенными в баке горючего. Жидкостный ракетный движок был разработан в КБ хим машиностроения. Работал на паре топлив ТГ-02/АК-27И и имел тягу у земли 40 тонн.
Летные тесты ракеты были начаты 15 мая 1961 года. На первом шаге, продлившемся до 22 июля 1961 года, с погружного щита было выполнено 5 пусков макета ракеты К1.1. Конструктивно это был макет ракеты Р-21, на котором для уменьшения времени работы были уменьшены объемы баков окислителя и горючего. На втором шаге испытаний, продлившемся с 29 августа по 11 сентября 1961 года, было осуществлено три запуска макета К1.1 с борта подводной лодки С-229 проекта 613, специально переоборудованной для этих целей. Запуски выполнялись с глубины 40-50 метров и скорости лодки 2,6-3,5 узла. Летно-конструкторские тесты начались 24 февраля 1962 года запуском ракеты Р-21 с борта подводной лодки К-142, переоборудованной по проекту 629Б. На лодке из 3-х шахт две носовых были переделаны под Р-21, а 3-я осталась закрыта затычками. Всего в процессе испытаний было запущено 15 ракет. Двенадцать пусков признаны успешными.
Потом приступили к совместным испытаниям (ракета, ракетный комплекс, подводная лодка), в процессе которых было осуществлено 12 пусков. Они все были успешными. Ракета Р-21 в составе комплекса Д-4 была принята на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1963 года № 539-191сс. Не считая 2-ух опытнейших лодок - С-229 проекта 613 и К-142 проекта 629Б - под ракету Р-21 переоборудовались лодки проектов 629 и 658 по проектам соответственно 629А и 658М. Под проект 629А были переоборудованы дизель-электрические подводные лодки К-36, К-72, К-75, К-79, К-88, К-91, К-93, К-96, К-99, К-126, К-129, К-139, К-142 и К-163. Под проект 658М были переоборудованы семь атомных подводных лодок: К-16, К-19, К-33, К-40, К-55, К-149 и К-178.
За время нахождения ракеты Р-21 на вооружении было произведено 228 пусков. Из них 193 запуска были успешными. В согласовании с советско-американским контрактом об ограничении наступательных вооружений (ОСВ-1) с 1977 года началось снятие ракетного орудия с подводных лодок проекта 658М. В 1979 году эта процедура была закончена на головной лодке - К-19. С 1983 по 1987 год снятие ракет было проведено и на других лодках этого проекта. Совсем эти лодки были списаны в 1986-1991 годах.
Технические свойства 4К55 Р-21
Длина, м - 12,9
Поперечник, м - 1,4
Стартовая масса, т - 16,6
Масса боевой части, т - 1,179
Наибольшая дальность, км - 1400
Радиальное возможное отклонение, км - 2,8
Тип головной части - ядерная
Мощность головной части, Мт - 0,8-1
создатели статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 наилучших ракет СССР и России»